1 «Посреднические услуги при прохождении административных процедур: итоги обследований» «Между частным сектором и государством: рынок посредников в современной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Advertisements

CEFC Разработка проекта по реализации административной реформы Опыт Ставропольского края О.А. Пигунова Центр экономического и финансового консалтинга.
Эффективность действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
1 Реформирование организации налогообложения в России Жаклин Кулидж Всемирный банк Формирование благоприятной нормативно-правовой базы для развития малого.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
1 Сокращение административных барьеров путем совершенствования форм и процедур оценки соответствия в рамках реализации реформы технического регулирования.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Итоги реализации нормативно-правовой базы в области защиты прав предпринимателей в сфере государственного контроля и дальнейшие направления сокращения.
1 АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ.
МОНИТОРИНГ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЧС РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА Телефон: (495)
Регламентация предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в Томской области в 2007 году Р.С. Радзивил председатель комитета.
Борьба с коррупцией в Челябинской области. Общие проблемы, способствующие формированию и развитию коррупции 1. Трудности преодоления наследства тоталитарного.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УCЛУГИ: СКОЛЬКО СТОЯТ И ВО ЧТО ОБХОДЯТСЯ ГРАЖДАНАМ И БИЗНЕСУ Анастасия Александрова директор направления «Социальная политика» Фонда «Институт.
Общая оценка работы территориального подразделения на основе результатов анкетирования* Система независимого общественного контроля *Примечание: Анкетирование.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Состояние и уровень коррупции в органах местного самоуправления г.о. Тольятти г.о. Тольятти, 2011г.
Платные услуги в медицине Опрос на сайте компании РОСНО-МС.
Влияние административной и регуляторной среды на развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае Уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Транксрипт:

1 «Посреднические услуги при прохождении административных процедур: итоги обследований» «Между частным сектором и государством: рынок посредников в современной России» Шестоперов О.М. Щетинин О.А.

2 Исследование «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором» НИСИПП, и предшествующие исследования

3 Предыдущие эмпирические исследования в России Рабочий центр экономических реформ, 2001 Исследование и разработка рекомендаций по упрощению и оптимизации процессов лицензирования, сертификации и аккредитации в трех регионах РФ Рабочий центр экономических реформ, 2001 Исследование и разработка рекомендаций по упрощению и оптимизации процессов лицензирования, сертификации и аккредитации в трех регионах РФ Анализ действующего законодательства и существующей практики в сфере лицензирования и сертификации. Цель - содействие развитию внешней среды предпринимательства. FIAS, Исследование административных барьеров на пути инвестиций в регионах России FIAS, Исследование административных барьеров на пути инвестиций в регионах России Констатировано наличие рынка посреднических услуг. ЦЭФИР Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России. ЦЭФИР Мониторинг административных барьеров на пути развития малого бизнеса в России. Получен ряд показателей, характеризующих степень развития рынка посреднических услуг. Сравнивается практика прохождения процедур с использованием и без использования посредников. Бизнес-Тезаурус Исследование административных барьеров в 4 регионах. В рамках проекта «Дерегулирование экономики и устранение административных барьеров. Российская Федерация». EuropeAid (ТАСИС). Бизнес-Тезаурус Исследование административных барьеров в 4 регионах. В рамках проекта «Дерегулирование экономики и устранение административных барьеров. Российская Федерация». EuropeAid (ТАСИС). Оценивается распространенность использования посредников и их роль в упрощении/усложнении административных процедур Эти исследования не являются специализированными исследованиями рынка посреднических услуг

4 Распространенность услуг посредников: результаты различных исследований ПРОЦЕДУРА БИЗНЕС- ТЕЗАУРУС ( ) ЦЭФИР (2004) ДРУГИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Регистрация бизнеса 3350FIAS (2002) 20% Лицензирование РЦЭР (2001): 3%, до 21% в Москве Сертификация 206РЦЭР (2001): 15% Оформление и сопровождение сделок с недвижимостью 24-- Покупка помещений, земли Аренда помещений, земли Оформление проектной документации на строительство 28-- Кадастровый учет участка земли 23-- Оформление документов для получения земельного участка под строительство 14-- Доля фирм, обращавшихся к посредникам при прохождении процедуры, %

5 Изучаемые процедуры: Регистрация Получение лицензий Земля и недвижимость: –регистрация прав на недвижимое имущество –перевод помещения из жилого фонда в нежилой Категории опрошенных: «Двусторонний опрос» - (1) опрос субъектов малого предпринимательства и (2) фирм-посредников Регионы (города): Санкт-Петербург, Екатеринбург, Томск, Калининград, Новгород Исследование «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором»

6 ВСЕГО ФИРМРЕГИСТРАЦИЯЛИЦЕНЗИРОВАНИЕНЕДВИЖИМОСТЬ ВСЕГО Санкт-Петербург Екатеринбург Калининград Новгород Томск Представители малого предпринимательства: количество опрошенных Посреднические фирмы: количество опрошенных ВСЕГО ФИРМ РЕГИСТРАЦИЯЛИЦЕНЗИРОВАНИЕНЕДВИЖИМОСТЬПРОЧИЕ ВСЕГО Санкт-Петербург Екатеринбург Калининград Новгород Томск Исследование «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором»

7 Исследование «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором» НИСИПП, Основные результаты: некоторые характеристики рынка

8 Рост рынка посреднических услуг: индикаторы Значения индексов: изменение занятости - среднее по региону изменение числа занятых на 1 посреднической фирме Изменение выручки и прибыль в 2004 г. – по шкале 1/0/-1 Изменение прибыли в 2004 г – 2/1/0/-1/-2

9 Рост рынка посреднических услуг: процедурный разрез

10 Оценка количества посредников на рынках отдельных процедур РЕГИОН КАТЕГОРИЯ ОПРОШЕННЫХ РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ( П ) ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ Новгород СМП10 4 6; n/a П2040 Калининград СМП ; 20 П50150 Томск СМП ; 30 П5050 Екатеринбург СМП ; 50 П Санкт- Петербург СМП ; 100 П Пояснения: 1. СМП – опрошенные субъекты малого предпринимательства; П – посреднические фирмы 2. Указаны медианные значения оценок 3. Для лицензирования не указаны оценки посредников, поскольку получение отдельных лицензий специфично. Для земли и недвижимости указаны оценки предпринимателей по двум наиболее распространенным процедурам отдельно – (1) регистрация прав на недвижимость; (2) перевод помещений из жилого в нежилой фонд.

11 Оценка посредниками возможности входа на рынок посреднических услуг Использовалась шкала: 1.Очень сложно 2.Сложно 3.Просто 4.Очень просто В процедурном разрезе ниже барьеры входа для регистрации, для остальных процедур в целом вход на рынок усложнен Самый «закрытый» город – Томск, ниже всего оценки в Новгороде

12 Связь посредников с органами власти Доля посреднических фирм, сотрудники которых когда- либо работали в органах власти, %

13 Исследование «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором» НИСИПП, Основные результаты: причины обращения к посредникам и «удовлетворенность» их деятельностью

14 Основные группы причин обращения к посредникам: вопросы анкеты 1. Экономия собственного времени Не хотелось бегать по всем инстанциям самому 2. Отсутствие или недостаток информированности о тех или иных аспектах прохождения процедуры, связанных с прохождением процедуры Не знали, какие документы нужны Не было достаточных знаний о последовательности шагов прохождения процедуры регистрации Не было достаточных знаний, как правильно оформить требуемые документы 3. Стремление ускорить прохождение процедуры Не было достаточных знаний, как можно ускорить прохождение процедуры регистрации Посредник предложил более короткие сроки, чем если проходить регистрацию самому Нужна была уже «готовая» зарегистрированная фирма 4. Посредник облегчает взаимодействие с органами власти Без посреднической фирмы я мог получить отказ в органах регистрации Я получил отказ в органе государственной регистрации при первом обращении, поэтому подумал, что посредник справится лучше Легче было оформить ряд предъявляемых требований с помощью услуг посредника Посредник может содействовать в формальном выполнении предъявляемых регистрационными органами требований и условий В органе регистрации мне сказали, что лучше пойти к посреднику

15 Главные причины использования услуг посредников: мнение предпринимателей РЕГИСТРАЦИЯЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ Экономия собственного времени 41,830,826,6 Отсутствие или недостаток информированности о тех или иных аспектах прохождения процедуры 24,217,515,3 Стремление ускорить прохождение процедуры 24,632,237,1 Посредник облегчает взаимодействие с органами власти 7,316,820,2 Основной мотив – экономия времени («рыночный фактор»). Важность этого фактора наиболее высока для процедуры регистрации, меньше – для процедур лицензирования и процедур, связанных с землей и недвижимостью Для регистрации сказывается отсутствие знаний Роль нерыночных факторов усиливается для процедур лицензирования и процедур, связанных с недвижимостью (эти процедуры более сложные и запутанные, более длительные)

16 Отношение к посредникам со стороны предпринимателей Приведена степень согласия с утверждением по шкале: 1 – полностью согласен, -1 – полностью не согласен

17 Поведение чиновников при прямом обращении: оценки посредников По мнению посредников, при прямом обращении предпринимателя в орган власти чиновники в основном либо ничего не разъясняют, либо отделываются отсылками к другим источникам

18 Роль посредников в повышении информированности предпринимателей РегистрацияЛицензирование Регистр. прав на недвиж. имущ. Перевод помещ. из жилого фонда в нежилой До обращения к посреднику 5,05,04,54,5 После обращения к посреднику 7,77,76,87,3 Посредники практически всегда (80-90% случаев) разъясняют предпринимателям различные аспекты прохождения процедуры (последовательность шагов, состав документов, официальные сроки и затраты), если предприниматели интересуются Посредники практически всегда (80-90% случаев) разъясняют предпринимателям различные аспекты прохождения процедуры (последовательность шагов, состав документов, официальные сроки и затраты), если предприниматели интересуются Большинство предпринимателей в качестве основной причины указывают консультации посредника Большинство предпринимателей в качестве основной причины указывают консультации посредника В органах власти предприниматели получают существенно меньше информации В органах власти предприниматели получают существенно меньше информации 10-20% предпринимателей не интересуются одним или несколькими аспектами 10-20% предпринимателей не интересуются одним или несколькими аспектами Оценка предпринимателями степени своей информированности о порядке прохождении процедуры регистрации Указан балл по шкале: 0 – «ничего не знал», … 10 – «знаю все»

19 Исследование «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором» НИСИПП, Основные результаты: коррупционные явления

20 Оценки коррупционности: предприниматели-клиенты посредников РЕГИСТРАЦИЯЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО ПЕРЕВОД ПОМЕЩ. ИЗ ЖИЛОГО ФОНДА В НЕЖИЛОЙ Посредник был рекомендован в органе власти 17,1-10,9 Посредник был навязан в органе власти 3,06,56,04,0 Посредник сообщал о необходимости неформальных платежей или подарков 7,011,019,627,3 Полученные оценки – занижены, поскольку было большое количество «затруднившихся ответить» Доля фирм, ответивших положительно на вопрос, %

21 В целом КалининградНовгород Санкт- Петербург ЕкатеринбургТомск Использование посредниками неформальных платежей и подарков Органы власти настойчиво рекомендуют конкретных посредников Органы власти не хотят работать с некоторыми посредниками Договор между должностным лицом и посредником: должностное лицо оформляет необходимые документы Распространенность явлений по шкале: 1 – практически не встречается,…, 5 – практически все так работают Оценки коррупционности: предприниматели-клиенты посредников Оценка распространенности явлений

22 Оценки коррупционности: посредники Шкала для оценок: 1 - очень часто; 2 - больше чем в половине случаев, 3 - примерно в половине случаев, 4 – редко, 5 - не происходит никогда

23 Структура затрат посредников на выполнение услуги, % Статья затрат РЕГИСТРАЦИЯЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ официальные платежи ,210 подарки4.49,513 оплата труда ,337 аренда, коммунальные услуги ,312 реклама Оценки коррупционности: посредники

24 Степень коррупционности органов власти Оценки коррупционности: посредники Шкала для оценок: 1 – Высокий, 2 – Средний, 3- Низкий, 4 - Коррупция полностью отсутствует

25 Исследование «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором» НИСИПП, Основные результаты: сокращение целей эффективных административных барьеров

26 Кто обеспечил удовлетворение формальным требованиям, предъявляемым при прохождении процедуры? (доля фирм, %) Посреднические фирмы помогают оформить установленные требования при прохождении административных процедур «формальным образом» (балл согласных с утверждением) РЕГИСТРАЦИЯЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ЗЕМЛЯ И НЕДВИЖИМОСТЬ Сама фирма5,48,210,5 Частично фирма, частично посредник51,857,063,4 Посредник полностью35,029,823,9 Затруднились ответить7,95,12,3 В ЦЕЛОМ КАЛИНИНГРАДНОВГОРОД САНКТ- ПЕТЕРБУРГ ЕКАТЕРИНБУРГТОМСК балл Распространенность явления по шкале: 1 – практически не встречается,…, 5 – практически все так работают

27 Спасибо за внимание Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)