Подготовил член НУГ « Профессии в социальном государстве » Соловьев Р. А.
Попрошайничество в современной России стало ярким спутником радикальных реформ 90-х годов ΧΧ века, ознаменовав переход отечественной экономики к рыночным преобразованиям. Обилие нищих, бродяг и попрошаек является сегодня немым укором видимому благополучию, установившемуся в последнее десятилетие в нашей стране. (Попова, 1999; Butovskaya et al, 2000, 2002, 2004)
Цель: Понять социально-экономические факторы, обеспечивающие существования попрошайничества как профессиональной формы поведения Задачи: - Рассмотреть попрошайничество как статусное сообщество - Проверить какие формы закрытия характерны для попрошайничества - Проверить существование «карьерной лестницы» попрошайничества и определить ее основные этапы - Проанализировать возможности индивидуальной девиации внутри группы попрошаек
Объект: люди, постоянно занимающиеся сбором подаяний в личных целях около церковных приходов в городе Москва Предмет: Социально-экономический механизм попрошайничества в России
Сегодня попрошайничество в России стало не только распространенной реакцией на экспансию торгового капитализма и нивелирования роли государства в защите определенных групп населения, но и вполне распространенной формой деятельности со своим набором правил, ценностной системой и установленными образцами поведения.
Можно говорить о попрошайничестве как особой статусной группе, в основе которой лежит деятельность, приносящая доходы и даже прибыль. Критическим для статусного сообщества является поддержание определенного образа жизни и поиск источников собственного воспроизводства.
Фундамент коллективной формы закрытия попрошайничества - первичные статусы, а, именно, этническая и религиозная принадлежность, семейно-родственные связи Позволяет расширить рабочую зону за счет привлечения человеческих ресурсов сообщества Связана с двумя основными ресурсными нишами попрошайничества: рабочее пространство и специфические знания и навыки
1) Склонность к злоупотреблению алкоголем и связанное с ним стремление к праздности 2) Субъективное восприятие попрошайничества на паперти как относительно доступной альтернативы 3) Осознание солидарности с локальным сообществом 4) Индивидуальная внутригрупповая девиация ( для получения рент )
1) Специфические знания и навыки а) служба в армии на командных должностях б) опыт тюремного заключения в) Street knowledge 2) Личностный капитал (решительность в отстаивании индивидуальных интересов)
Акцент на интеграции в общество таких проблемных групп, как бывшие заключенные и детдомовцы Просветительская работа с одной группой риска – российскими разнорабочими.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!