Физиология высшей нервной деятельности Речь 2009-10.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физиология высшей нервной деятельности Речь2009. Понятие второй сигнальной системы было предложено И. П. Павловым. И. П. Павлов называл слово сигналом.
Advertisements

Lesson 2. How to say hello & goodbye ?. When we first meet someone whether it is a person we know or someone we are meeting for the first time, we will.
Классификация афазии. Афазии – это: нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных поражениях коры (и «ближайшей подкорки» по выражению.
Take me back to prison. There was a king who thought that he could paint very well. His pictures were bad. But the people were afraid of the king. They.
Нейрофизиологические симптомы поражения теменной доли Ефимова Екатерина Анатольевна 202 ФКП Красноярский государственный Медицинский университет имени.
The right one W. Somerset Maugham. George Meadows was now a man of fifty, and his wife was a year, or two younger. They were both fine, upstanding people.
АПРАКСИЯ. ВИДЫ АПРАКСИЙ И ИХ КЛИНИКО - ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ. СТУДЕНТ : КАЮМОВ А. А ГРУППА : М 35 (3) 16 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ : ДЕОМИДОВ Е. С.
MonicaRachaelPhoebeJoeRossChandler A friend in need is a friend indeed. Make new friends But keep the old One is silver and the other gold! The best.
In the dark. Many years ago two friends, Joe and Tom, came to a small town. It was very dark when they came to a little inn.
Язык и речь. I. Теоретические модели и физиологические основы.
1. Do you have a lot of friends? Yes, I can say that I have quite a lot of friends. But I have only two special ones. We spend plenty of time together,
How to crack technical interview ? Yogesh Mehla. Many of my friends who are technically good and even great, but they are unable to crack their first.
To say, to tell, to speak, to talk Preparation for exam.
The questions without answers One day Looking at nowhere I stopped to think of …
December, 8 Thursday. FIND ONE ODD WORD IN EACH GROUP: [θ] – thanks, everything, three, bath, though, Earththankseverythingthreebath thoughEarth [] –
Introduction Expressing opinion Giving arguments (not less than 3) Justifications (explanations, examples) Conclusion.
After J. K. Jerome. Do you think that such a curiosity? Was there with you funny situations? Are you afraid of the dark?
What goes up the chimney down, but not down the chimney up? An umbrella.
Everybody knows there is no one close than mother on Earth. The moment we are born we are surrounded by her warmth and care. Growing up we tell her our.
Work Wonders Пашковская Т.А. Лицей I spend about half of my time in my office, and the other half in court. I don`t have customers. I have clients.
Транксрипт:

Физиология высшей нервной деятельности Речь

Механизмы речеобразования

Голосовой тракт человека. Каждому звуку речи соответствует своя конфигурация голосового тракта, которая обеспечивается согласованной работой большого количества мышц.

С речью как двигательной функцией связано большое количество областей мозга, включая моторную и соматосенсорную кору, мозжечок, базальные ганглии, красное ядро и другие структуры. Мышечные движения, необходимые для речеобразования, управляются по большому количеству черепномозговых и спинномозговых нервов.

Дизартрия (dysarthria; греч. dys- + arthroō расчленять, издавать членораздельные звуки) расстройство артикуляции, нарушение произношения звуков речи, обусловленное парезом, спазмом, гиперкинезом речевой мускулатуры, атаксией или апраксией. В легких случаях могут наблюдаться лишь отдельные нарушения произношения с искажением звуков, смазанность речи, в более тяжелых искажения, пропуски звуков, изменение темпа речи, ее выразительности, модуляции, в результате чего речь становится невнятной. В наиболее тяжелых случаях развивается анартрия невозможность произношения звуков речи.

«Центры» речи

П. Брока (P. Broca) ( ) К. Вернике (K. Wernicke) ( ) В конце XIX в. П.Брока и К.Вернике открыли центры речи, названные в последствии их именами. По их данным, эти центры всегда располагались в левом полушарии.

Основные речевые области и цитоархитектонические поля. Область Вернике располагается в поле 22 височной доли на ее границе с затылочной и теменными областями. Область Брока приблизительно занимает поля 44 и 45 в вентральной задней части лобной доли. Границы данных областей не полностью соответствуют границам цитоархитектонических полей.

Области мозга левого полушария, связанные с речью, включая произнесение речи (зона Брока), восприятие речи на слух (зона Вернике), чтение и письмо (угловая извилина). На схеме также показаны моторная, слуховая и зрительная кора. зона Брока слуховая кора зрительная кора угловая зона Вернике моторная кора (ангулярная) извилина (крючковидный, пучок аркуатный дугообразный)

1) зона Брока (в третьей лобной извилине): моторные образы слов; 2) зона Вернике (в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли): слухоречевые образы слов; 3) зона в теменно-затылочной области - угловая (ангулярная) извилина (а также верхнетеменная и надкраевая извилины): зрительные образы слов.

Афазии

Афазия (от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей), при сохранении способности слышать и различать звуки, а также произносить членораздельные звуки. Эти нарушения могут затрагивать фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи.

1) поражение зоны Брока: моторная афазия (нарушения артикуляции); 2) поражение зоны Вернике: сенсорная афазия («словесная глухота», расстройство понимания устной речи); 3) поражение затылочной доли или угловой извилины теменной доли: алексия («словесная слепота», неспособность читать).

Афазия Брока (моторная афазия)Афазия Вернике (сенсорная афазия) Прерывистая, запинающаяся речьБыстрая, плавная речь Тенденция повторять фразы или слова (персеверации) Повторов мало Синтаксис нарушенСинтаксис адекватен Грамматика нарушенаГрамматика адекватна Нарушено звучание произносимых слов Неологизмы, неадекватные слова Понимание речи сохраненоПонимание речи нарушено Сравнение двух видов афазии

Афазия Брока: I am a sig…no…man…uh, well,…again. These words were emitted slowly, and with great effort. The sounds were not clearly articulated; each syllable as uttered harshly, explosively, in a throaty voice. With practice, it was possible to understand him, but at first I encountered considerable difficulty in this. Let me help you, I interjected. You were a signal… A sig-nal man…right, Ford completed my phrase triumphantly. Were you in the Coast Guard? No, er, yes, yes, …ship…Massachu…chusetts…Coastguard …years. He raised his hands twice, indicating the number nineteen. Oh, you were in the Coast Guard for nineteen years. Oh…boy…right…right, he replied. Why are you in the hospital, Mr. Ford? Ford looked at me strangely, as if to say, Isnt it patently obvious? He pointed to his paralyzed arm and said, Arm no good, then to his mouth and said, Speech…cant say…talk, you see. Howard Gardner, (The Shattered Mind: The Person after Brain Damage, pp. 60–61.)

Афазия Вернике: Boy, Im sweating, Im awful nervous, you know, once in a while I get caught up, I cant get caught up, I cant mention the tarripoi, a month ago, quite a little, Ive done a lot well, I impose a lot, while, on the other hand, you know what I mean, I have to run around, look it over, trebbin and all that sort of stuff. Oh sure, go ahead, any old think you want. If I could I would. Oh, Im taking the word the wrong way to say, all of the barbers here whenever they stop you its going around and around, if you know what I mean, that is tying and tying for repucer, repuceration, well, we were trying the best that we could while another time it was with the beds over there the same thing… Howard Gardner, (The Shattered Mind: The Person after Brain Damage, p. 68.)

Просодия

Языковая просодия (греч. prosodia – ударение, мелодия) - это совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи. Интонация рассматривается как сложный структурный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, громкость, темп, ритм, ударение, паузацию и тембр речи, служащие функциями целостного оформления высказывания и передающий смысловые, экспрессивные, эмоциональные и эмоционально- модальные значения.

Нервная организация просодии в правом полушарии подобна отражению анатомической организации когнитивных аспектов речи в левом полушарии. Больные с поражением в правой фронтальной коре (симметрично по отношению к центру Брока) обладают монотонным голосом даже если они веселы или печальны. Пациенты с более каудальными разрушениями (симметрично по отношению к центру Вернике) не понимают произношения, интонации, тембра голоса, т.е. просодий в речи других людей.

Чтение

При чтении на большинстве европейских языков активируется верхнетеменная и угловая извилины (париетально-темпорально-окципитальной ассоциативной коры). Поражение этой области ведет к серьезной алексии (неспособности читать при сохранности устной речи). Недавно открыта «базальная речевая область», ответственная за чтение иероглифов (а также отчасти нефонетического буквенного письма – как в английском языке) – на медиобазальной поверхности височной и затылочной долей.

Современные представления об организации речевых процессов в мозге человека.

В настоящее время мозговое обеспечение речи представляется намного сложнее, чем это предполагалось в конце XIX – начале XX в. В частности, расширены границы областей Брока и Вернике и показана их вариабельность.

При поражении небольших участков зоны Вернике нарушения речи могут затрагивать лишь отдельные категории. В томографических исследованиях также показано, что различные категории объектов активируют различные участки речевых центров.

Разные области височной доли активируются разными категориями слов (данные ПЭТ). Каждой категории стимулов соответствует свой паттерн активации височной области (обведена пунктирной линией). (After Damasio et al., 1996.)

Регистрация одиночных нейронов в зоне Вернике показала, что хотя расположенные там нейроны действительно преимущественно активируются в ответ на предъявления слов, каждый отдельный нейрон реагирует на большую группу различных слов, а не какое-либо одно слово.