Управление муниципальным экономическим развитием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Докладчик: Филиппов А. ФЭУТ IV-2 ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА Москва.
Advertisements

Инвестиции
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Полномочия ОМС в сфере коммунального хозяйства по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Фонд «Институт.
Развитие системы управления недвижимостью в Минске Гурьянова Л.В.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
КОНЦЕПЦИЯ проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к индустриальным (промышленным) паркам в целях применения.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Транксрипт:

Управление муниципальным экономическим развитием

Цель и задачи муниципального экономического развития Цель – повышение уровня, улучшение качества жизни населения через развитие экономической базы Задачи: –Развитие налоговой базы –Создание рабочих мест –Повышение благосостояния Направления деятельности: –Сохранить существующую деловую активность –Привлечь новую деловую активность, инвестиции МЭР ориентировано больше на экономику муниципального образования, нежели на муниципальную экономику

Пять ключевых элементов организации муниципального экономического развития – пример «западного» подхода 1.Планирование и партнерство 2.Деловой климат 3.Инфраструктура 4.Поддержка и сохранение бизнесов и предпринимателей 5.Привлечение фирм/инвесторов 1.Planning & Partnership 2.Business Climate 3.Infrastructure 4.Business & Entrepreneur Support & Retention 5.Business/Investor Attraction

Сущность деятельности органов МСУ по муниципальному экономическому развитию Не управлять напрямую бизнесом, а: –предоставлять предпринимателям возможности –поддержать предпринимателей путем сокращения препятствий в их деятельности Экономическое развитие – как и всякий бизнес, сфера конкуренции между муниципалитетами

Субъект и объект управления муниципальным экономическим развитием Субъект – само местное сообщество, действующее через органы местного самоуправления. Объект: –предприятия, учреждения и организации в муниципальной собственности (прямое управление) –прочие объекты на территории муниципального образования ( косвенное управление)

Объект: по видам хозяйствующих субъектов Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения (разновидность МУПов – казенные предприятия) Предприятия немуниципальной формы собственности –Градообразующие –Прочие крупные –Малые и средние

Инвестиционная деятельность Поддержка и развитие промышленности Развитие МСБ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Муниципальное экономическое развитие – «смесь» направлений деятельности

Виды деятельности по муниципальному экономическому развитию Разработка политики –Стратегическое планирование –Политика относительно объектов в муниципальной собственности –Инвестиционная политика –Промышленная политика –Развитие МСБ –Формирование механизмов ГЧП Непосредственное управление процессами (рассмотрим позже)

Разработка политики относительно объектов в муниципальной собственности

Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения МУПМУ Сферы деятельности Жилищно-коммунальный комплекс Городской транспорт Кроме того: магазины, рынки, аптеки, кинотеатры, гостиницы, хлебозаводы и т.п. Детсады, школы, поликлиники, центры социального обслуживания, приюты и т.п. Правовые основания пользования и распоряжения муниципальным имуществом Хозяйственное ведениеОперативное управление

Функции уполномоченного органа местного самоуправления в отношении муниципального унитарного предприятия Функции Утверждает устав МУП Определяет предмет, цели и задачи деятельности Формирует уставный фонд Утверждает цены и тарифы на продукцию и услуги МУП Назначает по контракту и снимает директора, согласовывает назначение главного бухгалтера Определяет порядок составления и утверждения показателей плана (программы) финансово- хозяйственной деятельности Осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества МУП В случае реорганизации или ликвидации предприятия назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационный баланс

Обоснование целесообразности использования частного сектора для предоставления муниципальных услуг Муниципальные предприятияЧастный сектор ПлюсыГарантия предоставления услуг Доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене Обеспечение муниципальных стандартов качества Использование успешного опыта других предприятий Предоставление таких услуг, которые требуют быстрой реакции на изменения рынка Использование инноваций Предоставление услуг различным слоям населения Желание рисковать Профессиональный опыт и др. МинусыНезаинтересованность в сокращении затрат Ограниченные возможности влияния собственника Угроза потери муниципального имущества в результате банкротства Отсутствие интереса к некоторым видам муниципальных услуг Недоброжелательность части населения к частному сектору

Инвестиционная политика муниципальных образований

Исходные термины Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность – вложение инвестором средств (инвестирование) и практические действия по их использованию Инвестиционная политика (муниципальная) – целенаправленной, системной деятельности по привлечению в экономику МО внешних инвестиций и управлению бюджетными инвестициями.

ВИДЫ ИНВЕСТИЦИЙ по разным основаниям Прямые и портфельные Внутренние и иностранные Финансовые и нефинансовые Производственные и интеллектуальные Инвестиции из общественных источников и частные Инвестиции организаций муниципальной и немуниципальной форм собственности

Важно: два вида инвестиций в муниципальных образованиях Инвестиции в муниципальную экономику – вложения в экономическую деятельность, связанную с оказанием общественных услуг Инвестиции в экономику муниципального образования – вложения в прочую экономическую деятельность, ведущуюся на территории муниципального образования

Муниципальное образование в инвестиционном процессе Либо само непосредственно инвестирует Либо занимается регулированием, созданием благоприятных условий для внешних инвестиций

Примерный перечень сфер деятельности, в которые могут быть инвестированы общественные средства Строительство многоквартирного социального жилья (с ограничением на доход граждан, которым это жилье может быть предоставлено) Строительство объектов социально-культурного значения, спортивных сооружений Строительство и ремонт транспортных сооружений Общественный транспорт, включая строительство стояночных площадок Водоснабжение и водоотведение Вывоз и переработка мусора Теплоснабжение Электроснабжение Газификация Охрана окружающей среды

Регулирование, создание благоприятных условий для внешних инвестиций Приоритеты – в соответствии со стратегией муниципального образования: имеющие специальные приоритеты осуществляющиеся в пределах определенных территорий, как правило, депрессивных не предполагающие выпадения налоговых доходов бюджета

Пример: Инвестиционная политика Санкт-Петербурга Основывается на принципах: доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором; презумпции добросовестности инвесторов; сбалансированности публичных и частных интересов; открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности; ясности и простоты инвестиционного процесса в Санкт- Петербурге; равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур; объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях; неизменности принятых решений; взаимной ответственности Санкт-Петербурга и инвесторов.

Муниципальная промышленная политика Термин «российский», в основном про отношения с существующими предприятиями Задачи: Поддержать существующие предприятия Стимулировать: –модернизацию предприятий –инновационную активность предприятий –участие предприятий в реализации социально значимых инвестиционных проектов –кооперацию с малым бизнесом

Муниципальная промышленная политика Советское время: город для предприятий В современных условиях – договорная основа Связь со стратегическим и комплексным социально-экономическим планированием Роль в развитии частно-государственного партнерства

Направления деятельности органов местного самоуправления по взаимодействию с градообразующими предприятиями (по Р. Бабуну) Направления деятельностиМеханизмы и возможные результаты Мониторинг и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий Выявление тенденций развития предприятий, выявление предприятий, способных в результате оздоровления дать наибольший эффект для местной экономики Разработка предложений по ориентации предприятий на местный рынок Наличие незагруженных мощностей на многих предприятиях позволяет рассчитывать на осуществление такой переориентации при небольших затратах. Администрация должна обеспечить предприятия информацией о потребностях территории в определенной продукции и услугах Предотвращение необоснованного банкротства предприятий Вхождение руководителей городов в состав комитетов кредиторов градообразующих предприятий – должников местных бюджетов Привлечение предприятий к участию в развитии территории Разработка комплексных программ развития с определением роли отдельных предприятий в их реализации, совместное финансирование программ

Проблемы реализации промышленной политики Отсутствие законодательных механизмов участия предприятий в социально- экономическом развитии муниципальных образований Формирование вертикально ориентированных ФПГ Криминализация экономики

Политика поддержки МСБ Цели Создание рабочих мест Диверсификация местной экономики Увеличение доступности и повышение эффективности оказания общественных благ Аутсорсинг для крупных предприятий Венчурный бизнес

Частно-государственное партнерство – возможные выгоды общественного сектора Доступ к финансовым ресурсам частного сектора и экспертной оценке управления Повышение качества услуг Бóльшая эффективность из-за конкуренции среди потенциальных частных партнеров Разделение рисков с частным сектором Экономическое развитие как следствие стимулирования активности частного сектора

Частно-государственное партнерство – возможные выгоды частного сектора Коммерческие выгоды от деятельности партнерства Возможность расширить свою деятельность Доступ к новым рынкам Репутационные выгоды Разделение рисков с государством Экономический рост на местном рынке

Типы частно-государственного партнерства в инфраструктурном секторе Управление объектами муниципальной собственности –Аренда (возможны условия и ограничения) –Концессия –Доверительное управление Строительство и управление с передачей в муниципальную собственность

Некоторые вопросы к деятельности органов МСУ по муниципальному экономическому развитию Допустимы ли преференции тому или иному бизнесу в условиях рыночной экономики? Возможны ли соглашения между муниципалитетами в условиях рыночной конкуренции? Насколько велика роль субъективных факторов в размещении инвестиций? Прочие вопросы

Методы управления процессами Административные –Прямое управление (к объектам в муниципальной собственности) –Регулятивные (лицензирование, стандартизация, квотирование и пр.) –Контрольные

Методы управления процессами Экономические –Финансовые (налоговые льготы) –Ценовое и тарифное регулирование –Предоставление земли и недвижимости на льготных условиях –Муниципальный заказ –Формирование договорных отношений Прочие –Информационные (PR, маркетинг) –Содействие участию предприятий в федеральных и региональных программах, межрегиональных конкурсах и торгах –Партнерские (ГЧП)

Финансово-экономические инструменты муниципального экономического развития

Направления прямого расходования на муниципальное экономическое развитие Муниципальные программы –Целевые программы –Адресная инвестиционная программа Предоставление муниципальных гарантий приоритетным инвестиционным проектам –в соответствии с установленными критериями приоритетности –по решению представительного органа МО

Направления косвенного расходования на муниципальное экономическое развитие Вложения в инфраструктуру муниципального образования в рамках текущих расходов Участие в программах подготовки и переподготовки кадров Проведение информационной политики

Налоговые льготы – определение и виды Налоговые льготы - частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов. Налогоплательщикам могут устанавливаться следующие виды налоговых льгот: –освобождение от уплаты налога (полное или частичное) –снижение ставки налога –изменения сроков уплаты налогов (предоставление отсрочек и рассрочек, налоговых кредитов, налоговых каникул)

Налоговые льготы – позиция Минфина РФ В принципе, Минфин РФ не одобряет использование этого инструмента: –Кодекс лучшей практики Министерства финансов РФ, 2004: Использование налоговых льгот, включая налоговые кредиты, ограничено. Налоговые льготы расцениваются как расходы субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Применение налоговых льгот ограничивает возможности управления общим объемом расходов и учета приоритетов при распределении расходов. Органам власти субъектов Российской Федерации (муниципального образования) следует воздерживаться от предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям. Но муниципалитеты используют этот экономический инструмент, в том числе ориентируясь на зарубежную и российскую практику

Основания для введения налоговых льгот Налоговые льготы устанавливаются: –В пределах полномочий МСУ по местным налогам по перечисляемой в местные бюджеты доле региональных налогов –В соответствии с налоговым законодательством –Порядок предоставления льгот (в рамках законодательства) определяет само МО (решением главы МО)

Налоговые льготы – для кого? Обычно налоговые льготы устанавливаются для предприятий и организаций в соответствии с интересами муниципального образования: –для предприятий и предпринимателей малого бизнеса –для предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по не зависящим от них причинам –для предприятий, решающих социальные задачи МО Категорийный принцип (в идеале): –налоговые льготы устанавливаются только категориям налогоплательщиков –налоговые льготы предоставляются категориям налогоплательщиков на равных условиях –при использовании налоговых льгот налогоплательщики пользуются равными правами.

Налоговые льготы - проблема выбора Выбор: –Льгота – выпадение налоговых доходов –Льгота – содействие развитию экономической базы и получение доходов в бюджет по другим каналам Необходим строгий расчет и учет поступлений в «свой» и « не свой» бюджет

Почему налоговые льготы плохо работают на практике? Ограниченность налоговой базы муниципальных образований Ограниченность финансовых ресурсов Необходимость «обойти» запрет на прямое финансирование коммерческих проектов Трения с местными представительными органами

Льготы в условиях особого статуса муниципальных образований Наукограды –Целевое федеральное финансирование (субсидии) ЗАТО –До начала 2000-х – налоговые льготы –Целевое федеральное финансирование расходов, связанных со статусом (не менее 10% - на развитие муниципального образования) –Социальные гарантии населению Особые экономические зоны (технико- внедренческие, промышленно-производственные, туристско-рекреационные) –Налоговые льготы

Муниципальная заёмная политика Два пути – банковские кредиты и облигационные займы Кредиты – на покрытие дефицита бюджета Рынок развит слабо –недостаток опыта –недостаток средств –нестабильность финансовой базы –неразвитость системы кредитных рейтингов муниципальных образований В перспективе – развитие института финансовых посредников

Управление муниципальным имуществом и муниципальное экономическое развитие

Муниципальное имущество: состав Статья ФЗ В составе муниципального имущества может находиться: –Имущество для решения вопросов местного значения –Имущество для осуществления переданных государственных полномочий –Имущество для обеспечения деятельности органов МСУ Состав отличается по типам муниципальных образований в соответствие с перечнем вопросов местного значения Прочее имущество должно быть перепрофилировано либо отчуждено

Муниципальное имущество: состав Муниципальное имущество может: –Либо быть передано в управление МУПам и МУ –Либо входить в состав муниципальной казны * Муниципальную казну составляют средства местного бюджета и имущество, не закрепленное за МУПами и МУ (Гражданский Кодекс РФ)

Структура, непосредственно управляющая муниципальным имуществом Для организации учета и управления муниципальным имуществом создается Комитет по управлению имуществом (КУМИ) или другой по названию специализированный орган Иногда – в составе более крупных структур (чаще - вместе с земельными комитетами)

Учет муниципального имущества Задачи – учет наличия и изменения состава Форма – ведение реестра муниципального имущества * Реестр муниципального имущества – информационная система, построенная по единой для всей страны классификации, на единой методической основе, на единой программной базе

Операции с муниципальным имуществом - Приватизация В соответствие с ФЗ «О приватизации государственного и федерального имущества» - способы, процедура, документы ОМСУ самостоятельно определяют программу приватизации*: –Перечень МИ, подлежащего приватизации –Сроки –Порядок принятия решения о приватизации * Имущество может приватизироваться и без программы, по индивидуальному решению представительного органа МСУ

Операции с муниципальным имуществом - Приватизация Способы: Преобразование МУП в акционерные общества Продажа на аукционе Продажа на конкурсе Продажа акций на рынке ценных бумаг и др. Средства от приватизации – в местный бюджет

Операции с муниципальным имуществом - Аренда Объекты – здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, оборудование, транспортные средства и пр. имущество, не теряющее своих натуральных свойств в процессе использования Процедура – заявка организаций или граждан в КУМИ, рассмотрение ее в определенный срок, коммерческие торги (если несколько претендентов) Целевым назначением (без конкурса) - в исключительных случаях

Операции с муниципальным имуществом - Аренда Администрация может выставлять обязательные условия аренды: –Инвестиции в арендуемый объект –Текущий и/или капитальный ремонт –Содержание объекта в надлежащем состоянии и пр. Отношения фиксируются договором аренды

Другие операции в отношении муниципального имущества Приобретение (купля, мена, дарение) Передача в хозяйственное ведение и оперативное управление Передача в безвозмездное пользование Доверительное управление Концессия муниципального имущества

Управление муниципальным имуществом и муниципальное экономическое развитие Баланс экономических и социальных интересов МО, критерии эффективности Структурная и количественная оптимизация предприятий муниципальной формы собственности Эффективные решения в области управления имуществом –Учет, контроль –Баланс аренды и приватизации МИ Повышение инвестиционной привлекательности муниципальной собственности и МО в целом

Ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне

Всякое сдерживание цен и тарифов – частичная или полная замена рыночных рычагов регулирования хозяйственной деятельности административными Как правило, всякое регулирование – потери для бюджета: для обеспечения рентабельности требуются бюджетные дотации Каждый случай регулирования цен и тарифов требует осторожности, сопоставления финансовых потерь с социальным эффектом

«Идеальные» подходы к регулированию цен и тарифов Дотирование не производителя, а потребителя Адресность в дотировании Недопущение «перекрестного» финансирования

Ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне Законодательство позволяет органам МСУ регулировать цены и тарифы на продукцию и услуги МУП и МУ Это, прежде всего: –Услуги предприятий ЖКХ –Цена проезда на ГПТ –Цены на товары и услуги социального спектра Возможны льготы для отдельных категорий граждан по отдельным видам услуг

Ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне Регулирование цен и тарифов предприятий других форм собственности – косвенно: –как условие выполнения ими муниципального заказа –через установление предельных торговых надбавок на отдельные категории продовольствия –через организацию муниципальных рынков с пониженными ставками аренды

Ценовое и тарифное регулирование на муниципальном уровне Основная цель регулирования цен и тарифов на уровне органов МСУ - социальная Однако косвенно тарифное и ценовое регулирование влияет и на экономическое развитие территории через: –стоимость соответствующих услуг для экономических субъектов-потребителей –Возможности существования и развития поставщиков (инвестиционная деятельность)

Что важно для процесса социально- экономического развития территории? Сочетание стабильности и прогнозируемости тарифов с разумной гибкостью, стимулирование снижения затрат на производство и поставку услуг в целях оптимизации тарифов Формирование тарифов с учетом необходимости накопления средств для поддержания и обновления основных фондов предприятий, а также расширенного воспроизводства Поэтапный переход к экономически обоснованным тарифам и обеспечение права выбора оптимального поставщика

Для муниципального экономического развития: Наиболее существенно: –Определение величины тарифа регулирующим органом –Условия и процедура пересмотра тарифов

Общие подходы к тарифному регулированию Целевой характер регулирования - тариф должен быть обоснован производственной и инвестиционной программой регулируемого предприятия. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии Соблюдение условия защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей

Принципы тарифного регулирования Регулирование монопольных услуг независимо от формы собственности субъекта Обеспечение полного покрытия экономически обоснованных издержек по производству и поставке услуг, включая расходы на поддержание и развитие Полная оплата услуг всеми пользователями по себестоимости (для граждан – с использованием инструмента жилищных субсидий)

Роль регулирующего органа МСУ в условиях монопольного рынка Контроль обоснованности тарифа –Экономическая обоснованность –Недопущение включения непроизводственных потерь –Прозрачность расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат Проверка производственных программ развития производителей/поставщиков Расчет и обоснование необходимых сумм компенсации из бюджета Согласование с вышестоящими инстанциями(регион, ФСТ) Контроль непревышения предельного индекса роста тарифов по МО Недопущение полной приватизации объектов коммунальной инфраструктуры

Уровни регулирования Электроэнергетика: –Субъект РФ ( через РЭК) – предельный уровень –МО – для энергосбытовых компаний с учетом местных условий Теплоснабжение – устанавливает орган МСУ, но в зависимости от типа источника

Уровни регулирования Газ – федеральный уровень Водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод, утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов : –для городских поставщиков – орган МСУ –для межмуниципальных поставщиков - органы госвласти субъекта РФ –для автономных – не устанавливается (водоснабжение, водоотведение)

Методики регулирования Регулирование тарифов на основе соответствующих методик, разработанных на федеральном уровне В основе большинства методик - понятие экономически обоснованного тарифа на коммунальный товар/услугу Нормативный подход: –Стимулирует рост потребления, а не ресурсосбережение –Позволяет закладывать в тариф непроизводственные потери

Выделение тарифов для отдельных категорий потребителей Деление потребителей на группы и перекрестное субсидирование запрещено (раньше – население, бюджетные потребители, прочие потребители) «Снижение» тарифа для населения и бюджетных организаций - через бюджетные субсидии В электроэнергетике - дополнительный фактор существования оптового рынка

Проблемы тарифного регулирования Образование тарифов на коммунальные услуги, как правило, по принципу «издержки плюс рентабельность» - затратный принцип, не стимулирует снижение себестоимости При формировании тарифа не учитываются реальные потребности предприятия в прибыли.

Проблемы тарифного регулирования Проблема гарантий тарифов в случае приватизации объектов Политизированность решений органов представительной власти

Меры по реализации инвестиционной политики

Организационная схема Специализированное подразделение в администрации или самостоятельная организация (статус различный) Кураторство инвестиционных проектов Частно-государственное партнерство

Пример: Санкт-Петербург Управление инвестиционных программ Отдел координации и сопровождения федеральных программ и проектов Отдел формирования и исполнения региональных проектов Отдел экономического анализа и экспертизы Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городское агентство по промышленным инвестициям" Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли

Мероприятия по создание благоприятных условий Мероприятия – целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по привлечению и «удержанию» бизнеса: Информационно-аналитическая работа Маркетинг территории Экспертиза и согласование инвестиционных проектов с точки зрения интересов местного сообщества Выделение земельных участков Обеспечение инфраструктурой Установление льготных режимов (налоги, платежи) Защита интересов инвесторов в контексте преодоления административных барьеров Софинансирование из бюджетных средств или организация привлечения прочих внебюджетных средств Включение в городской заказ, содействие их участию в межрегиональных конкурсах и торгах

Меры по реализации инвестиционной политики Информационно-аналитическая работа Анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования Маркетинговое продвижение муниципального образования

Параметры инвестиционного потенциала Природно-сырьевой Трудовой Производственный Инновационный Институциональный Финансовый Потребительский Инфраструктурный Анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования Виды инвестиционных рисков Законодательный Экономический Финансовый Политический Социальный Экологический Криминальный

Меры по реализации инвестиционной политики Финансовое участие Пример Санкт-Петербурга Прямые бюджетные вложения Инвестиционный налоговый кредит Налоговые льготы, отсрочки и рассрочки платежей Режим ОЭЗ Заключение концессионных соглашений Инженерная подготовка территорий Подключение к международным программам

Меры по реализации инвестиционной политики Административное участие Пример Санкт-Петербурга Отнесение проекта к числу стратегических Предоставление объектов недвижимости Продажа земельных участков Предоставление нежилого фонда Подключение к объектам инфраструктуры Регистрация договоров, прав на недвижимое имущество и сделок с ним Реструктуризация предприятий

Меры по реализации инвестиционной политики Содействие включению в региональные, федеральные и международные программы К основным направлениям деятельности муниципальных образований, под которые можно получить средства одной из ФЦП или грант от донорских организаций, относятся: развитие бизнеса, особенно субъектов малого предпринимательства; развитие жилищного строительства, модернизация коммунальной инфраструктуры; экономическое развитие территории; развитие и укрепление гражданского общества; развитие неправительственных организаций; поддержка науки, инновационные проекты; экологические проекты.

Основные формы поддержки МСБ Налоговые льготы Создание инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, учебные центры и пр.) Включение в муниципальный заказ Создание наблюдательных советов и прочих патронирующих структур, в т.ч. С участием крупного бизнеса Содействие объединению МСБ в производственные сети и пр.