1 Экономическая теория антимонопольной политики. продолжение 1 продолжение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 6. Предварительный контроль слияний: решения и предписания Факультет социологии, 2012/13 учебный год.
Advertisements

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Выполнила : студент 2 курса ВШКУ Колобкова Дарья.
ТЕМА 4. СГОВОР: ЯВНЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ 1.Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2.Сговор и ценовые войны 3.Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Антимонопольный контроль. Понятие, основания, объекты антимонопольного контроля. Критерии антимонопольного контроля.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Авдашева Светлана Борисовна (НИУ Высшая школа экономики) 1.
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Тема 4. Сговор: явный и молчаливый 1. Сговор и повторяющиеся взаимодействия 2. Сговор и ценовые войны 3. Факторы, способствующие и препятствующие сговору:
Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
1 МИКРОЭКОНОМИКА, Часть 1 Лекции 19 и декабря 2009 г. к.э.н., доцент Боголюбова Н.П. Уральский государственный университет им. А.М. Горького Экономический.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
ЛЕКЦИЯ 9. ИЗДЕРЖКИ ВХОДА, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА Цель – объяснить структуру рынка (количество продавцов) и факторы, воздействующие.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Транксрипт:

1 Экономическая теория антимонопольной политики. продолжение 1 продолжение

2 Цели антимонопольной политики Предотвратить изменение структуры рынка, неблагоприятное для конкуренции Предотвратить действия крупных компаний, ограничивающих конкуренцию С помощью применения антимонопольного законодательства Критерий оценки деятельности антимонопольного органа Общественное благосостояние или выигрыш потребителей?

3 Антимонопольное законодательство Противодействие картелям (*) Противодействие злоупотреблению доминирующим положением (*) Контроль слияний (*)

4 Концепция доминирующей компании и злоупотребление доминирующим положением « Доминирование» и «доминирующее положение» Возможность отдельной фирмы одной, или в сговоре с другими, ограничивать или устранять конкуренцию на рынке Доминирующее положение и монопольное положение – синонимы? Речь идет только о таком положении фирмы, которое дает возможность устанавливать цены, контролировать производство и реализацию товаров на релевантных рынках Для того, чтобы определить действительную опасность, которую представляют доминирующие фирмы для конкуренции на рынках, необходимо анализировать поведение фирм и тот ущерб, нанесенный общественному благосостоянию

5 Концепция доминирующей компании и злоупотребление доминирующим положением В антимонопольном законодательстве ЕС и России термин «злоупотребление доминирующим положением»: Это действия доминирующей фирмы, которые предотвращают эффективную конкуренцию, снижают благосостояние. Злоупотребление доминирующим положением выявляется и пресекается антимонопольными органами. В антимонопольном законодательстве США – «монополизация»

6 С точки зрения Экономической теории Доминирующая фирма характеризуется наличием стратегического поведения Каким образом фирма осуществляет стратегию доминирования на рынке?

7 7 Преимущество в издержках как основа доминирования Рыночный спрос Предложение конкурентного окружения Предельные издержки лидера Остаточный спрос для лидера Р* Р0Р0

8 8 Простая модель ценового лидерства даёт основания для важных выводов 1. Лидерство/ доминирование как способность влиять на рыночную цену определяется преимуществом в издержках 2. Рыночная доля лидера отрицательно зависит от уровня издержек лидера 3. Без лидера на рынке сумма благосостояния была бы ниже/ несмотря на то, что лидер обладает рыночной властью (**) Чего нет в этой модели – так это объяснения того, как компания стала лидером [Издержки входа в неявном виде предполагаются нулевыми] (***) На примере этой модели легко показать, что рыночная власть как таковая возникает только благодаря издержкам (барьерам) входа

9 Издержки входа и возможности стратегического ограничения входа

10 Стратегическое ограничение входа

11 Злоупотребление доминированием: парадокс хищнической цены

12 Злоупотребление доминированием: парадокс хищнической цены

13 Злоупотребление доминированием: парадокс хищнической цены Низкая цена не может быть объяснена как инструмент хищничества, если продавцы идентичны. Если они не являются идентичными, т.е. один обладает преимуществом в издержках – конкурентная борьба Хищничество не объяснимо между компаниями с одинаковой эффективностью. Хищничество объяснимо только при асимметрии между хищником и жертвой

14 Ограничивающая вход цена как сигнал низких издержек

15 Ограничивающая вход цена как сигнал низких издержек

16 Ограничивающая вход цена как сигнал низких издержек

17

18 Matsushita Elec.Industrial Co vs Zenith Radio е гг. ХХ в. – американский рынок телевизоров 21 японский производитель телевизоров, объединенные в экспортный картель По утверждению истца, продавали продукцию на территории США по необоснованно низким (хищническим) ценам, компенсируя возникающие убытки за счет продаж по высоким ценам в Японии. Японские производители предлагали скидки, подрывавшие уровень цен втайне от американских таможенных властей и от руководства международного картеля. в 1974 г. американские компании подали иск о возмещении убытков в соответствии с антитрестовским законодательством, а также вынудили министерство финансов предъявить японским производителям обвинение в демпинге.

19 Matsushita Elec.Industrial Co vs Zenith Radio: решение Верховного суда Иск в хищничестве отвергнут незначительным большинством по следующим основаниям (в том числе): Японские производители так и не добились монополизации американского рынка (доля выросла «всего» с 20 до 50%). Если принять гипотезу о хищническом ценообразовании, на протяжении всего указанного периода компании должны были некоторым образом делить между собой убытки. В противном случае у одного из участников картеля появились бы стимулы избежать издержек, выйдя из картельного соглашения. Свидетельств такой практики не было. Небольшая доля продаж по низкой цены позволяла истцу (американским компаниям) продавать свою часть продукции по обычной цене, что свидетельствует против гипотезы о хищничестве. Хищничество на данном рынке нерационально, поскольку благодаря низким барьерам входа у продавцов нет возможности использования рыночной власти в долгосрочном периоде.

20 Квалификация доминирующего положения Период исследования рынка. Чтобы показать преодолимость барьеров, период достаточно высокий Определение продуктовых и географических границ (!!!) Определение состава участников и расчет показателей концентрации Определение барьеров входа и их преодолимости (разное понимание барьеров даёт возможность использовать необходимое)

21 Cлияния и конкуренция: альтернативные подходы Слияния – важный инструмент перераспределения ресурсов и совершенствования корпоративного управления Влияние на конкуренцию? Альтернативные точки зрения (подходы в рамках IO): Концентрация означает повышение монопольной власти Концентрация является результатом усиления конкуренции Какая точка зрения более адекватна?

22 Чем выше концентрация, тем ниже конкуренция

23 Даже при снижении конкуренции слияния могут повышать благосостояние (О.Уильямсон)

24 Концентрация и конкуренция: концентрация эндогенна Sutton J. Sunk cost and market structure (1991). Отличие от традиционных теорий рыночной структуры: концентрация зависит не только от технологических характеристик (в т.ч. минимально эффективного размера) и от емкости рынка, но и от ожидаемой интенсивности конкуренции. Чем выше конкуренция, тем меньше компаний примет решение о входе (при конкуренции по Бертрану - только одна компания). Зависимость концентрации от этих факторов различна для рынков с экзогенными и эндогенными необратимыми издержками.

25 Воздействие конкуренции на равновесный уровень концентрации

26 Проблема предварительного анализа слияний С одной стороны, слияния могут увеличить рыночную власть (хотя это далеко не обязательно так, зависит от структуры рынка) С другой стороны, результатом слияний может быть повышение благосостояния (снижение издержек) Даже если повысится монопольная власть и превышение цены над предельными издержками, суммарное изменение благосостояния может быть положительно, если слияние будет сопровождаться снижением издержек (Уильямсон) Цель предварительного контроля слияний – определить возможные источники потерь +сопоставить отрицательные и положительные эффекты Сама цель предполагает, что объектом анализа должны быть только достаточно крупные слияния

27 Порядок контроля слияний: проблемы методики Выбор объекта контроля слияний (кто должен/ не должен подавать заявления в антимонопольный орган) Какие компании (насколько крупные) Какие сделки (слияния могут осуществляться в разных формах) Выбор методики анализа слияний Методика должна отражать возможные источники потерь от слияния Последовательность анализа дает возможность экономии издержек Выбор процедуры анализа слияний: Сколько времени рассматривать Возможность привлечения информации от третьих лиц Результаты слияний (разрешить/ не разрешить/ разрешить при выполнении дополнительных условий)

28 А покупает контроль пакет акций В (или наоборот) Компания С приобретает контрольный пакет акций А и В Компании А и В организуют обмен крупными пакетами с последующим переходом на одну акцию Компании А и В создают совместное предприятие с передачей ключевых активов Компания А приобретает активы компании В (или наоборот) Собственники А и В назначают одну и ту же управляющую компанию для выполнения функций исполнительного органа … Вариативность сделки экономической концентрации между А и В Факультет социологии, 2012/13 учебный год

29 Мотив слияний и поглощенийТип целевой компании Приобретение недооцененной компании Недооцененная рынком компания Диверсификация бизнесаКомпания с типом бизнеса, не коррелирующим с бизнесом приобретающей компании

30 Мотив слияний и поглощений Тип целевой компании Операционная синергия Компания, осуществляющая бизнес в той же сфере, что и приобретающая компания (компании-аналоги, родственные компании, компании, принадлежащие одной производственно-сбытовой цепочке). Источники операционной синергии: Экономия от масштаба; Возможность повышать цену вследствие ослабления конкуренции и повышения доли рынка, что должно привести к более высокой марже и операционному доходу; Объединение различных функциональных сил: компания с большими маркетинговыми возможностями приобретает компанию с хорошей предметно-производственной специализацией; Ускоренный рост на новых или существующих рынках: приобретение компании на развивающемся рынке, которая имеет развитую дистрибьютерскую сеть, узнаваемый бренд преимущества для увеличения объемов продаж приобретаемой компании

31 Мотив слияний и поглощений Тип целевой компании Снижение налогового бремени Компания с крупными, перенесенными в будущее чистыми операционными убытками, компания со значительным объемом краткосрочных и долгосрочных обязательств, с риском банкротства Приобретение корпоративного контроля Компания со слабой структурой управления, с распыленным составом собственников (максимальная доля одного собственника в уставном капитале не достигает 50%, наиболее распространенный случай, когда максимальный размер пакета акций, принадлежащего одному собственнику, находится в пределах %), действующая в отрасли, характеризующейся высоким потенциалом доходов Интерес менеджмента приобретающей компании Четкие критерии отсутствуют Особый случай Закрытые (непубличные) компании Молодые компании Компании с отрицательной прибылью

32 Мотив слияний и поглощений Тип целевой компании Функциональная синергия Компания, превосходящая по ряду целевых характеристик источников функциональной синергии компанию-приобретателя. Источник функциональной синергии (пример): приобретение компании с высокодоходными проектами и ограниченными денежными средствами Финансовая синергия Компания, характеризующаяся хорошими показателями финансовой эффективности деятельности, положительной репутацией в бизнес- кругах, наличием свободных денежных потоков Источники финансовой синергии: Рост способности привлечения заемных средств; Увеличение денежных потоков

33 Предварительный контроль слияний в США и ЕС: объект США: при поглощении сумма годовой выручки или дохода, либо общая сумма баланса одной из сторон превышает 100 млн.долл, а другой – 10 млн.долл стоимость приобретаемого имущества превышает 15 млн.долл. Европейский Союз: годовой оборот участников сделки превосходит 5 млрд. евро и оборот по крайней мере двух участников сделки внутри ЕС превосходит 250 млн. евро (за исключением случаев, когда более двух третей оборота одного из участников сделки осуществляется внутри одной из стран, входящих в ЕС). годовой оборот участников которых превышает 2,5 млрд.евро, причем годовой оборот по крайней мере двух из участников сделки превышает 100 млн.евро. В не менее чем трех странах ЕС годовой оборот всех участников сделки не должен быть меньше 100 млн.евро, причем по крайней мере двух из них – не менее 25 млн.евро.

34 Развитие метода предварительного контроля: от 1992 к 2010 Horizontal Merger Guidelines 1992 Границы рынка Концентрация и воздействие сделки Односторонние эффекты Эффекты координации Вход Эффективность Фирмы-банкроты 2010 Границы рынка Концентрация HHI = Si2 Не требует дополнительного анализа, если Post HHI < Post HHI

35

36 Результативность предписаний, выданных участникам слияний (Merger Remedies Study//DG COMP, European Commission 2005) 36

37 Наиболее значимые слияния и поглощения в отрасли международных авиаперевозок, имевшие место в 2009 – 2012 гг. КомпанииДата LAN - TAMИюнь 2012 Southwest – AirTranМай 2011 British Airways - IberiaЯнварь 2011 СлиянияAvianca – TACAНоябрь 2010 Continental – UnitedМай 2010 Meridiana – EuroflyФевраль 2010 Flybe - FinncommОктябрь 2011 Caribbean Airlines - Air JamaicaИюнь 2010 ПоглощенияAir Berlin - BelairОктябрь 2009 Republic Airways Holdings - Frontier Airlines Октябрь 2009 Lufthansa - Austrian AirlinesСентябрь 2009

38 Закон «О защите конкуренции» суммарная балансовая стоимость активов участников сделки превышает 3 млрд.руб., или годовой оборот превышает 6 млрд.руб., при этом балансовая стоимость активов присоединяемой компании не менее 150 млн. руб., либо один из участников сделки внесен в реестр компаний, имеющих на рынке более 35% (*презумпция доминирования) Закон 2006: граница контролируемых слияний

39 Для сделок с долями (акциями) дополнительно повышены границы Если суммарная балансовая стоимость активов (приобретателя и приобретаемого) выше 7 млрд. руб. Или суммарная годовая выручка выше 10 млрд.руб. И при этом балансовая стоимость активов объекта приобретения выше 250 млн.руб. Изменения 2009 г.: дополнительное повышение границы предварительного контроля

40 В соответствии с той же методикой, что и определение доминирующего положения Только вместо ретроспективного анализа проводится перспективный Подход не отличается от принятых в США и ЕС Важное значение приобретают факторы, влияющие на факторы формирования структуры рынка в ближайшем будущем (новые субституты, изменение барьеров входа) Особенность – разработка предписаний. Сможет ли компания перехватить инициативу? Предварительный анализ слияний

41 Число дел о применении антимонопольного законодательства: международные сопоставления