Тема 10. Инновации, патенты и сетевые эффекты 1. Структура рынка и инновации 2. Монопольная власть как условие инноваций : оптимальная длительность патента.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внимание ! Дополнительная лекция по курсу пройдет 18 ноября 2011 в в аудитории Г 510 Объявление.
Advertisements

Факультет менеджмента, 2010/ 2011 учебный год Тема 3. Исследования, инновации и патенты: роль структуры рынка 1. Структура рынка и инновации 2. Монопольная.
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
1 Лекция 2. Монополия и регулирование 1. Потери общества от монополии: подходы к оценке и измерению 2. Компромисс в регулировании естественной монополии:
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Экстерналии: продолжение Решение проблемы экстерналий: аналитический пример Экстерналии и асимметричная информация Сетевые экстерналии.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
ТЕМА 4. СГОВОР: ЯВНЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ 1.Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2.Сговор и ценовые войны 3.Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ VII Ежегодная конференция из цикла «Леонтьевские чтения» «Экономическая теория.
Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции, которая существует в тех отраслях, где.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Транксрипт:

Тема 10. Инновации, патенты и сетевые эффекты 1. Структура рынка и инновации 2. Монопольная власть как условие инноваций : оптимальная длительность патента 3. Конкуренция, инновации и структура рынка при наличии сетевых эффектов потребления

Структура рынка и инновации Шумпетер : монопольная власть как условие инноваций ( Шумпетерианская гипотеза ). М. б., на рынке монополии аллокативная эффективность снижается, зато динамическая растет ? Насколько подкрепляется современной экономической теорией ? Рассмотрим альтернативные модели. Основные определения: инновации продукта и процесса. радикальные и нерадикальные Радикальные [ инновации процесса ] : монопольная цена при новом уровне издержек ниже, чем цена на конкурентном рынке при прежнем уровне издержек

Инновации процесса : радикальные и нерадикальные

Структура рынка и инновации ( продолжение ) Случай 1. Инновация как путь к монопольной власти Радикальная инновация c нижает предельные издержки с с 0 до с 1 [P m ( с 1 )< с 0 ] Конкуренция по Бертрану - NE: только один продавец будет тратить деньги на R&D (* вспомним решения о входе на лекции 1), при этом становится монополистом Выигрыш от инноваций = m ( с 1 ) 1.2. Монополист : Выигрыш = m ( с 1 ) - m ( с 0 ) В случае 1.1. максимальные расходы на R&D m ( с 1 ), в случае m ( с 1 ) - m ( с 0 ) ( стимулы к инновациям ниже в условиях монополии )

Структура рынка и инновации ( продолжение ) Случай 2. Инновации перед лицом входа Пусть инновации может осуществить « укоренившийся продавец » (incumbent) или « новичок » (entrant) Если инновации осуществит монополист, он останется монополистом (2.1), а новичку придется сосуществовать с бывшим монополистом (2.2.). Объяснение : entry cost Прибыль (2.1.): m ( с 1 ) Прибыль дуополистов (2.2.) d ( с 1 ) и d ( с 0 ) Максимальные расходы на R&D новичка d ( с 1 ) - F Максимальные расходы на R&D укоренившегося m ( с 1 ) - d ( с 0 ) ( стимулы к инновациям выше ), так как m ( с 1 ) d ( с 1 ) + d ( с 1 ) m ( с 1 ) > d ( с 1 ) + d ( с 0 ) m ( с 1 ) - d ( с o ) > d ( с 0 ) - F

Структура рынка и инновации : результаты эмпирических исследований Проблема измерения инноваций : - Показатели типа input? - Показатели типа output? Проблема измерения « конкуренции » - Концентрация ? - Рыночная доля ? - Размер компании ? Проблема постановки гипотез для тестирования : Отношение расходов на R&D к обороту должно расти быстрее, чем размер компании ? [ эффективность расходов на R&D] Результаты : смешанные Например : Агион и соавторы (2005): перевёрнутая U- образная зависимость : существует « оптимальная » интенсивность конкуренции Но ! Конкуренция измеряется индексом Лернера В целом Шумпетерианская гипотеза чаще отвергается.

Aghion et al.: конкуренция и инновации перевернутая U- образная зависимость Лекция 1. Антимонопольная политика: цели и методы 7

Вопрос 2. Патенты : оптимальная длительность Проблема : trade-off стимулов к инновациям и выигрыша от внедрения результатов R&D другими участниками рынка Модель Nordhous (1969) Спрос Q = a - P Предельные издержки зависят от « величины » инноваций c(x) = c – x ( можно думать об х как « масштабе инновационной активности ») Инновации нерадикальные, так что после инноваций P = c - ε. Расходы на инновации TC(x) = 0,5x 2. Выигрыш владельца патента ( может получить сам, либо продать патент за цену, не меньшую...) π (x) = (a- c )x Однако при этом « мертвые потери » из - за превышения цены над той, которая сложилась бы при использовании результатов инновации всеми участниками рынка DWL(x) = 0,5x 2 Владелец патента получает прибыль Т -1 периодов ( пока длится патент ); дисконтирующий множитель δ. Начиная с периода Т его прибыль и DWL становятся дополнительным выигрышем потребителей.

Патенты : оптимальная длительность ( продолжение ) Цель - максимизировать благосостояние SW=CS+PS Сначала решаем задачу выбора величины инноваций в зависимости от длительности патента Т Сравнительная статика : масштабы инновационной деятельности растут с ростом длительности патента, растут с ростом ёмкости рынка, растут с дисконтирующим множителем, снижаются с ростом фактических затрат Затем решаем задачу максимизации благосостояния как суммы текущей ценности прибыли владельца патента и дополнительного выигрыша потребителей, который они получают Найти оптимальный Т * ( срок длительности патента ).

Патенты : оптимальная длительность ( продолжение ) Например, для a=1, c=0,6, δ =0,9 T*=11 ( для сравнения США – 17; EC – 20)

Вопрос 3. Сетевые эффекты на стороне потребления : прямые и двусторонние Рынок с сетевым эффектом потребления Рынок с косвенным ( двусторонним ) сетевым эффектом потребления Чем больше пользователей ( покупателей), тем выше полезность для каждого из них Два типа пользователей ( покупателей ) – А и В. Чем больше пользователей типа А, тем выше полезность для пользователей типа В ( и наоборот )

Сетевые эффекты ( на стороне потребления ) Положительная зависимость полезности каждого потребителя от числа потребителей, использующих продукт Решение других покупателей влияет на твой выбор Особенности распространения инноваций ( новых продуктов ): - Эффект критической массы - Особенности стратегий - Неважно, насколько хорош или плох твой продукт, важно, чтобы его использовали как можно большее число покупателей (QWERTY- эффекты ) - Важно убедить в том, что в будущем « все перейдут на использование твоего продукта » - Важно, насколько быстро происходит вход на рынок - Особенности равновесия ( благосостояния ) - Высокая концентрация - « Чрезмерная инертность » и « чрезмерная импульсивность »: решения покупателей могут вести к « неоптимальной » структуре спроса

Ожидания потребителей и критическая масса Спрос на продукты при наличии внешних сетевых эффектов сетей зависит от того, до каких размеров, по ожиданиям потребителя, разрастается сеть. Пусть спрос на новую сетевую технологию составляет 1 миллион потребителей. Каждый потребитель оценивает товар в n, где n – количество пользователей товара Чем больше величина n, тем выше каждый потенциальный покупатель оценивает товар n e – ожидаемый размер сети 1.Если каждый потребитель ожидает, что в сеть никто из потребителей не вольется, т.е. При любой положительной цене отсутствие потребителей, подключающихся к сети пользователей технологии, образуют Nash равновесие (равновесие реализованных ожиданий)

Ожидания потребителей и критическая масса 2. Если каждый потребитель ожидает, что все потребители подключатся к сети. Это значит, что каждый потребитель готов уплатить за новую технологию до Второе Nash равновесие образуется благодаря подключению всех потребителей к сети пользователей технологии. Внешние эффекты сетей могут порождать различные объемы спроса при заданной цене. Конкретный объем спроса зависит от ожиданий потребителей относительно размера сети

Ожидания потребителей и критическая масса Какие равновесные состояния возможны при цене 900 тыс.? Равновесие с небольшими объемами внедрения технологии более вероятно, когда цена высокая; Равновесие с широким внедрением технологии более вероятно тогда, когда цена низкая; Чем ниже цена, тем выше вероятность того, что порог будет преодолен, т.е достигнута критическая масса

Эффект Критической массы

Ожидания потребителей и критическая масса Два вывода: 1. На конкурентном рынке, где цена зависит прежде всего от издержек, а технический прогресс постоянно снижает эти издержки, следует ожидать того, что в начальном состоянии равновесия цена будет высокой, а сеть будет либо очень маленькой, либо вообще отсутствовать. С течением времени издержки снижаются, цена тоже снижается. Спрос устремляется к равновесному состоянию с широкой сетью потребителей. 2. На рынках с монопольной властью успешной может быть стратегия, когда устанавливается низкая начальная цена, чтобы спрос преодолел критическую отметку и повлек за собой равновесное состояние с широкой сетью потребителей (напр. первые телефоны в США)

«Чрезмерная инертность» и «чрезмерная импульсивность» Внешние эффекты сетей могут порождать чрезмерную инертность рынка, когда переход на новую технологию не происходит, даже если большинство людей в ней заинтересованы. Но эти эффекты могут вызвать и чрезмерную импульсивность, когда переход на новую технологию происходит, даже если большинство людей этого не хотят.

Две группы покупателей, использующих одну « платформу » Платформа представляет собой товары и услуги, связывающие группы пользователей в двусторонних сетях « Платформы » обеспечивают инфраструктуру и правила, облегчающие взаимодействие двух групп Уровень цен подчинен закономерности сетевых эффектов А вот распределение цен между двумя сторонами – соотношению эластичности спроса. Чем выше эластичность спроса отдельной группы, тем ниже устанавливаемая для неё цена. Вплоть до платежей группе с высокой эластичностью спроса ! Пользователи PC и геймеры + разработчики приложений (2006): Игровые приставки продаются по ценам ниже издержек, продавцы собственно игр платят производителям приставок роялти не менее 20% розничной цены Операционные системы продаются по ценам, выше издержек, разработчики приложений « субсидируются », в том числе путем предоставления кода Двусторонние сетевые эффекты

Сетевые эффекты против индивидуальной полезности «Winner takes all», если сетевые эффекты очень высоки Эффект « критической массы » Эффект « поглощения » Скорость распространения продукта важнее его качества Высокая роль убеждения покупателей Особенности продвижения продукции

Выводы : Влияние структуры рынка на масштабы инноваций остается дискуссионным вопросом. Возможно, потому, что и структуру рынка не так просто отразить в эмпирической работе, и потому, что сами масштабы инноваций зависят и от стимулов, и от возможностей Патентная защита может рассматриваться именно как источник « монопольной власти по Шумпетеру ». Но она не требует укрупнения компаний и поддержки « национальных лидеров » Сетевые эффекты вносят оживление в традиционные представления об источниках конкурентных преимуществ.