Возраст и становление личности 1.Периодизация развития личности. 2.Возраст и становление внутреннего мира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возраст и становление личности Учитель: Зверева С.В. Урок в 10 классе (профиль)
Advertisements

Возраст и становление личности - Какие этапы становления личности проходит человек на пути к личности? -Что такое «возраст»? -В чем состоят особенности.
Направленность личности 10 класс Обществознание профиль.
Возраст и становление личности 10 класс Обществознание Профиль Учитель: Матвеева С.В., МОУ гимназия г. Опочки Псковской области.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. План. 1.Социальное поведение. 2.Структура направленности личности. 3.Жизненные цели 4.Социальные установки ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ.
Подростковый возраст: И спытание Личности или Развитие?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Периодизаци я развития личности Тип урока: урок лабораторного типа.
Домашнее задание: §5 до с. 51 © Ковалькова Н.Н 1. Характеристика деятельности 2. Структура деятельности 3. Многообразие деятельности.
«Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя» С.Л.Рубинштейн.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Быть личностью 8 класс
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИ Я В 10 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
План: 1.Деятельность человека и поведение животных 2.Структура деятельности. 3.Мотивация деятельности Тема: сущность человеческой деятельности.
КАК ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Группа вопрос - ответ. Почему хорошо изучать Библию в группе В центре изучения находится Библия, не проповедующий, лидер просто направляет.
Транксрипт:

Возраст и становление личности 1.Периодизация развития личности. 2.Возраст и становление внутреннего мира.

Психологическое время Психологическое время включает в себя: ситуативное время (отражает восприятие и переживание вре­менных интервалов); биографическое время (охватывает жизнь индивида в целом, включая как значимые, так и в равной степени незначимые события); историческое время (включает события, которые были до его жизни, и те, которые будут после его смерти); социальное время (связано с усвоением отдельным инди­видом практической деятельности, социального опыта, оно фиксирует этапы социализации личности).

Периодизация развития личности Периоды Сущность Ребенок – общественный взрослый Условно взрослый помогает ребенку осваивать тот или иной вид деятельности. Разновидности: -непосредственно-эмоциональное общение младенца (0 – 1 год); - ролевая игра (3 – 7 лет); - интимно-личностное общение подростков (11 – 14 лет) Ребенок – общественный предмет Эти виды деятельности направлены на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами и эталоны, выделяющие в предметах различные значимые стороны. Разновидности: предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); учебная деятельность (710 лет); учебно-профессиональная деятельность (14-17 лет)

Деятельность индивида ориентирована на поиск способов и средств для удовлетворения потребности быть личностью Источник развития человека - противоречие между Потребностью быть личностью, утвердить себя Активностью, направленной на решение групповых задач,

Человек проходит три фазы своего становления как личность Адаптация - предполагает усвоение действующих в общно­сти норм и овладение соответствующими формами и сред­ствами деятельности. Индивидуализация - порождается противоречием, что индивид не стал таким, как все в группе, и тем, что не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии Поведение индивида направлено на поиск способов и средст в для обозначения своей индивидуальности. Интеграция - порождена противоречиями между стремлением быть личностью и одобрением лишь тех индивидуальны особенностей человека, которые соответствуют ценностя м конкретной общности и способствуют успеху совместной деятельности.

Ступени развития внутреннего мира личности Ступень «оживления»(от рождения до 1 года) - зарождение жизни индивида в его единстве с жизнью матери - со-бытие. На этом уровне ребенок начинает различать окружающий мир и свои ощущения мира. Ступень «одушевления» (от 1 до 6 лет) - освоение прямохождения и речи. Зарождается самостоятельность. Ступень «персонализации» (от 7 до 18 лет) - формирование содержательных представлений о себе (самооценка, «Я-образ»). Становление собственно личности. Самопознание. Ступень «индивидуализации» (от 20 до 40 лет) - начинается процесс духовного саморазвития. Человек становится подлинным автором своей жизни, несет персональную ответственность за поступки и взгляды. Ступень «универсализации» (от 45 до 65 лет и более) - этап зрелости. Человек максимально свободен в проявлениях, обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за свои деяния и за сам мир

Периодизация нравственного сознания личности Эгоистические мотивы поведения Мотивы поведения, основанные на совести и справедливости

Сказка Богат был халиф, но не радовали его ни бесчисленные сокровища, ни власть. Томительно тянулись однообразные, бесцельные дни. Советники пытались развлечь его рассказами о чудесах, таинственных событиях и не­вероятных приключениях, но взор халифа оставался рассеянным и холодным. Казалось, сама жизнь наскучила ему, и он не видел в ней никакого смысла. Однажды из рассказа заезжего путешественника халиф узнал об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное. И загорелось сердце владыки желанием: увидеть мудрейшего из мудрых и узнать, наконец, для чего человеку дана жизнь. Предупредив приближенных о том, что ему на некоторое время нужно покинуть страну, халиф отправился в путь. Взял он с собой только старого слугу, воспитавшего и вырастившего его. Ночью караван тайно покинул Багдад. Но Аравийская пустыня шутить не любит. Без проводника путники заблудились, а во время песчаной бури потеряли и караван, и поклажу. Когда они отыскали дорогу, у них остался всего один верблюд и немного воды в кожаном мешке.

Как вы поняли смысл притчи? Какое она имеет отношение к теме нашего занятия? Невыносимая жара и жажда свалили с ног старого слугу, и он потерял сознание. Страдал от зноя и халиф. Капля воды казалась ему дороже всех сокровищ! Халиф посмотрел на мешок. Там еще есть несколько глотков драгоценной влаги. Сейчас он освежит свои запекшиеся губы, увлажнит гортань, а потом упадет в беспамятстве, как этот старик, который вот-вот перестанет дышать. Но внезапная мысль остановила его. Халиф подумал о слуге, о жизни, которую тот целиком отдал ему. Этот несчастный, изнемогающий от жажды человек умирает в пустыне, выполняя волю своего господина. Халифу стало жаль беднягу и стыдно за то, что и в течение долгих лет он не нашел для старика ни доброго слова, ни улыбки. Теперь они оба умирают, и смерть уравняет их. Так неужели за всю свою многолетнюю службу старик не заслужил никакой благодарность? И чем можно отблагодарить того, кто уже ничего не сознает? Халиф взял мешок и влил остатки целительной влаги в раскрытые губы умирающего. Вскоре старик перестал метаться и забылся спокойным сном. Глядя на умиротворенное лицо старика, халиф испытал несказанную радость. Это были мгновения счастья, дар неба, ради которого и стоило жить. И тут - о, бесконечная милость Провидения - полились потоки дождя. Слуга очнулся, и путники наполнили свои сосуды. Придя в себя, старик сказал: -Господин, мы сегодня можем продолжить путь. Но халиф покачал головой: -Нет. Мне уже не нужна встреча с мудрецом. Всевышний открыл мне смысл бытия.

Юрий Визбор : «Дороги трудны, но трудно без дорог». Действие - осмысленное человеческое поведение. Социальное действие - это такое действие человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.

Социальное действие Направлено на удовлетворение Ориентировано прямо потребностей и интересов или косвенно на других людей самого человека Модель 1 Классификация социальных действий Рациональные Иррациональные Действия, при которых субъект Аффективно-импульсивное предварительно продумал цель, действие, при котором субъект соответствующие ей средства не дает ясного отчета о цели, и способы ее достижения средствах и способах ее достижения В повседневной жизни часто действует смешанный тип Характеристика человека Характеристика человека Расчетлив, рассудителен, Импульсивен, плохо уравновешен, надежен в делах, контролируем, эмоционален, предсказуем иногда неуправляем

Классификация социальных действий Модель 2 ОтветственныеБезответственные Инициативные социальные действия, при которых субъект берет на себя ответственность за последствия для других людей и окружающей среды Инициативные социальные действия, при которых субъект действия учитывает лишь свои интересы, не берет ответственность за последствия, неразборчив в выборе средств, ведущих к цели

Структура направленности личности Гамма иерархически представленных мотивов: влечение - особое состояние, часто отражающее неосознанную потребность индивида в чем-либо или ком- либо; желание - мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать. Это осознанная потребность и влечение к чему-либо конкретному, при этом осознаются цели и средства их достижения; стремление тесно связано с эмоциями, которые вызывают у человека удовольствие или неудовольствие; интерес - форма направленности личности. Они бывают: непосредственные - напрямую связанные с какой-либо потребностью; опосредованные - при них потребность прослеживается неявно; устойчивые - длительность сохранения интересов; неустойчивые - непродолжительное сохранение интереса; широкие - охватывают большой спектр потребностей;- узкие - охватывают небольшой спектр потребностей; мелкие - при которых люди интересуются удовлетворением естественных потребностей; склонность - соединение интереса с волей (позитивные и негативные); идеал - образец, представление о наилучшем воплощении цели. Идеалы напрямую связаны с системой ценности человека; убеждения - высшая форма направленности личности. Это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии с ценностными ориентациями; мировоззрение - система взглядов человека на окружающий мир и свое место в нем.

Два типа направленности личности 1) Общественная направленность.У людей с такой направленностью преобладают мотивы помощи, поддержки, уважения и любви к людям. Разновидность - альтруизм -готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. 2) Эгоистическая направленность. У людей с такой направленностью преобладают интересы личной заинтересованности, себялюбия, предпочтения личных интересов интересам других людей, общества. Деловая направленность Побудительные мотивы связаны с процессами самой деятельности Типы мировоззрения Обыденное научное Религиозное Гуманистическое

Цели, определяющие жизненный путь личности Цель деятельности Жизненная цель Уровень достижения личности Успешность; воодушевление; творческий подъем; Фрустрация уверенность. уверенность агрессивность; подавленность; безразличие I Причины фрустрации: стремление достичь цели и преграды на пути

- Почему человек может попасть в состояние фрустрации? Прокомментируйте стихотворение, которое поможет ответить на этот вопрос. Размышления пилигрима (Дорога) Нам притча о дереве, доме и сыне Среди чепухи - словно в сене иголка. В бумаге, папирусе, камне и глине Она переходит от предков к потомкам. Но чтобы все было спокойно и чисто Из дома не суйся, забудь о дорогах – Ты в новых краях не найдешь новых истин, Ну а горизонт обозрим и с порога. Но если однажды уйдешь ты из дому, Направишь шаги свои в сторону света, А выбрать какую - подвластно любому Согласно компаса значкам и приметам. Дорога подхватит, помчит и завертит, И будет легко, будет радость открытий. Но это вначале - хотите, поверьте, Не верите мне - так пойдите, спросите! Походку лихую заменит усталость, Об камень споткнешься совсем не от лени. Дорога не знает про боль и про жалость – Не сможешь идти - поползешь на коленях! Когда ж наконец подогнутся колени, И к стонам твоим все останутся глухи, И ты упадешь рядом с собственной тенью – И дальше уже поползешь ты на брюхе! Но если захочешь оставить дорогу, К реке доберешься запить боль и горе, Подхватит поток - перекаты, пороги, И вынесет в самое черное море. И будут носить тебя волны и ветер, И чайки чудные заплачут: «Ей-Богу! Чего не видал ты на белом на свете, Зачем ты из дома ступил на дорогу? Сидел бы ты дома, не шастал по свету, Растил бы деревья, воспитывал сына... Зачем ты поверил в компас и приметы? Зачем ты ступил на дорогу - и сгинул?..» Не слушал совета, поверил в приметы? Ты просто не ту выбрал сторону света

ФУНКЦИИ УСТАНОВОК Регуляция социального поведения человека Защитная - достигается за счет единообразия установок у ближайшего окружения Защита самооценки человека в группе