К чему готовы студенты российских инженерных вузов? 1 М. Добрякова, И. Фрумин проект «Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
–определить потребности студентов в дополнительном образовании (в том числе ДПО); –разработать и запустить новые, наиболее востребованные программы дополнительного.
Advertisements

Результаты анкетирования «Университет глазами выпускника-2009» Центр менеджмента качества Организационно-методический отдел.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Результаты анкетирования « Университет глазами выпускника » Центр менеджмента качества Центр менеджмента качества Организационно-методический отдел.
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Удовлетворенность студентов обучением в ВУЗе. Отчет по результатам анкетирования студентов СТИ НИТУ МИСиС В исследовании приняло участие 424 студентов.
Психология управления развитием персонала в современных условиях (психология карьерного роста)
Кафедра истории и теории социологии КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Всего направлено 158 студентов КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
1 Молодые специалисты и рынок труда. 2 Об исследовании Территория: Краснодар Сроки: апрель 2010 Метод: анкетирование Отклик: 73 студента экономического.
Powerpoint Templates Page 1 Powerpoint Templates Первокурсник 2012.
Требования к гимназиям при государственной аккредитации ОУ Пермского края в соответствии с приложением 1 к приказу Гособрнадзора от «08» ноября 2011 СЭД.
1 Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Результаты анкетирования « АНКЕТА ПЕРВОКУРСНИКОВ » 2013 год Департамент.
Традиционная организационная система и схема современной ориентированной на потребителя компании ( по Ф. Котлеру) Топ- менеджмент Менеджеры среднего звена.
Преподаватель глазами студента Управление менеджмента качества.
МОЯ ПРОФЕССИЯ – МОЕ БУДУЩЕЕ И БУДУЩЕЕ МОСКВЫ МОСКВА 2014.

1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК кафедра педагогики, психологии и переводоведения Презентацияспециальности.
Транксрипт:

К чему готовы студенты российских инженерных вузов? 1 М. Добрякова, И. Фрумин проект «Сравнительный анализ качества высшего образования в глобальной экономике знаний», при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ 8 апреля 2010 г.

Выборка 2 Анкетный опрос, 2009 г. Студенты старших курсов – 2278 человек Выпускники – 1887 человек Москва634 чел. 8 вузов, уровень абитуриентов-2009: – средний балл ЕГЭ; – минимальный балл 607 чел. (8 вузов) Санкт-Петербург425 чел. (2 вуза)320 чел (3 вуза) Пермь373 чел. (2 вуза)376 чел. (2 вуза) Тверь138 чел. (2 вуза)105 чел. (2 вуза) Ярославль110 чел. (2 вуза)34 чел. (2 вуза) Екатеринбург180 чел. (3 вуза)34 чел. (1 вуз) Томск418 чел. (3 вуза)411 чел. (3 вуза)

Мотивированность 3 Почему вы выбрали именно этот вуз? % (опрос выпускников, N=1762) Почему вы выбрали именно эту специальность? % (опрос выпускников, N=1770) Вы сами выбрали факультет и специализацию или для вас их выбрали родители или кто-то другой? % (опрос студентов, N=2253) Не менее половины обучающихся выбрали направление обучения «по любви»

«Качество» студентов 4 Какие оценки вы преимущественно получали в уч. г.? % (опрос студентов, N=1825) % Учиться было сложно, % Примерно половина учится без «троек» и получает стипендию за хорошую учебу

Где работают после окончания вуза 5 В какой сфере вы являетесь специалистом? % (опрос выпускников, N=1744) Строительство и архитектура; Экономика и финансы; Маркетинг и менеджмент, управление персоналом; Торговля, коммерция; Образование, фундаментальная наука; Аналитика, проведение прикладных исследований; Консалтинг, аудит; Связи с общественностью, реклама; СМИ, издательское дело; Банковское дело; Государственная служба; Страхование; Медицина; Юриспруденция; Социальная работа; Социология, психология; Общественная и политическая деятельность

Участие в исследовательской работе – 1 6 Участвовали ли вы в каком-нибудь исследовательском проекте, который проводили Ваши преподаватели? (N=2211) Посещали ли вы учебный семинар или иной курс, обучающий исследовательской работе, научной деятельности? (N=2195) Во время обучения в вузе: Опрос студентов

Участие студентов в исследовательской работе – 2 7 Участвовали ли вы в исследовательской работе в том или ином формате? (N=1771) Поощрялась ли в вашем вузе научно- исследовательская работа студентов? (N=1718) Во время обучения в вузе: Опрос выпускников %

Выпускники в целом довольны 8 Смогли ли вы устроиться на работу сразу после окончания вуза? (N=1784) ДА=93,5% Вы удовлетворены качеством полученного образования? (N=1795) Полностью удовлетворен37,4% Скорее удовлетворен50,0% Скорее не удовлетворен8,8% Совсем не удовлетворен2,4% Затрудняюсь ответить1,3%

Уверенность в своем будущем 9 Для инженеров всегда найдется хорошая работа? %

Работа: ожидания и реальность 10 Чего вы ожидали при трудоустройстве, и какие ожидания оправдались?, % (опрос выпускников, N=1770)

Итого Благополучная картина: пришли в вуз осознанно, учатся в целом хорошо, занимаются наукой; без проблем находят работу. Все хорошо?

Требования к современным инженерам помимо специальных знаний 12 Американский совет по аккредитации в области инженерных наук и технологий (ABET) Корпорация«Boeing» способность работать в мультидисциплинарной команде; осознание профессиональной и моральной ответственности; умение эффективно общаться; широкое образование, необходимое для понимания возможных глобальных и социетальных последствий инженерных решений; стремление учиться на протяжении всей жизни; понимание современных проблем мультидисциплинарное, системное видение, базовое понимание контекста, в котором применяются инженерные решения, в том числе o экономического (включая бизнес-практики), o исторического, o окружающей среды, o потребностей клиента и общества; хорошие коммуникационные навыки (письменная и устная речь, умение слушать, умение графически представить материал); высокие моральные стандарты

Что происходит со студентом в вузе – 1 13 Как изменились за время обучения, % (N=2155) Более 30% студентов не изменили или ухудшили свои коммуникативные навыки за время обучения

Что происходит со студентом в вузе – 2 14 За время обучения в вузе НЕ изменились следующие навыки и умения (доля выбравших ответ «данный навык не изменился», N=2165)

Что происходит со студентом в вузе – 3 15 Как часто во время обучения использовались…, % (N=2150) Как часто итоговой формой контроля по курсу были эссе или другие относительно свободные формы письменной работы…, % (N=2134) Как часто во время обучения вы…, % (N=2170) Мало форм работы для развития «инновационных» навыков

16 Свободы выбора < 10% Я мог(ла) самостоятельно формировать содержание программы обучения, % Что происходит со студентом в вузе – 4

Что происходит со студентом в вузе – 5 17 Как часто во время обучения вы читали специальную литературу на иностранном языке, % (N=2173)

Итого Благополучная картина: пришли в вуз осознанно, учатся в целом хорошо, занимаются наукой; без проблем находят работу. Если копнуть: обучение прежде всего теоретическое и специальное – развитие «общих» навыков недостаточно. Беспокоит ли это?

Что требуется на работе? 19 В какой степени основная выполняемая работниками Вашего предприятия работа описывается алгоритмами (рутинизирована)?, % (опрос выпускников, N=1360)

Что требуется на работе? 20 Оцените, насколько от работников вашего предприятия ожидаются…/ (каков в целом коллектив вашего предприятия)?, % (опрос выпускников, N=1360) Инициативность, творческий подход Умение представить результаты своего труда Умение эффективно планировать свое время Восприятие работы как «своей», профессиональный азарт

За рамками специальных знаний 21 Выполняли ли во время обучения проекты для реальных заказчиков / в партнерстве с ними, % (опрос студентов, N=2169) Понимание контекста профессии, приобретение практического опыта – СЛАБО Как часто во время обучения вы обсуждали общие вопросы…, % (опрос студентов, N=2165)

Работа по время учебы 22 Работали ли Вы неполный или полный рабочий день на любом курсе обучения в университете? (опрос студентов, N=2223) Приходилось ли Вам работать/подрабатывать в период обучения в вузе? (опрос выпускников, N=1764) Была ли работа связана с вашей специальностью?

~30% не интересуются дополнительными образовательными возможностями, предоставляемыми вузом Востребовано ли блюдечко с голубой каемочкой 23 Во время обучения в вузе посещали / участвовали ли вы в… (N=2198)

Оценка полученного образования 24 Смогли ли вы устроиться на работу сразу после окончания вуза? (N=1784) ДА=93,5% Соответствует ли ваша работа полученной специальности (N=1778) НЕТ=32,2% Востребована ли ваша специальность в вашем регионе (N=1796) НЕТ=16,5% Вы удовлетворены качеством полученного образования? (N=1795) Полностью удовлетворен37,4% Скорее удовлетворен50,0% Скорее не удовлетворен8,8% Совсем не удовлетворен2,4% Затрудняюсь ответить1,3% Недостаток каких знаний и навыков вы испытываете? % (N=1732)

Оцените качество полученного образования по шкале от 1 (очень плохо) до 10 (превосходно) 25 опрос выпускников Знания по специальности теоретические практические

Насколько оправдались ваши ожидания от вуза… от 1 (совсем не оправдались) до 10 (полностью) 26 опрос выпускников Фундаментальность знанийПрактические навыки

Оцените качество полученного образования по шкале от 1 (очень плохо) до 10 (превосходно) 27 опрос выпускников Владение иностранным языкомСпособность организовывать труд других людей

Оцените качество полученного образования по шкале от 1 (очень плохо) до 10 (превосходно) 28 опрос выпускников Навыки письменной речиНавыки устного общения

Оцените качество полученного образования по шкале от 1 (очень плохо) до 10 (превосходно) 29 опрос выпускников Умение общаться с представителями других культур

Итого Благополучная картина: пришли в вуз осознанно, учатся в целом хорошо, занимаются наукой; без проблем находят работу. Если копнуть: обучение прежде всего теоретическое и специальное – развитие «общих» навыков недостаточно. Беспокоит ли это? На работе такие навыки особенно и не требуются

Выпускники, комментарии к анкете 31 «Насчет качества образования - технарей готовят хороших, НО как менеджеры (руководители) выпускники - НУЛЕВЫЕ!!!! Из моей группы по специальности по-моему всего 4 человека работают. А вот руководителями спустя несколько лет стали многие – получив или дополнительное образование по менеджменту, или просто самостоятельно набираясь ума-разума...» «В России инженерное образование, мне так кажется, отстало от мирового лет на 15...»

32 Хотим инновационную экономику, но готовим к индустриальной. Это удобно и для вузов, и для студентов. Это не беспокоит работодателей настолько, чтобы им активно захотелось что-то изменить.