ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна ИДНО Кафедра инженерной педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Advertisements

ИДНО Кафедра инженерной педагогики Принципы дидактики ВШ Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна.
Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – форма организации теоретического и практического обучения, сущность которой заключается.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Примерные методические рекомендации по составлению рабочей программы педагога учебный год Консультант Комитета образования Солдатова Е.В.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Использование ЭОР при дистанционном обучении. Применение ЭОР в образовательной деятельности при дистанционном обучении формирует профессиональную компетентность.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Проектирование рабочей программы по предмету, курсу Основина В.А., зав.кафедрой управления образованием, к.п.н.
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. В школьной географии средства обучения – это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки,
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» Структура.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна ИДНО Кафедра инженерной педагогики

1.Особенности учебных изданий нового поколения 2.Особенности содержания 3.Особенности методического аппарата

Требования к учебнику нового поколения 1.Учебник должен быть многоуровневым (обязательный минимум плюс дополнительный материал) 2. Учебник нового поколения может и должен быть построен по модульному типу. 3. У учебника нового поколения должен быть «шлейф» - вспомогательные материалы на электронных носителях, поддержка в Internet.

Учебник должен быть ориентирован не столько на усвоение предметных знаний и умений, сколько на создание условий для приобретения учащимися опыта использования этих знаний и умений в различных ситуациях.

1. Этап «Сначала» 1.1 Конспект лекций 1.2 Методические пособия по отдельным разделам УД 1.3 Методические указания к практическим занятиям (лабораторным работам) 2. Этап 2.1Учебное пособие 2.2 Учебник 3. Этап 3.1 Учебник нового поколения 3.2 Гипермедийный интерактивный учебник Рекомендуемая последовательность подготовки и издания учебной литературы

Т Клоновец. Главное не форма, а содержание Содержание учебника не догма, не результат познания, а самое его начало. При помощи учебника ученик должен научиться ставить вопросы и самостоятельно находить ответы, используя при этом определённый интеллектуальный инструментарий..

Современная дидактика рассматривает учебник в качестве модели образовательного процесса, которая отображает цели, содержание обучения, дидактические процессы, технологию обучения.

Дидактические функции учебника Информационная функция, Функция руководства и координации ПДС, Функция стимулирования, Функция упражнений, самоконтроля, Функция рациональности, Мировоззренческая функция.

Главное назначение учебника – информатизация знания, руководство процессом познавательной деятельности студентов по усвоению содержания образования.

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗА: ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. (В.А.Попков, А.В. Коржуев. Теория и практика высшего профессионального образования) Проблемы автора учебника: Отбор и структурирование содержания, Необходимость ориентации и мотивации обучаемого, Проблема представления знания в учебниках, Организация процесса усвоения, Самопроверка/контроль результатов усвоения..

1. Проблема отбора содержания Выраженное противоречие между необходимостью одновременно компактного и максимально полного изложения материала.

Одним из возможных путей разрешения является принцип генерализации (проблематизации) учебного материала - его группировка вокруг ряда стержневых, основополагающих идей - проблем той или иной области науки.

«… существует научное знание и проблема его осознания, восприятия, усвоения и продуктивного применения людьми, прямого отношения к его «добыванию» не имеющими, в частности студентами вузов» 2. Глобальная проблема - необходимость ориентации и мотивации обучаемого

3. Проблема представления знания в учебниках Эта проблема должна рассматриваться в соответствие с важнейшими общедидактическими принципами: научность, наглядность, доступность, системность, систематичность учения, дифференциация и индивидуализация, профессиональная направленность вузовского обучения.

Создатель учебного текста – автор должен озаботиться таким представлением учебной информации, чтобы студент смог быстро и адекватно усвоить учебный материал, с тем чтобы уметь его воспроизвести и использовать в процессе решения познавательных задач различной масштабности, направленности и степени трудности.

Автор должен предвидеть! Какие познавательные затруднения могут возникнуть у студентов, какие из них должны быть пройдены как обязательный этап усвоения знания, какие станут непреодолимым препятствием в этом процессе.

… новизна при написании учебных текстов заключается не в открытии новых научных истин, а в способе представления истин известных - чтобы они были максимально понятны студентам, быстро ими осознаны и усвоены, а также могли быть применены при решении различных задач

Критерии оценки учебного текста Три основных критерия, которым должен отвечать учебный текст: 1. он должен обеспечить адекватность понимания, 2. быстроту восприятия студентами учебной информации, 3. долговременное ее запоминание.

Адекватность восприятия учебного текста студентами Проблема определяется аморфностью языка в целом, аморфностью языка в целом, многозначностью слов, когда одним и тем же словом обозначаются различные объекты, процессы, отношения или одно и то же явление (свойство) обозначается разными терминами. многозначностью слов, когда одним и тем же словом обозначаются различные объекты, процессы, отношения или одно и то же явление (свойство) обозначается разными терминами.

Проблема используемых терминов 1. Автор текста должен быть уверен в том, что студент правильно поймет смысл терминов. 2. То же самое следует сказать и о различных фрагментах учебной информации - законах, частных закономерностях, экспериментальных фактах, которые автор предполагает использовать без специальных подробных разъяснений. Проблема используемых терминов 1. Автор текста должен быть уверен в том, что студент правильно поймет смысл терминов. 2. То же самое следует сказать и о различных фрагментах учебной информации - законах, частных закономерностях, экспериментальных фактах, которые автор предполагает использовать без специальных подробных разъяснений.

Если такой уверенности нет, необходимо представить ряд специальных пояснений, например: поместить краткую ссылку-пояснение (внизу страницы кратко разъяснив то, что необходимо, либо указав источник - учебник, пособие, руководство, словарь, энциклопедию, справочник, где соответствующие термин, закон и т.п. разъяснены подробно); указать страницу приложения к пособию, в конце которого представлен краткий словарь, справочник, и д.р.;

Необходимо дать соответствующее пояснение в тексте пособия, выделив его другим шрифтом, начинающееся примерно такими словами: «Для тех, кто не знаком с... (таким-то фрагментом), поясним...», «Более подробно этот вопрос освещен...», «Здесь и далее под словом будем понимать».

Трудные для понимания фрагменты целесообразно расширить за счет по элементного рассмотрения трудных для восприятия процессов и явлений четкими обозначениями типа: «1 этап», «2 этап», «3 этап...»; представить трудный для восприятия процесс схематично - в виде рисунков с изображением ряда последовательно происходящих стадий; дать пояснение тех отдельных моментов, которые мешают формированию в сознании студентов целостной картины описываемого.

Требования к учебному тексту с точки зрения соответствия критериям быстроты и прочности усвоения студентами учебной информации

1.В начале каждого модуля (главы или раздела) желательно представить краткую тезисную аннотацию - план, эскиз того, что будет рассмотрено, какой будет логика изложения материала.

2.В конце разделов (модулей) целесообразно использовать специальные обобщающие конструкты - заключения, емко и сжато представляющие все то, о чем шла речь. Заключение позволяет студенту оперативно восстановить суть и смысл крупного фрагмента учебного материала.

3. Каждая тема (модуль)- основная структурная единица пособия - завершается комплексом заданий для самостоятельной работы.

Критерий прочности усвоения знаний Подробное, логичное, скрупулезное изложение материала с периодическими повторениями, резюмированиями, выделениями главных утверждений и стержневых конструктов представленного материала, многократно фиксирующими внимание студентов на том, что необходимо хорошо осознать и запомнить.

Учебные тексты как средство развития у студентов профессиональных компетенций, критического стиля мышления

Критерии критической насыщенности 1.В учебной информации необходимы фрагменты, которые побуждали бы студентов осмыслить констатируемые результаты с точки зрения различных независимых друг от друга подходов.

Характерным отличием информации, отвечающей данному критерию, от формально утверждающей является наличие в ней словосочетаний типа: «с одной стороны..., с другой стороны...», «рассмотрим, как получить этот результат, применяя (такой-то способ)», «это является одновременно и следствием (такого-то закона, положения)» и т.п.

Критерии критической насыщенности 2. В информации для студентов должны в разумных количествах присутствовать наряду с формально утверждающими и смыслопоисковые фрагменты, побуждающие не принимать их на веру, а критически оценивать предлагаемые утверждения. _______________________________________________________________________________________________________________________________ Для такой учебной информации характерно наличие оборотов типа: «посмотрим, всегда ли это справедливо...», «обсудим, выполняется ли данный закон при (таких-то условиях)», «изменим (характеристики исследуемого объекта или внешнего воздействия). Что же произойдет при этом?...» и т.п.

Критерии критической насыщенности 3. В учебнике в разумных пределах должны быть отражены историко-научные знания, исторические этапы в развитии науки, в течение которых формировалось излагаемое в учебнике научное знание. При этом процесс его достижения следует представлять в логике борьбы различных идей, ошибочных взглядов и подходов, исторически зафиксированных.

В информации отвечающей требованиям критической насыщенности должно отражаться то, к чему может привести неправомерное отождествление объектов и явлений, для которых характерна та или иная степень внутреннего различия, а также неправомерное противопоставление таких явлений и объектов, которые обладают той или иной степенью внутреннего сходства. _________________________________________________________________________________________________________ О таком соответствии свидетельствует наличие в информации фраз: «обычно считается, что объекты А и В абсолютно одинаковы, однако в некоторых случаях они проявляют совершенно различные свойства», «безусловно,... (такие-то свойства) двух процессов указывают на их противоположность, но их механизмы имеют следующее сходство...»

Важно формировать у студента убеждение в том, что та или иная проблема из обсуждаемой области научного знания не исчерпывается тем материалом, что представлен в параграфе, а имеет множество различных сторон, свойств, аспектов; выводить студента на ознакомление с ними, с законченными их решениями и с теми аспектами, которые требуют дальнейших поисков со стороны научного сообщества. ________________________________________________________________________________________________________________________________ Последнее можно осуществить как ссылкой внизу страницы типа: «...подробнее об этом читайте в... (таком-то источнике)», так и предложением написать реферат, подготовить сообщение или доклад по той или иной теме с перечислением различных источников.

Аппарат организации познавательной деятельности студентов включает справочный аппарат учебного издания; предусматривает поэтапное усложнение познавательных заданий, направленных на расширения круга умений; акцентирует внимание на базовых понятиях и ключевых моментах, ориентирует в дополнительных источниках информации (в содержании учебно-методического комплекса по дисциплине);

Требования к средствам реализации учебных целей Аппарат ориентировки, должен обеспечивать ориентацию студентов не только в данном пособии, но и в учебно-методическом комплексе по дисциплине

Функция упражнений и самоконтроля состоит в обеспечении усвоения знаний и формирования умений, что достигается посредством упражнений, организации контроля и самоконтроля.

Задания, задачи, упражнения, вопросы, помещённые в учебниках, пособиях и руководствах должны формировать целостную систему соответствовать планируемым результатам освоения учебного материала.

Требования к заданиям При выполнении заданий студент должен: актуализировать весь материал модуля, целесообразно постепенное повышение сложности заданий: от чисто репродуктивных до проблемно -поисковых творческих макрозадач. Следует представить те или иные ориентиры, подсказки, указания к выполнению заданий, в ряде случаев - конечные ответы.

Формы оперативной актуализации знаний: краткие ссылки - напоминания ряда фрагментов учебных курсов, которые остро необходимы для понимания того или иного излагаемого фрагмента курса; краткие предисловия* - «выжимки» основных идей ранее прослушанных курсов с иллюстрацией примеров применения общих закономерностей, решения типовых задач. _____________________________________________ * Эти предисловия могут относиться к каждой отдельной главе (модулю) учебника или пособия или быть собраны воедино и представлены во введении.

Каждому виду учебной литературы как текстовой деятельности соответствуют специфические коммуникативные характеристики. Коммуникативно - существенные свойства – стиль, язык, методика изложения. Текстовая деятельность – чтение, понимание, интерпретация текста.

Создание электронного учебника

Создание электронного учебника может трактоваться как создание автоматизированной обучающей системы (АОС). С позиций типологии учебных изданий АОС – универсальное многофункциональное электронное издание. (см. табл. Типологическая модель вузовской учебной книги)

Разработка АОС есть проектирование программно-технического комплекса специального назначения. Специфика АОС заключается в определенном структурировании информационного обеспечения, в методах доступа к его компонентам в особенностях дидактического аппарата.

Структура информационного обеспечения ЭУ Функциональные блоки : титульный экран; содержание, произведение, фрагменты дополнительной литературы, тематические сайты, иллюстративный материал, библиографический аппарат, дидактический аппарат, аннотированное содержание.

Титульный экран выполняет роль титульного листа и включает: Заглавие, Сведения об авторах, Наименование организации от имени которой выпускается учебник, Библиографическое описание, Аннотация, Минимальные системные требования (к компьютеру, к операционной системе, аудио- и видео-системам и др.)

Содержание – указатель заголовков, раскрывающий состав издания Содержание должно обеспечивать переход к от заголовка раздела к его содержанию и наоборот. Переход может быть непосредственным или через аннотацию. СОДЕРЖАНИЕ – АННОТАЦИЯ - ТЕКСТ

Произведение: 1.Введение, 2.Основной текст, 3.Заключение.

Введение содержит общие сведения о том, какие задачи решает учебник, какова его структура, кто адресат, как работать с учебником.

Назначение введения: ввести в проблематику учебной дисциплины, вызвать интерес, активизировать студента, подготовить студента к предстоящей учебной деятельности.

Введение включает следующие компоненты: зачин, предметная характеристика дисциплины, методическая составляющая, концовка.

Зачин отражает социальную, научную, практическую значимость учебной дисциплины и роль учебного издания в её освоении.

Предметная (содержательная) характеристика учебной дисциплины ЭТО - краткая характеристика объекта и предмета учебной дисциплины, методологии науки, системы базовых категорий (понятий), проблемности.

Методическая составляющая ВВЕДЕНИЯ отражает преемственность знаний, полученных при изучении предшествующих и последующих дисциплин, наиболее важные, трудные и перспективные темы учебного курса, методы и формы работы с учебным материалом, особенности работы с электронным учебником- навигация.

Концовка В концовке могут быть отражены: структура и особенности изложения основной части учебного курса; установки на определенные условия чтения, усвоения и использования учебного материала.

Основной текст произведения – система модулей (разделов) Структура модуля включает

Дидактический аппарат: планируемые результаты освоения учебного материала, контрольные вопросы, задания, задачи, тесты, примеры, лабораторный практикум, упражнения, методические материалы, справочный аппарат (словари, справочники, указатели).

Основной текст содержит определения, их раскрытие и словесную интерпретацию, описания наблюдаемых явлений, результатов экспериментов, выводы, иллюстративный материал (графики, диаграммы, таблицы, рисунки, схемы), формулы и математические выкладки, ссылки и пояснения.

Заключение, результат, итог, приведенного в основном тексте рассмотрения