ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ практикум Занятие 2 Современные тенденции в визуальных исследованиях.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Advertisements

Слайд-презентация СОЦИОЛОГИЯ Панченко Алексея Ученика 10 «б» класса.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Кейс-стади как метод исследования и метод преподавания (Гоосен Е.В., Саблин К.С.)
« КОГДА ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ - ОН ИССЛЕДУЕТ, КОГДА ОН ХОЧЕТ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТРЕВОГ ЖИЗНИ - ОН ВЫДУМЫВАЕТ » (МАКСИМ ГОРЬКИЙ, СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ) Методы научного.
План 1) Виды социологического исследования ; 2) Программа и план исследования ; 3) Методы сбора социологической информации.
Екатерина Орех См. комментарий к этому слайду ниже.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Методика социологического исследования.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Качественные методы исследования: значение, обработка и анализ данных.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Маркетинговые исследования.
Аналитическая деятельность учителя иностранного языка Мозгова Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР МОУ средней общеобразовательной школы.
Наука имеет свой язык, методы и принятые в научном сообществе формы представления результатов исследовательской деятельности.
Качественные методы. Сфера применения качественных методов Получение реальной картины мнений, что используется, в частности, для корректировки вопросов.
Социология физической культуры Модуль 2 Социологическое исследование в сфере ФК и С.
Транксрипт:

ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ практикум Занятие 2 Современные тенденции в визуальных исследованиях

Фотография и социальные науки 1839 год - примерно одно время зарождения социологии и фотографии – О.Конт «Курс позитивной философии» и официальное представление фиксирования изображения на металле Дагером во Французской Академии Наук Использование фотографий в социальных науках приходит намного позже – 1890 гг Джакоб Рис использует фотографии Нью-Йоркских трущоб для привлечения внимания общественности к проблеме бедности Левис Хайн фотографирует вновь прибывших мигрантов и условия работы детей в шахтах Эти попытки использования фотографии в первую очередь носят характер социальный нежели социологический (в данном случае для разработки нового трудового кодекса)

Фотография и социальные науки: ХХ век American Journal of Sociology 1896 – 1916 опубликовано 31 статья с 244 фотографиями; ни одной фотографии с 1916 по конец 60-х гг Давление со стороны редактора А.Смолла – институализировать социологию как строгую науку, а не комикс (плюс низкое качество самих фотографий) Возрождение интереса к фотографии в конце 60-х гг – влияние Ховарда Беккера

Х.Бекер Х.Бекер статья «Фотография и социология» в журнале «Исследования в антропологии визуальной коммуникации» 1974 год Статья – не руководство к действию, а теоретические размышления на тему взаимодействия фотографии и социологии Фотографии не достает базовой социологической теории; она дает простые одиночные утверждения

Х.Бекер «Фотография и социология» Фотографическая работа может стать более социологической – избегать единичных снимков и пытаться отобразить в фотографии «последовательность действий» - динамические аспекты социальной организации или паттерны причины и следствия Относиться к фотографии как к сбору данных по аналогии с первичными данными любого исследования Исследователь не должен иметь концептуальных гипотез до сбора данных – по ходу исследования основные теоретические положения либо подтверждаются, либо отвергаются, либо корректируются Сбор данных не должен быть отделен от анализа данных в исследовательском процессе Работа социолога и фотографа сводится к единому образцу

Х.Бекер «Фотография и социология» Основные проблемы: Надежность данных Уровень допустимого обобщения на основе ограниченных данных Как следствие – скептицизм социологического сообщества Вопрос не только к визуальной социологии, но любой социологической методологии (анкета, взаимодействие интервьюера и респондента и т.п.)

Х.Бекер «Фотография и социология» Фотография и социология сталкиваются с одними и теми же проблемами, но решают их по-разному Социолог – начинает работу с абстрактных концепций и затем ищет им эмпирические подтверждения Фотограф – сначала делает снимок, а затем ищет идею, которая выражена на фотографии Социологу есть чему поучиться у фотографов – социологические концепции должны сопровождаться ясной визуализацией

Джон Вагнер «Представление информации: Фотография в социальных науках» (1979) Бекер стимулировал развитие визуальной социологии, хотя сам в начале ограничивался рассмотрением фотографии как социального документа, подтверждения, иллюстрации Вагнер выделил пять видов исследований, в которых используются фотографии

Вагнер: пять типов исследования Фотография как «подспорье» для интервью (стимул). Часто используется в маркетинговых исследованиях – например, при персонификации Фотография для систематической фиксации действия. Исследования невербальных выражений эмоций, потока людей, изменения окружающей среды Контент-анализ фотографий, сделанных респондентами без поставленной исследователем задачи. Сюда входят как любительские фотографии, так и профессиональные и коммерческие – например, сравнение региональных отличий «улыбок» или гендерных образов в рекламе

Вагнер: пять типов исследования Антропологический анализ фотографий, сделанных респондентами по «заказу» исследователя. Широко применяется антропологами; направлено на изучение культурологических различий восприятия мира Документальная фотография сделанная самим исследователем. Фотография в данном случае излагает факты социальной жизни. Вагнер как и Бекер рассматривают данный тип исследования как основной в визуальной социологии

ВИЗУАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ практикум Занятие 3 Современные тенденции в визуальных исследованиях (продолжение)

Дуглас Харпер (80-90-е гг) Два основных типа исследований: Исследователь делает фотографии социальных феноменов Исследователь анализирует фотографии, сделанные другими Грань между этими типами исследований достаточно условная; социолог обычно использует и тот и другой метод Четыре методологических подхода: научный, описательный (наративный), рефлексивный, феноменологический

Д.Харпер – научный подход Основан на предположении о том, что «большинство социологических категорий основано на наблюдаемых феноменах … и они могут быть проанализированы на основании фотографий» Использование фотографии как банка данных – сохранение изображений для дальнейшего изучения Этнографические исследования Фотография позволяет отобразить те моменты, которые слишком стремительны или сложны для описания в письменном виде Этот метод идеален для исследования социальных изменений в небольших сообществах или социальных группах – пролонгированное фотографирование

Д.Харпер – описательный подход Фотографии используются для исследования процессов социальной жизни в ее непосредственном течении Описательный подход (наративный) – этнографические фильмы Исследование Харпера жизни бродяг – фотографии циклов их жизни – добавляет точности наблюдениям Научный и описательный подходы имеют много общего, в том числе – определяющее право принадлежит здесь социологу (исследователю), именно он создает и отбирает фотоматериал

Д.Харпер – рефлексивный подход Рефлексивный подход характеризуется тем, что субъект исследования принимает участие в определении значений – социолог активно вовлекает субъект исследования в процесс интерпретации фотографий Photo-elicitation (фото-разведка): социолог делает снимки, а затем использует их во время интервью Сами фотографии играют вторичную роль – они используются как инструмент инициации разговора, стимулирующий к более полному вербальному раскрытию респондента

Д.Харпер – феноменологический подход «Некоторые фотографии могут просто описывать реальность и оставлять нас равнодушными; другие изображения могут трогать нас эмоционально, но быть бесполезными с социологической точки зрения. Но есть такая категория фотографий, которые способны выявлять социологические моменты в художественной форме изображения» Экспериментальное поле исследования; социолог одновременно становится и исследующим и исследуемым. Влияние Р.Барта

Критика Харпера Практикующие визуальные социологи сталкиваются с проблемой разделения исследований по типологии Харпера Почему необходимо рассматривать исследования как отдельные методы, а не части единого целого Описательный включает в себя и научный подход, а рефлексивный - феноменологический

Р.Барт: Camera Lucida Два аспекта фотографии: Studium – большинство фотографий вызывает общий или «polite» интерес Punctum – некоторые фотографии вызывают эмоциональный отклик

James Nachtwey