Концепция управления национальным, культурным и социальным разнообразием в образовательном учреждении (проектный семинар «Устойчивое развитие ВУЗа») Штыхно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Advertisements

Компетентный педагог XXI века. Принципы качественной педагогики © Коточигова Елена Вадимовна.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Сотрудничество психолога и педагога в едином образовательном пространстве Смирнова Е.Б., педагог -психолог высшей квалификационной категории МБОУ «Европейский.
Педагоги-психологи: Глотова Е.А. Гриван Е.В.. ИЗМЕНЕНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, ОКАЗЫВАЮЩЕМ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ СТАБИЛЬНОЕ.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Влияние установок толерантного сознания на реагирование в конфликте Тема 22.
Профессиональное становление педагога Современные образовательные тенденции. Современные концепции педагогического образования: структура и уровни.
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Интеграция – важный принцип начального образования.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Воспитание как педагогический процесс.
Через реализацию программы ЦГО «Перспектива». 4. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; 9. Личностные.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ.
О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Подготовила: Глухова С. Н., учитель биологии высшей категории «старший учитель», Красногвардейской ОШ 1 АР Крым «Я – концепция» личности.
Транксрипт:

Концепция управления национальным, культурным и социальным разнообразием в образовательном учреждении (проектный семинар «Устойчивое развитие ВУЗа») Штыхно Дмитрий Александрович мая 2013, СОЦ «Анапа» 1

Содержание проблемы в образовании Этнокультурные меньшинства и иностранцы привносят в образовательный процесс свои культурные ценности и традиции, языковые и коммуникационные особенности, разнообразный предшествующий образовательный опыт и уровень знаний и навыков, что существенно увеличивает разнообразие системы отношений внутри образовательных учреждений. Для обеспечения устойчивого развития образовательных учреждений возникает этическая и культурная обязанность учесть национальное, культурное и социальное разнообразие и интегрировать его в различные аспекты образовательных отношений, прежде всего в процессы обучения преподавателями/педагогами и изучения обучающимися. 2

Сопутствующие внутренние проблемы в образовании Не смотря на высокий потенциал социокультурного разнообразия по увеличению содержательной составляющей образования как процесса познания окружающего мира, на практике в образовании часто сталкиваются с проблемами, такими как игнорирование культурных различий (color-blind) и рассмотрение различий как недостатка. Другой проблемой является страх перед разнообразием, отчасти вызванный недостатком знаний и готовности работать в условиях социокультурного разнообразия. 3

Ключевые термины Культура – это динамическая система ценностей, верований и способов поведения, которая оказывает влияние на то, как люди воспринимают и реагируют на окружающий мир. Социально-культурное разнообразие - это различия в предшествующем жизненном опыте и связанные с этим отношение к вновь получаемому опыту и реакция на такой опыт, которые отличают одну от другой группы людей. 4

Многомерность разнообразия (1) Хотя культурные группы имеют сходные взгляды, способы поведения и отношения к окружающему миру, они редко бывают однородными. Такие аспекты культуры, как раса и этническая принадлежность, являются более очевидными, в то время как другие различия внутри культурных групп, такие как социальный класс и пол, также оказывают существенное влияние на индивидуальное своеобразие личности и групповое поведение. 5

Члены одной культурной группы могут принадлежать одновременно нескольким группам по социальным или иным признакам, и принадлежность к нескольким группам приводит к таким особенностям своеобразия личности, которые соответствуют друг другу, конфликтуют друг с другом или полностью противоречат друг другу. Таким образом, культура не может рассматриваться как организующий принцип, который создает статические границы на основе расы или этнической принадлежности, а должна рассматриваться как постоянно изменяющаяся, динамическая и даже флюидная (не имеющая постоянной границы) категория. Многомерность разнообразия (2) 6

Роль культуры в образовании Культура играет значительную роль в том, как обучающиеся усваивают материал, как общаются в процессе изучения, как выстраивают отношения друг с другом и с преподавателем. Культура определяет уровни и способы мотивации по отношению к изучаемому материалу и методике изучения 7

Что показывают исследования (1) Увеличение социо-культурного разнообразия обучающихся, особенно в профессиональном образовании, идет на пользу как представителям большинства, так и представителям социально- культурных меньшинств: улучшаются внутригрупповые отношениях, общей социальный климат образовательного учреждения, увеличиваются возможности обучающихся по получению поддержки и менторства, расширяются горизонты познания, изучаются альтернативные взгляды, развивается навык участия в комплексных дискуссиях, что все вместе способствует улучшению комплексности образования. 8

Что показывают исследования (2) Разнообразие внутри контингента обучающихся ведет к увеличению взаимодействия между различными группами Чем разнороднее обучающиеся, тем выше их соприкосновение с различиями во взглядах и оценках на окружающий мир, что увеличивает практическую ценность полученного образования. Обучающиеся приобретают широкий спектр навыков, мотивационных установок, ценностей и когнитивных способностей при взаимодействии с партнерами из разнородного окружения, если им были предоставлены возможности для такого взаимодействия. 9

Что показывают исследования (3) Среда образовательных учреждений, в которой существует расовое многообразие, способствует формированию у обучающихся более богатого опыта, который лучше готовит их для участия в жизни демократического общества Образовательная среда, которая успешно работает с социально-культурными различиями, обеспечивает большую открытость обучающихся к восприятию разнообразия, способствует развитию навыков критического мышления и саморазвития 10

Образовательная политика: различия как недостаток (1) Сторонники критических теорий утверждают, что обучение – это политический акт. Образовательная политика включает в себя критическое осознание в процессе принятия решения о том, чему учить и как учить. Большинство учебных планов программ высшего образования в Северной Америке и Европе являются евроцентричными по набору стандартов, взглядов и ценностей, и потому не отражают знания и опыт современного достаточно высоко диверсифицированного студенчества 11

«Банковская» модель педагогики (в которой учащийся рассматривается как пустой банковский счет, который наполняет преподаватель), постоянно подавляет учащегося, в которого знания, отобранные преподавателем, закладываются без критического осмысления (Паоло Фрейри ). 12 Образовательная политика: различия как недостаток (2)

Образовательная политика: различия как недостаток (3) Подавление учащегося легитимизируется через стандартизированные учебные ситуации и "недекларированные" результаты освоения материала – так называемое «скрытое содержание» ( МакЛарен) Скрытое содержание - это «не относящиеся в предметам навыки поведения, сформированные у обучающихся», и оно связано с «неявными, не выраженными словами способами, которыми знания и поведение формируются у обучающихся, за рамками обычных курсов и формальных расписаний занятий» - педагогические стили, общую атмосферу учебного процесса, структуры управления учебным процессом, ожидания преподавателей и процедуры оценивания результатов освоения материала. 13

Сферы воздействия моделей социального и национального разнообразия Учреждение и общество Учебная группа Личность Модель антирасистского образования Модель мультикультурного образования Модель межкультурного образования 14

Концепция развития личностного разнообразия УровеньОписаниеКогнитивныйЭмоциональныйПоведенческий Неосведом- ленность, Недостаток практики общения с другими людьми Недостаток осведомлен- ности о других людях Неосведомлен- ность о том, что другие люди существуют Нет никаких чувств по отношению к другим Нет осознания (опознавания) других людей Дуалистическая осведомлен- ность Осведомлен- ность о других людях Дуализм между хорошим и плохим; Я хороший; «Другие» плохие / неестественные Есть эгоцентризм и/или чувство превосходства над другими; видит себя как индивидуальность, не связанную ни с чем Осознает, что другие существуют, но не проверяет и не подтверждает это, не вовлекается в общение Само- исследование Возникают вопросы восприятия себя и других Сдвиг от дуализма к релятивизму Возникновение чувства, которое заставляет человека анализировать свой опыт Некоторые конфликты или значимые встречи с другими людьми Принятие риска, исследование других людей Противостоя- ние собственному восприятию других Достаточная само-рефлексия Находит смелость принять риск и изменить поведение по отношению к другим Противостояние происходит в области внешних контактов личности Интеграция, проверка Совершает сложный выбор по поводу проверки других людей Обязательства/ Интерес по отношению к себе и другим людям Растущая уверенность в себе Развивает культуру целостности, конгруэнтного поведения, мыслей и чувств; становится мультикультурным (может взаимодействовать как внутри своей среды, так и за ее пределами); подтверждает опыт других людей 15

Компоненты модели мультикультурного образования Мульти- культурное образование Интеграция содержания Справедливая педагогика Придание значимости культуре обучения Уменьшение предубеждений Построение знаний 16

Компоненты модели антирасистского образования Анти- расистское образование Интеграция различных центров обучения Обучение для вовлечения в общие действия Осуществление социальных и образовательных изменений: равенство, социальная справедливость Признание и уважение различий 17

Сравнение образовательных моделей социального и национального разнообразия Межкультурное образование Мультикультурное образование Антирасистское образование Сфера деятель- ности и влияния ЛичностьЛичность и учебная группа Личность, учебная группа, образовательное учреждение и общество Целевые проблемы Недостаток восприятия и страх разнообразия «Евроцентричные» педагогика и содержание образования Несправедливые системные подходы и частные процедуры Целевые изменения Личное поведение/ отношение Личное поведение/ отношение, педагогика и содержание образования Структурные изменения Долгосроч- ные цели Принятие разнообразия Равенство образовательного окружения Социальное равенство и справедливость 18

Заключение (1) Изменениям на индивидуальном уровне может способствовать развитие индивидуального восприятия социокультурного разнообразия преподавателями и обучающимися, и их обоюдное стремление дорасти до такого уровня восприятия, на котором разнообразие считается признанным и нормальным. Модель мультикультурного образования может быть применена на уровне учебной группы с целью трансформации содержания учебного плана и педагогических технологий. Модель антирасистского образования является одним из важнейших интегративных подходов, который рассматривает вопросы различий, власти и социального неравенства, а также предоставляет возможность добиться изменений на структурном и институциональном уровнях. 19

20 Для воспитания культурного разнообразия в условиях, когда обучения является политическим актом, модель антирасистского образования является наиболее подходящей для реализации изменений, которые необходимы самим образовательным учреждениям для обеспечения их устойчивого развития. Заключение (2)