ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В РОССИИ Лекция в рамках Летней школы по предпринимательству ГУ - ВШЭ 7 июля 2008 Кузнецов Борис Викторович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Advertisements

Research & Branding Group® по инициативе ГНС Украины ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В УКРАИНЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ.
Тема 2. ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ : определения, измерение, оценки Презентация Кузнецова Б. В. ( Институт анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ ), 2011 Используется.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Financial & Private Sector Development Ведение бизнеса – 2011 Улучшение условий для предпринимателей Ведение бизнеса в Казахстане Шебнем Аккая Постоянный.
«Анализ конкурентоспособности экономики Российской Федерации» ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Всероссийский форум промышленников и предпринимателей Краснодар, 31 января 2008 г. Состояние делового климата в России Президент Российского союза промышленников.
Расти глобально, делать локально: международные компании в Казахстане Муканова Д.Е. GEII.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Управление и внешняя среда организации.. Организация это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее.
Барометр «Деловой России» Тюменская область март 2011.
Регулирование и налогообложение как методы формирования инвестиционного климата. 1.Регулирование фирм 2.Налогообложение фирм 2.Налогообложение фирм.
МЭСИ Ярославский филиал МЭСИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Погорелов В.В. аспирант Руководитель: Макарова М.В.
Инструменты создания стоимости [a] Россия, , Москва, Ленинский проспект, д. 55/1, стр. 2 [т] +7(495) [ф] +7(495)
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Оценка инвестиционного климата (зарубежный опыт) Боталова А.С.
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Транксрипт:

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В РОССИИ Лекция в рамках Летней школы по предпринимательству ГУ - ВШЭ 7 июля 2008 Кузнецов Борис Викторович

2 Основные темы лекции: Понятие делового климата Основные источники информации о деловом климате Оценки делового климата в России Подходы к измерению ДК Понятие делового климата Основные источники информации о деловом климате Оценки делового климата в России Подходы к измерению ДК

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ: ОПРЕДЕЛЕНИЯ Часть I 3

4 Базовое определение Деловой климат (предпри- нимательский климат, инвести- ционный климат, бизнес-климат) совокупность внешних (не зависящих от фирмы) условий предпринимательской деятельности, определяющих инвестиционные решения фирм. Деловой климат (предпри- нимательский климат, инвести- ционный климат, бизнес-климат) совокупность внешних (не зависящих от фирмы) условий предпринимательской деятельности, определяющих инвестиционные решения фирм.

5 Некоторые трактовки понятия делового климата Деловой климат это: «… институциональные, политические и регулятивные условия, в которых действует фирма» ( Dollar D., Hallwart- Driemier M., Mengistae T. Investment Climate and Firms Performance in the Development Economies. World Bank, 2003.) «… условия, обеспечиваемые государством для развития предпринимательства» (Inter-American Development Bank, 2003) «… набор факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности, путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции» (Всемирный Банк, Доклад о мировом развитии 2005) Деловой климат это: «… институциональные, политические и регулятивные условия, в которых действует фирма» ( Dollar D., Hallwart- Driemier M., Mengistae T. Investment Climate and Firms Performance in the Development Economies. World Bank, 2003.) «… условия, обеспечиваемые государством для развития предпринимательства» (Inter-American Development Bank, 2003) «… набор факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности, путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции» (Всемирный Банк, Доклад о мировом развитии 2005)

6 Некоторые трактовки понятия делового климата (2) Деловой климат это: «Инвестиционный климат – широкий набор политических, экономических, юридических и материальных факторов, которые определяют преимущества данной страны для иностранных инвестиций, а также склонность национальных фирм всех размеров и отраслей инвестировать в развитие.» (Lauren M. Phillips, «Growth and the Investment Climate: Progress and Challenges for Asian Economies). «… совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых местным хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие хозяйственных решений об изменении масштабов и характера производства» (Б.С. Жихаревич «Методы оценки параметров хозяйственного климата и разработки программы его улучшения») Деловой климат это: «Инвестиционный климат – широкий набор политических, экономических, юридических и материальных факторов, которые определяют преимущества данной страны для иностранных инвестиций, а также склонность национальных фирм всех размеров и отраслей инвестировать в развитие.» (Lauren M. Phillips, «Growth and the Investment Climate: Progress and Challenges for Asian Economies). «… совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых местным хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие хозяйственных решений об изменении масштабов и характера производства» (Б.С. Жихаревич «Методы оценки параметров хозяйственного климата и разработки программы его улучшения»)

Основные компоненты делового климата Макроэкономические условия Доступ к факторам производства (финансирование, инфраструктура, доступность квалифицированной рабочей силы и т. п.) Базовые условия налогообложения Формальное государственное регулирование, административные барьеры Состояние неформальных институтов: коррупция, безопасность, деловая практика, судебная система и др. Взаимоотношение бизнеса и общества Макроэкономические условия Доступ к факторам производства (финансирование, инфраструктура, доступность квалифицированной рабочей силы и т. п.) Базовые условия налогообложения Формальное государственное регулирование, административные барьеры Состояние неформальных институтов: коррупция, безопасность, деловая практика, судебная система и др. Взаимоотношение бизнеса и общества 7

8 Зачем нужно оценивать качество делового климата? На международном уровне оценки ДК служат ориентиром для инвесторов при оценке инвестиционных рисков в отдельных странах На национальном уровне оценки ДК являются ориентиром для государства при принятии решений о приоритетах экономических и институциональных реформ Внутри страны оценки делового климата могут быть использованы для оценки инвестиционных рисков определенных регионов, городов и отраслей На международном уровне оценки ДК служат ориентиром для инвесторов при оценке инвестиционных рисков в отдельных странах На национальном уровне оценки ДК являются ориентиром для государства при принятии решений о приоритетах экономических и институциональных реформ Внутри страны оценки делового климата могут быть использованы для оценки инвестиционных рисков определенных регионов, городов и отраслей

Что может дать измерение ДК? 9 1- Доступ к источникам финансирования; 2- Стоимость финансирования; 3- Телекоммуникации; 4- Электричество; 5- Транспортировка; 6- Доступность земли; 7- Право или лизинг на землю; 8- Налоговые ставки; 9- Налоговая политика; 10- Таможенные и торговые правила; 11- Лицензирование и выдача разрешений; 12- Законодательство о труде; 13- Навыки и уровень образования на рынке труда; 14- Нестабильность экономической политики; 15- Нестабильность макроэкономики (инфляция, курс обмена национальной валюты); 16- Функционирование судебной системы; 17- Коррупция; 18- Уличная преступность/ воровство/ беспорядки; 19- Организованная преступность /Мафия; 20- Недобросовестная конкурентная политика других участников рынка; 21- Нарушение условий договора потребителями и поставщиками.

Что может дать измерение ДК? Доступ к источникам финансирования; 2- Стоимость финансирования; 3- Телекоммуникации; 4- Электричество; 5- Транспортировка; 6- Доступность земли; 7- Право или лизинг на землю; 8- Налоговые ставки; 9- Налоговая политика; 10- Таможенные и торговые правила; 11- Лицензирование и выдача разрешений; 12- Законодательство о труде; 13- Навыки и уровень образования на рынке труда; 14- Нестабильность экономической политики; 15- Нестабильность макроэкономики (инфляция, курс обмена национальной валюты); 16- Функционирование судебной системы; 17- Коррупция; 18- Уличная преступность/ воровство/ беспорядки; 19- Организованная преступность /Мафия; 20- Недобросовестная конкурентная политика других участников рынка; 21- Нарушение условий договора потребителями и поставщиками. Баланс оценок элементов ДК В Ростовской области в гг.

11 А может быть этот климат и не важен? «Важнейшим парадоксом текущей российской ситуации является то, что ухудшение или отсутствие улучшения положения по основным индексам бизнес-климата практически не сказывается на инвестициях в Россию. Наоборот, в последние годы наблюдается настоящий рост прямых инвестиций и притока портфельных капиталов и кредитов в страну. В 2006 году прямые инвестиции в Россию достигли 18 млрд. долларов, что в несколько раз больше уровня 2005 года. За первые 6 месяцев 2007 года приток прямых инвестиций еще вырос, и составил 24.6 млрд. долларов, а общий приток капитала достиг 67 млрд. долларов США. На этом фоне растет норма инвестирования: традиционно рост инвестиций составлял 11-13%, а в июне 2007 года он повысился до 27%.» К. Юдаева

12 А может быть климат у нас замечательный? «Мне всегда казалось, что та «чернуха», которую в отношении делового климате России было принято писать и цитировать, в т.ч. по сложностям и барьерам для бизнеса, рискам, инвестиционному климату, абсолютно необъективна. В России вести бизнес ничуть не труднее, чем на многих других развивающихся рынках. Я всегда говорил, что условия для ведения бизнеса и инвестиций в России всегда были неплохие, а рассказы о том, что Москва – самый дорогой город, далеки от истины. Это средства массовой информации играли на нервах и настроениях людей. Выводы Всемирного банка - это более объективная оценка (хотя и выполненная по ограниченному кругу критериев), и я полностью с ней согласен. Деловой климат у нас ничуть не хуже, чем во многих других странах, привлекательных для прямых инвестиций.» И.И. Родионов (из интервью)

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ: ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Часть II 13

14 Источники информации для оценки ДК Оценки делового климата базируются на трех видах информации: Официальная статистика Прямые оценки издержек, связанных с несовершенством делового климата Субъективные оценки предпринимателями/экспертами качества компонентов делового климата Субъективные оценки бизнесом качества институтов Оценки делового климата базируются на трех видах информации: Официальная статистика Прямые оценки издержек, связанных с несовершенством делового климата Субъективные оценки предпринимателями/экспертами качества компонентов делового климата Субъективные оценки бизнесом качества институтов NB: Любые оценки делового климата в большей или меньшей степени базируются на данных опросов. Поскольку восприятие качества климата зависит от того, какого размера фирма, в какой отрасли/регионе она работает, то такие оценки В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ чувствительны к составу респондентов, размеру и параметрам выборочной совокупности.

15 Методика оценки ДК «РА Эксперт» Согласно методике составления рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов "Эксперт РА", при оценке предпринимательского климата учитываются свыше ста характеристик развития региона (или города), которые группируются и делятся на условия для предпринимательства (бизнеса) и результаты (интенсивность) развития бизнеса. Условия для предпринимательства в российских регионах определяются следующими факторами: Транспортная доступность территории Социально-политическая стабильность в регионе Законодательные условия ведения бизнеса Уровень развития телекоммуникаций Уровень развития бизнес – инфраструктуры Уровень жизни населения. Согласно методике составления рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов "Эксперт РА", при оценке предпринимательского климата учитываются свыше ста характеристик развития региона (или города), которые группируются и делятся на условия для предпринимательства (бизнеса) и результаты (интенсивность) развития бизнеса. Условия для предпринимательства в российских регионах определяются следующими факторами: Транспортная доступность территории Социально-политическая стабильность в регионе Законодательные условия ведения бизнеса Уровень развития телекоммуникаций Уровень развития бизнес – инфраструктуры Уровень жизни населения.

16 Институт Открытая экономика Эксперты Института открытой экономики, к базовыми элементами предпринимательского климата относят: государственная политика нормативно-правовое поле доступность ресурсов и производственной инфраструктуры наличие рынков сбыта информационное поле система образования. Каждый из них по отдельности и их совокупность оказывает влияние как на уже функционирующие хозяйствующие субъекты, так и на тех, кто только решает заняться бизнесом. Эксперты Института открытой экономики, к базовыми элементами предпринимательского климата относят: государственная политика нормативно-правовое поле доступность ресурсов и производственной инфраструктуры наличие рынков сбыта информационное поле система образования. Каждый из них по отдельности и их совокупность оказывает влияние как на уже функционирующие хозяйствующие субъекты, так и на тех, кто только решает заняться бизнесом.

17 Рейтинг ВЭФ В своем ежегодном докладе Global Competitiveness Report Всемирный экономический форум представляет два основных сводных показателя конкурентоспособности: Growth Competitiveness Index (GCI – Индекс конкурентоспособности роста) и Business Competitiveness Index (BCI – Индекс конкурентоспособности бизнеса). Первый оценивает глобальную конкурентоспособность стран и основывается на наиболее важных для экономического роста макроэкономических показателях. По мнению авторов данного индекса, он дает представление о возможностях экономического роста стран в среднесрочной перспективе. Второй индекс основан на теории конкурентных преимуществ М.Портера и оценивает конкурентоспособность стран на микроуровне. Он включает в анализ влияние таких факторов, как производительность компаний, увеличение их операционной эффективности, а также качество бизнес-среды, которая определяет то, каким образом компании конкурируют между собой, какие стратегии для них оказываются наиболее выгодными. Таким образом, индекс конкурентоспособности бизнеса позволяет измерить «набор институциональных факторов, рыночных структур и экономических политик, поддерживающих высокий текущий уровень благосостояния». Информационной базой для расчетов двух индексов служат статистические данные и результаты опросов топ-менеджеров компаний, проводимых форумом в рамках программы Опроса менеджеров (Executive Opinion Survey). В рейтинге ВЭФ по качеству макроэкономической среды Россия в 2005 г. заняла 58 место, по индексу технологий – 73, а по индексу эффективности общественных институтов – 91. В последующем Россия в цеелом теряла позиции и по общему индексуНизкий рейтинг России по качеству общественных институтов, по мнению авторов рейтинга, является основным фактором, сдерживающим экономический рост. В частности, это касается слабой защиты прав собственности и высокого уровня коррупции. По технологическому индексу существуют проблемы в разработке и использовании современных технологий: прямые иностранные инвестиции оказывают крайне слабое влияние на передачу технологий, а компании не всегда готовы эти технологии адаптировать. В своем ежегодном докладе Global Competitiveness Report Всемирный экономический форум представляет два основных сводных показателя конкурентоспособности: Growth Competitiveness Index (GCI – Индекс конкурентоспособности роста) и Business Competitiveness Index (BCI – Индекс конкурентоспособности бизнеса). Первый оценивает глобальную конкурентоспособность стран и основывается на наиболее важных для экономического роста макроэкономических показателях. По мнению авторов данного индекса, он дает представление о возможностях экономического роста стран в среднесрочной перспективе. Второй индекс основан на теории конкурентных преимуществ М.Портера и оценивает конкурентоспособность стран на микроуровне. Он включает в анализ влияние таких факторов, как производительность компаний, увеличение их операционной эффективности, а также качество бизнес-среды, которая определяет то, каким образом компании конкурируют между собой, какие стратегии для них оказываются наиболее выгодными. Таким образом, индекс конкурентоспособности бизнеса позволяет измерить «набор институциональных факторов, рыночных структур и экономических политик, поддерживающих высокий текущий уровень благосостояния». Информационной базой для расчетов двух индексов служат статистические данные и результаты опросов топ-менеджеров компаний, проводимых форумом в рамках программы Опроса менеджеров (Executive Opinion Survey). В рейтинге ВЭФ по качеству макроэкономической среды Россия в 2005 г. заняла 58 место, по индексу технологий – 73, а по индексу эффективности общественных институтов – 91. В последующем Россия в цеелом теряла позиции и по общему индексуНизкий рейтинг России по качеству общественных институтов, по мнению авторов рейтинга, является основным фактором, сдерживающим экономический рост. В частности, это касается слабой защиты прав собственности и высокого уровня коррупции. По технологическому индексу существуют проблемы в разработке и использовании современных технологий: прямые иностранные инвестиции оказывают крайне слабое влияние на передачу технологий, а компании не всегда готовы эти технологии адаптировать.

Пример из рейтинга ВЭФ-2009 Infrastructure 71 A. General infrastructure Quality of overall infrastructure 86D B. Specific infrastructure Quality of roads 118D 2.03 Quality of railroad infrastructure 33A 2.04 Quality of port infrastructure 87D 2.05 Quality of air transport infrastructure 92D 2.06 Available seat kilometers* 13A 2.07 Quality of electricity supply 73D 2.08 Telephone lines* 40A

Оценка Делового климата РСПП Проводится в течении трех лет. Основана на опросе менеджеров и предпринимателей владельцев и частных компаний, путем анкетирования. Выборка охватывает промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговлю пропорционально их доле в экономике страны. Включает крупные, средние и малые фирмы в пропорции 30%, 50% и 20%, соответсвенно. Всего опрошено 1200 респондентов в 40 субъектах Федерации, по 30 респондентов в каждом субъекте. Для получения сопоставимых оценок по основным показателям, характеризующим различные стороны делового климата, в инструментарии опроса использовалась единая 7-балльная порядковая шкала. Порядок ее значений установлен от «1» (безусловно негативный ответ) до «7» (безусловно позитивный ответ). По каждому показателю рассчитывается интегральный показатель средний балл. Проводится в течении трех лет. Основана на опросе менеджеров и предпринимателей владельцев и частных компаний, путем анкетирования. Выборка охватывает промышленность и строительство; транспорт и связь; обслуживание и торговлю пропорционально их доле в экономике страны. Включает крупные, средние и малые фирмы в пропорции 30%, 50% и 20%, соответсвенно. Всего опрошено 1200 респондентов в 40 субъектах Федерации, по 30 респондентов в каждом субъекте. Для получения сопоставимых оценок по основным показателям, характеризующим различные стороны делового климата, в инструментарии опроса использовалась единая 7-балльная порядковая шкала. Порядок ее значений установлен от «1» (безусловно негативный ответ) до «7» (безусловно позитивный ответ). По каждому показателю рассчитывается интегральный показатель средний балл. 19

20 Global Competitiveness Report Обзор глобальной конкурентоспособности (ОГК), сопредседателями которого является профессор Майкл Портер и профессор Клаус Шваб, является важным источником информации о движущих силах конкурентоспособности в разных странах. На основании годового опроса топ- менеджеров компаний из более чем 120 стран ОГК предоставляет лучшие доступные системные данные об относительном уровне качества экономических условий и усовершенствовании компаний. Индекс деловой конкурентоспособности сводит воедино результаты каждой страны по 59 индивидуальным индикаторам в рейтинг микроэкономической конкурентоспособности, а также рейтинг по различным компонентам общих экономических условий. (См. Porter, M., S.Stern, M. Delgado (2006), The 2006 Innovation Capacity Index ) Обзор глобальной конкурентоспособности (ОГК), сопредседателями которого является профессор Майкл Портер и профессор Клаус Шваб, является важным источником информации о движущих силах конкурентоспособности в разных странах. На основании годового опроса топ- менеджеров компаний из более чем 120 стран ОГК предоставляет лучшие доступные системные данные об относительном уровне качества экономических условий и усовершенствовании компаний. Индекс деловой конкурентоспособности сводит воедино результаты каждой страны по 59 индивидуальным индикаторам в рейтинг микроэкономической конкурентоспособности, а также рейтинг по различным компонентам общих экономических условий. (См. Porter, M., S.Stern, M. Delgado (2006), The 2006 Innovation Capacity Index )

21 Относительные сильные и слабые стороны экономических условий в России Обзор глобальной конкурентоспособности, 2006 г Относительные сильные и слабые стороны экономических условий в России ( Обзор глобальной конкурентоспособности, 2006 г ) РейтингЛучшеХуже Общий рейтинг: 77 Наука и техника Развитие кластеров Мат-тех. База Кадры Рынки капитала Условия спроса Уровень конкуренции Рыночные стимулы Адм. правила и процедуры Условия, связанные с отдельными факторами Обстановка для развития стратегии и соперничества Условия спроса Взаимосвязанные и вспомогательные отрасли

22 Рейтинг IMD Международный институт развития управления (IMD) – публикует «Отчет о мировой конкурентоспособности» (The World Competitiveness Yearbook). В своем подходе данная организация рассматривает конкурентоспособность как «способность стран создавать и поддерживать такую среду, которая бы обеспечивала устойчивое создание стоимости компаниями и увеличение благосостояния граждан». Страны, таким образом, конкурируют между собой в предоставлении наилучших условий для ведения бизнеса и для жизни. В отличие от рейтингов Мирового экономического форума данный рейтинг в большей степени опирается на статистические данные, характеризующие различные аспекты состояния экономики, нежели на данные опросов. По рейтингу, рассчитываемому Международным институтом развития управления (IMD), Россия заняла в 2005 г. 54 место среди 60 стран. При этом по экономической ситуации находится на 57 месте, по эффективность государства – на 45, по эффективности бизнеса – на 55, а по уровню развития инфраструктуры – на 46 месте Международный институт развития управления (IMD) – публикует «Отчет о мировой конкурентоспособности» (The World Competitiveness Yearbook). В своем подходе данная организация рассматривает конкурентоспособность как «способность стран создавать и поддерживать такую среду, которая бы обеспечивала устойчивое создание стоимости компаниями и увеличение благосостояния граждан». Страны, таким образом, конкурируют между собой в предоставлении наилучших условий для ведения бизнеса и для жизни. В отличие от рейтингов Мирового экономического форума данный рейтинг в большей степени опирается на статистические данные, характеризующие различные аспекты состояния экономики, нежели на данные опросов. По рейтингу, рассчитываемому Международным институтом развития управления (IMD), Россия заняла в 2005 г. 54 место среди 60 стран. При этом по экономической ситуации находится на 57 месте, по эффективность государства – на 45, по эффективности бизнеса – на 55, а по уровню развития инфраструктуры – на 46 месте

23 Динамика рейтингов IMD для России * Итоговый рейтинг Экономика Эффективность государства Эффективность бизнеса Инфраструктура

24 Опросы BEEPS Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS): опросы, разработанные совместно Всемирным Банком и Европейским банком реконструкции и развития (EBRD). Проводились в 1999, 2000 и 2005 годах в странах Центральной и Восточной Европы, Средней Азии. ИУУЗЫ 2005 года проводился также в Португалии, Испании, Греции, Германии, Ирландии и Южной Корее. Опросы сфокусированы на взаимоотношениях бизнеса и государства, в той части, в которой они формируют деловой климат. Особое внимание уделено получению сопоставимых оценок распространения коррупции, «захвату государства бизнесом» (state-capture), а также качества бизнесс-среды. Особенностью данных BEEPS является возможность установить связи между качеством делового климата и институтов и поведением и параметрами фирмы.

25 Оценки делового климата BEEPS для России

26 Индексы Freedom House Эти индексы строятся на основе оценок ограниченного круга специалистов, в который входят как сотрудники самой этой организации, так и привлеченные эксперты

27 Мониторинг административных барьеров ЦЭФИР Мониторинговые проекты в области административной реформы оценивают результаты мер федерального правительства по дерегулированию экономики, которые призваны упростить процедуры и издержки фирм, связанные с лицензированием, сертификацией, регистрацией, проверками и инспекциями. Ориентирован на малый бизнес. Опрашивается около 2000 фирм в 20 регионах. Проект осуществляется при поддержке Всемирного банка и финансировании Агентством США по международному развитию Всего проведено 5 раундов мониторинга.

28 Мониторинг ЦЭФИР: основные выводы 5-го раунда Общие итоги 5-го раунда мониторинга барьеров неоднозначны. Улучшилась ситуация с регистрацией нового бизнеса, но по остальным барьерам существенных изменений не произошло. Улучшения: Доля легитимных лицензий впервые превысила 50% Количество госорганов, которые надо посетить при регистрации уменьшилось; процедура стала короче и дешевле Ухудшения Ухудшился бизнес климат, сложнее стало привлекать капитал, выросли коррупция, недобросовестная конкуренция Растет число компаний, понесших существенные убытки в результате инспекций Резко осложнилась процедура покупки у государства помещений: продолжительность процедуры выросла в 15 раз! Общие итоги 5-го раунда мониторинга барьеров неоднозначны. Улучшилась ситуация с регистрацией нового бизнеса, но по остальным барьерам существенных изменений не произошло. Улучшения: Доля легитимных лицензий впервые превысила 50% Количество госорганов, которые надо посетить при регистрации уменьшилось; процедура стала короче и дешевле Ухудшения Ухудшился бизнес климат, сложнее стало привлекать капитал, выросли коррупция, недобросовестная конкуренция Растет число компаний, понесших существенные убытки в результате инспекций Резко осложнилась процедура покупки у государства помещений: продолжительность процедуры выросла в 15 раз!

29 Оценки ДК ВШЭ-ВБ 2005 Источник: ГУ-ВШЭ и Всемирный банк 2005 г.

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В РОССИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ Часть III 30

Параметры ВЭФ-2009, по которым Россия имеет наилучшие оценки 4.1 Primary enrollment* National savings rate* GDP valued at PPP* Firing costs* Government debt* Quality of railroad infrastructure Available seat kilometers* Pay and productivity Tertiary enrollment*14 Macroeconomic stability Mobile telephone subscriptions* Telephone lines* Government surplus/deficit* Quality of math and science education Female participation in labor force* Quality of scientific research institutions42 31

Параметры ВЭФ-2009, по которым Россия имеет наихудшие оценки 1.01 Property rights Tariff barriers* Restriction on capital flows122 B. Trustworthiness and confidence Soundness of banks Protection of minority shareholders interests Burden of government regulation Imports as a percentage of GDP* Business impact of rules on FDI Foreign competition Prevalence of trade barriers Burden of customs procedures130 32

33 Динамика рейтингов WEF для России Индекс конкурентоспособнос ти роста Технологический индекс Индекс общественных институтов Индекс макроэкономической среды Индекс конкурентоспособнос ти бизнеса Качество стратегий компаний – Качество бизнес- климата –

Плохие институты как препятствие для роста Если раньше плохие условия ведения бизнеса в России компенсировались ростом спроса, то теперь преимущества роста исчезли, а барьеры остались: в 2005 году в России по половине параметров условия ведения бизнеса были хуже, чем в странах ВЕ и СНГ, в 2009 году они были хуже по 16 из 18 параметров BEEPS Изменения оценок ДК России по отношению к другим странам

Оценки динамики ДК РСПП 35

36

РСПП: основные изменения в ДК Показатели улучшились Отношения внутри регионального бизнес-сообщества Уровень социальной ответственности бизнесаУспешность развития бизнеса Защищенность частной собственности законом Показатели после улучшения (2008) ухудшились (2009) Показатели остались на том же низком уровне Свобода отношений бизнеса и власти от коррупции Возможность создания нового бизнеса (с нуля) Развитие законодательной базы предпринимательства Возможность компании из другого региона обосноваться на рынкеУровень налоговых ставок Показатели стабильно ухудшались Характер налогового администрирования бизнеса Деятельность региональных властей по совершенствованию инфраструктуры бизнеса Направление развития политической ситуации Деятельность системы лицензирования, надзора и контроля Отношение населения к предпринимателям 37

38

39

Препятствия для ведения бизнеса (мониторинг ВШЭ-2009) 40

Изменения оценок ДК в мониторинге ВШЭ ( ) 41

ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ: ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ Часть IV 42

43 Особенности измерения ДК, о которых полезно помнить Оценки ДК, полученные для страны в целом, представляют собой ни что иное, как «среднюю температуру по больнице». На самом деле условия ведения бизнеса сильно различаются для разных фирм: В зависимости от отрасли (вида деятельности); В зависимости от региона; В зависимости от статуса и размера населенного пункта; В зависимости от размера предприятия; А, иногда, и в зависимости от формы собственности. Оценки ДК, полученные для страны в целом, представляют собой ни что иное, как «среднюю температуру по больнице». На самом деле условия ведения бизнеса сильно различаются для разных фирм: В зависимости от отрасли (вида деятельности); В зависимости от региона; В зависимости от статуса и размера населенного пункта; В зависимости от размера предприятия; А, иногда, и в зависимости от формы собственности.

Возможные ошибки и смещения при оценке ДК (1) Оценка сложности доступа к земельным участкам в Томской области НевеждыОпытныеНевеждыОпытные Несущественная проблема Средней сложности Несущественная проблема Субъективные оценки респондентов могут существенно зависеть оттого, сталкивались ли они на практике с теми или иными проблемами в деловом климате. В 2004 году FIAS проводил барьеров для ведения бизнеса в нескольких регионах России. В таблице приведены оценки респондентов сложности проблемы доступа к земле по группам с опытом получения земельных участков и без такого опыта.

Изменение оценок ДК в Томской области: «опытные» респонденты 45

Возможные ошибки и смещения при оценке ДК (2) 46 Опрос Левады-центра по проблеме «налогового терроризма»

47 Как не надо оценивать ДК (1) Компания Ernst & Young представила результаты ежегодного исследования вопросов налогообложения в России По данным исследования, к судебной защите налогоплательщики прибегали в 82% случаев споров с налоговиками и в 89% выигрывали дела улучшилось и отношение проверяемых к проверяющим. 32% опрошенных назвали их "хорошими" (в 2006 году - 22%) Главными методами улучшения налогового режима в России опрошенные называют упрощение налогового законодательства (57%), улучшение налоговых процедур (28%) и упрощение процедур начисления и возврата налога на добавленную стоимость. исследование охватило 58 крупных российских и международных компаний Компания Ernst & Young представила результаты ежегодного исследования вопросов налогообложения в России По данным исследования, к судебной защите налогоплательщики прибегали в 82% случаев споров с налоговиками и в 89% выигрывали дела улучшилось и отношение проверяемых к проверяющим. 32% опрошенных назвали их "хорошими" (в 2006 году - 22%) Главными методами улучшения налогового режима в России опрошенные называют упрощение налогового законодательства (57%), улучшение налоговых процедур (28%) и упрощение процедур начисления и возврата налога на добавленную стоимость. исследование охватило 58 крупных российских и международных компаний

48 Как не надо оценивать ДК (2) ИСЭИ УНЦ РАН совместно с Ассоциацией организаций предпринимательства Республики Башкортостан в апреле 2005 г. провели опрос и выявили следующие основные проблемы ДК: недостаток средств для начала и развития бизнеса - 95,8% сложность процедуры получения кредитов - 91,7% непредсказуемость правовых норм - 87,5% кадровые проблемы, низкая квалификация работников - 87,5% соблюдение всех правовых норм требует высоких затрат - 83,3% непредсказуемость успешности нового бизнеса - 83% неравномерное распределение налогового бремени - 79,2% несовершенство нормативно-правовой базы - 79% высокие процентные ставки за кредит - 79% незащищенность прав собственности - 78,% ИСЭИ УНЦ РАН совместно с Ассоциацией организаций предпринимательства Республики Башкортостан в апреле 2005 г. провели опрос и выявили следующие основные проблемы ДК: недостаток средств для начала и развития бизнеса - 95,8% сложность процедуры получения кредитов - 91,7% непредсказуемость правовых норм - 87,5% кадровые проблемы, низкая квалификация работников - 87,5% соблюдение всех правовых норм требует высоких затрат - 83,3% непредсказуемость успешности нового бизнеса - 83% неравномерное распределение налогового бремени - 79,2% несовершенство нормативно-правовой базы - 79% высокие процентные ставки за кредит - 79% незащищенность прав собственности - 78,%

49 Различия в оценках в зависимости от «опыта» респондента Источник: Опрос «РЕЖИМ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ»

50 Различия в налоговом «прессе» для предприятий разного размера Источник: Опрос «РЕЖИМ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ»

51 Различия в налоговом «прессе» для предприятий разных секторов Источник: Опрос «РЕЖИМ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ»

52 1- Суд, 2-Не связываться, 3- жалобы в вышестоящую инстанцию того же органа, 4-жалобы в другие инстанции, 5- взятки, 6- привлечение общественного внимания Сложности интерпретации: почему арбитражные суды лучше защищают интересы бизнеса, чем суды общей юрисдикции

53 Различия в оценках ДК в Тверской и Ростовской областях, 2007

54 Различия ДК по размеру и статусу поселения 1-Доступ к источникам финансирования; 2-Стоимость финансирования; 3-Телекоммуникации; 4-Электричество; 5-Транспортировка; 6-Доступность земли; 7-Право или лизинг на землю; 8-Налоговые ставки; 9-Налоговая политика; 10-Таможенные и торговые правила; 11-Лицензирование; 12-Законодательство о труде; 13-Качество труда; 14-Нестабильность политики; 15-Нестабильность макроэкономики; 16-Функционирование судебной системы; 17-Коррупция; 18-Безопасность; 19-Организованная преступность; 20-Недобросовестная конкуренция; 21-Нарушение условий договора потребителями и поставщиками

55 Различие в оценках ДК конкурентоспособными и неконкурентоспособными предприятиями

56 Некоторые выводы (1) Параметры делового климата оказывают влияние на принимаемые фирмами решения. Однако, важность этих факторов не следует переоценивать: такие факторы как прибыльность зачастую перевешивают риски, связанные с несовершенством условий хозяйствования. Абсолютно надежных измерителей качества делового климата не существуют. Все оценки, в большей или меньшей степени, основаны на данных социологических опросов предпринимателей, а такие методы весьма чувствительны к составу респондентов и объему выборки, а также к формулировкам задаваемых вопросов. Усредненные для страны оценки делового климата имеют смысл только для ограниченного количества индикаторов. Например, при оценке качества законодательства. Но оценки качества законодательства неинформативны, если нет оценки качества правоприменения (enforcement). Параметры делового климата оказывают влияние на принимаемые фирмами решения. Однако, важность этих факторов не следует переоценивать: такие факторы как прибыльность зачастую перевешивают риски, связанные с несовершенством условий хозяйствования. Абсолютно надежных измерителей качества делового климата не существуют. Все оценки, в большей или меньшей степени, основаны на данных социологических опросов предпринимателей, а такие методы весьма чувствительны к составу респондентов и объему выборки, а также к формулировкам задаваемых вопросов. Усредненные для страны оценки делового климата имеют смысл только для ограниченного количества индикаторов. Например, при оценке качества законодательства. Но оценки качества законодательства неинформативны, если нет оценки качества правоприменения (enforcement).

57 Некоторые выводы (2) Оценки состояния делового климата в России сильно разнятся, но анализ большого числа таких оценок позволяет сделать некоторые общие выводы: По сравнению с 1999г. Качество делового климата вплоть до кризиса 2008 года существенно улучшалось. Однако, эти улучшения были в основном связаны с повышением макроэкономической и политической стабильности, переходом к стадии экономического роста и в меньшей степени с повышением качества институциональной среды. Основной прогресс в повышении качества делового климата приходится на первые годы пост-кризисного периода развития ( ). В последние годы предкризисные улучшений не происходило, а по ряду компонент фиксируется ухудшение. Основными проблемами в настоящее время являются нестабильность и неопределенность перспектив и в росте формальных и, особенно, неформальных барьеров для развития бизнеса. Оценки состояния делового климата в России сильно разнятся, но анализ большого числа таких оценок позволяет сделать некоторые общие выводы: По сравнению с 1999г. Качество делового климата вплоть до кризиса 2008 года существенно улучшалось. Однако, эти улучшения были в основном связаны с повышением макроэкономической и политической стабильности, переходом к стадии экономического роста и в меньшей степени с повышением качества институциональной среды. Основной прогресс в повышении качества делового климата приходится на первые годы пост-кризисного периода развития ( ). В последние годы предкризисные улучшений не происходило, а по ряду компонент фиксируется ухудшение. Основными проблемами в настоящее время являются нестабильность и неопределенность перспектив и в росте формальных и, особенно, неформальных барьеров для развития бизнеса.

58 Рекомендуемая литература Всемирный банк (2005), Доклад о мировом развитии. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех. Издательство «Весь Мир», Москва, «Инвестиционный климат в России 2006». CFA Institute. «Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными». ГУ-ВШЭ, 2007 М.Портер, К. Кетельс «Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики» «Состояние делового климата в России». Аналитический отчет. ВЦИОМ, 2007 Ясин, Е.Г. (ред.) (2001), Инвестиционный Климат и Перспективы Экономического Роста в России, ВШЭ, Москва «Building Skills and Absorptive Capacity in Russian Enterprises: Competitiveness and Investment Climate Assessment for the Russian Federation». World Bank, 2006 Dollar D., Hallwart-Driemier M., Mengistae T. Investment Climate and Firms Performance in the Development Economies. World Bank 2003 Malaysia. Firm Competitiveness, Investment Climate, and Growth, report No MA, Document of the World Bank, Всемирный банк (2005), Доклад о мировом развитии. Как сделать инвестиционный климат благоприятным для всех. Издательство «Весь Мир», Москва, «Инвестиционный климат в России 2006». CFA Institute. «Российская промышленность на перепутье: что мешает нашим фирмам стать конкурентоспособными». ГУ-ВШЭ, 2007 М.Портер, К. Кетельс «Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики» «Состояние делового климата в России». Аналитический отчет. ВЦИОМ, 2007 Ясин, Е.Г. (ред.) (2001), Инвестиционный Климат и Перспективы Экономического Роста в России, ВШЭ, Москва «Building Skills and Absorptive Capacity in Russian Enterprises: Competitiveness and Investment Climate Assessment for the Russian Federation». World Bank, 2006 Dollar D., Hallwart-Driemier M., Mengistae T. Investment Climate and Firms Performance in the Development Economies. World Bank 2003 Malaysia. Firm Competitiveness, Investment Climate, and Growth, report No MA, Document of the World Bank, 2003.

Рекомендуемая литература Dethier, J-J., M. Hirn and S. Straub (2008), Explaining Enterprise Performance in Developing Countries with Business Climate Survey Data, World Bank, Policy Research Working Paper No Dollar, D.. G. Iarossi and T. Mengistae (2002), Investment Climate and Economic Performance: Some Firm Level Evidence from India, Centre for Research on Economic Development and Policy Reform, Stanford University, Working Paper No Dollar, D.. M. Hallward-Driemeier and T. Mengistae (2005), Investment Climate and Firm Performance in Developing Countries, Economic Development and Cultural Change, pp Moore, M. and H. Schmitz (2008), Idealism, Realism and the Investment Climate in Developing Countries, Centre for the Future State, Institute of Development Studies, Working Paper No Steer, L. and K. Sen (2009), Informal Institutions in Transition: How the Private Sector Boomed without Legal Protection in Vietnam, IPPG Discussion Paper,available at: Dethier, J-J., M. Hirn and S. Straub (2008), Explaining Enterprise Performance in Developing Countries with Business Climate Survey Data, World Bank, Policy Research Working Paper No Dollar, D.. G. Iarossi and T. Mengistae (2002), Investment Climate and Economic Performance: Some Firm Level Evidence from India, Centre for Research on Economic Development and Policy Reform, Stanford University, Working Paper No Dollar, D.. M. Hallward-Driemeier and T. Mengistae (2005), Investment Climate and Firm Performance in Developing Countries, Economic Development and Cultural Change, pp Moore, M. and H. Schmitz (2008), Idealism, Realism and the Investment Climate in Developing Countries, Centre for the Future State, Institute of Development Studies, Working Paper No Steer, L. and K. Sen (2009), Informal Institutions in Transition: How the Private Sector Boomed without Legal Protection in Vietnam, IPPG Discussion Paper,available at: 59

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ 60