Особенности проектирования и реализации образовательных технологий для инженерных направлений подготовки В.И. Дождиков Липецкий государственный технический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Advertisements

Проблемы и пути решения реализации профессиональных модулей ФГОС – 3 поколения в системе НПО Виноградова Эльмира Ринатовна преподаватель специальных дисциплин.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Повышение уровня подготовки специалистов для системы дошкольных образовательных учреждений.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий.
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Технология модульного обучения Кузнецова И.П., учитель информатики 2007 г.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Абдуллабекова Р.М. д.фарм.н., профессор, Лосева И.В. к.фарм.н., доцент Карагандинский.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Транксрипт:

Особенности проектирования и реализации образовательных технологий для инженерных направлений подготовки В.И. Дождиков Липецкий государственный технический университет

Современная научно-инженерная деятельность Современная инженерная деятельность характеризуется значительной скоростью инновационных преобразований в науке, технике и промышленности, а также необходимостью решения сложных научно-технических задач в условиях нестабильного характера развития мировой экономики, а также ее глобализацией. Современная инженерная деятельность характеризуется значительной скоростью инновационных преобразований в науке, технике и промышленности, а также необходимостью решения сложных научно-технических задач в условиях нестабильного характера развития мировой экономики, а также ее глобализацией.

Современная научно-инженерная деятельность Инновационные компоненты развития мировой экономики опираются на творческий характер научно-инженерной деятельности, которая и обеспечивает темпы развития промышленного производства и процессы глобализации. Инновационные компоненты развития мировой экономики опираются на творческий характер научно-инженерной деятельности, которая и обеспечивает темпы развития промышленного производства и процессы глобализации. В основе длинноволновой цикличности развития мировой экономики лежит смена базовых технических изобретений и созданных на их основе технологий. В основе длинноволновой цикличности развития мировой экономики лежит смена базовых технических изобретений и созданных на их основе технологий.

Современная научно-инженерная деятельность Современная научно-инженерная деятельность характеризуется, прежде всего, использованием системного анализа, широким применением информационных технологий, а также все возрастающей степенью вовлечения в производственные процессы нанотехнологий, а также других передовых технологий, основанных на последних достижениях науки. Современная научно-инженерная деятельность характеризуется, прежде всего, использованием системного анализа, широким применением информационных технологий, а также все возрастающей степенью вовлечения в производственные процессы нанотехнологий, а также других передовых технологий, основанных на последних достижениях науки. Это отражает наблюдаемый в настоящее время феномен возрастания наукоемкости промышленных технологий. Это отражает наблюдаемый в настоящее время феномен возрастания наукоемкости промышленных технологий.

Система подготовки научно-инженерных кадров

Непрерывный и все ускоряющийся процесс изменения промышленных технологий требует непрерывной модернизации системы подготовки научно-инженерных кадров. Непрерывный и все ускоряющийся процесс изменения промышленных технологий требует непрерывной модернизации системы подготовки научно-инженерных кадров. В идеале подготовка специалистов для промышленности и, особенно, для научно- исследовательских и проектно- конструкторских подразделений должна не только соответствовать появляющимся на рынке новым технологиям, но и в определенном смысле опережать их. В идеале подготовка специалистов для промышленности и, особенно, для научно- исследовательских и проектно- конструкторских подразделений должна не только соответствовать появляющимся на рынке новым технологиям, но и в определенном смысле опережать их.

Система подготовки научно-инженерных кадров Возникла потребность в постоянной модернизации содержания образования, а также необходимость постоянного поиска новых форм образовательных технологий. Возникла потребность в постоянной модернизации содержания образования, а также необходимость постоянного поиска новых форм образовательных технологий. Выпускник вуза должен соответствовать требованиям, которые отражают текущее состояние экономики, промышленности, науки и техники, а также требованиям прогностического характера в сфере развития технологий своей профессиональной области. Выпускник вуза должен соответствовать требованиям, которые отражают текущее состояние экономики, промышленности, науки и техники, а также требованиям прогностического характера в сфере развития технологий своей профессиональной области.

Система подготовки научно-инженерных кадров Необходимость непрерывной коррекции системы подготовки выпускника. Необходимость непрерывной коррекции системы подготовки выпускника. Необходимость наличия общепринятой процедуры постоянного обновления содержания и форм образовательного процесса. Необходимость наличия общепринятой процедуры постоянного обновления содержания и форм образовательного процесса. Необходимость для высшей школы иметь большую, чем ранее, свободу в определении содержания и структуры основных образовательных программ Необходимость для высшей школы иметь большую, чем ранее, свободу в определении содержания и структуры основных образовательных программ

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса В качестве одного из основных принципов проектирования содержания образовательного процесса, отвечающего вызовам эпохи в настоящее время, многие исследователи не без оснований рассматривают принцип фундаментализации учебных планов подготовки научно-технических кадров. В качестве одного из основных принципов проектирования содержания образовательного процесса, отвечающего вызовам эпохи в настоящее время, многие исследователи не без оснований рассматривают принцип фундаментализации учебных планов подготовки научно-технических кадров. В смысле используемых фундаментальных законов новые технологии вполне сопоставимы. В смысле используемых фундаментальных законов новые технологии вполне сопоставимы. Смещение акцента на детальное изучение только определенных, даже самых передовых технологий в рамках соответствующих спецкурсов в ущерб изучению фундаментальных дисциплин грозит привязке выпускника к конкретным технологиям, жизненный цикл которых постоянно сокращается. Смещение акцента на детальное изучение только определенных, даже самых передовых технологий в рамках соответствующих спецкурсов в ущерб изучению фундаментальных дисциплин грозит привязке выпускника к конкретным технологиям, жизненный цикл которых постоянно сокращается.

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса Фундаментализация образования значительно облегчает возможность освоения новых технологий, благодаря освоению базовых знаний и умения ими оперировать, что лежит в основе разработки современных технологий. Фундаментализация образования значительно облегчает возможность освоения новых технологий, благодаря освоению базовых знаний и умения ими оперировать, что лежит в основе разработки современных технологий. Фундаментальная подготовка в отношении своего содержания должна соответствовать последним достижениям в области фундаментальных наук. Это говорит о необходимости оперативного изменения набора и содержания фундаментальных дисциплин учебного плана, необходимых дидактических единиц этих дисциплин. Фундаментальная подготовка в отношении своего содержания должна соответствовать последним достижениям в области фундаментальных наук. Это говорит о необходимости оперативного изменения набора и содержания фундаментальных дисциплин учебного плана, необходимых дидактических единиц этих дисциплин.

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса Критерием эффективности образовательного процесса при освоении фундаментальных дисциплин может служить приобретаемая студентами профессиональная гибкость, быстрота и правильность решения задач анализа, проектирования, управления, модернизации и оптимизации различных промышленных технологий в своей профессиональной области Критерием эффективности образовательного процесса при освоении фундаментальных дисциплин может служить приобретаемая студентами профессиональная гибкость, быстрота и правильность решения задач анализа, проектирования, управления, модернизации и оптимизации различных промышленных технологий в своей профессиональной области

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса В основу новых образовательных технологий должен быть положен также принцип интеграции образовательного процесса с наукой и производством на основе системно- деятельностного и компетентностного подходов. В основу новых образовательных технологий должен быть положен также принцип интеграции образовательного процесса с наукой и производством на основе системно- деятельностного и компетентностного подходов. Этот принцип предполагает постоянный мониторинг изменений, как в профессиональной области конкретного направления подготовки, так и в научно-технической сфере в целом. Этот принцип предполагает постоянный мониторинг изменений, как в профессиональной области конкретного направления подготовки, так и в научно-технической сфере в целом. Искусство организации образовательного процесса при реализации этого подхода заключается в умении так изменять содержание образования и его формы, чтобы они всегда отражали требования современности. При этом действовать приходится при наложении существенного ограничения: период подготовки не должен увеличиваться. Искусство организации образовательного процесса при реализации этого подхода заключается в умении так изменять содержание образования и его формы, чтобы они всегда отражали требования современности. При этом действовать приходится при наложении существенного ограничения: период подготовки не должен увеличиваться.

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса Превратно понимаемая интеграция образования и производства грешит либо значительным повышением учебной нагрузки студентов, либо снижением качества их подготовки по основным, в том числе и фундаментальным дисциплинам. Превратно понимаемая интеграция образования и производства грешит либо значительным повышением учебной нагрузки студентов, либо снижением качества их подготовки по основным, в том числе и фундаментальным дисциплинам. Наблюдаемое при этом сокращение знаниевой компоненты процесса подготовки приводит к уменьшению возможностей для полноценного формирования необходимых компетенций. Наблюдаемое при этом сокращение знаниевой компоненты процесса подготовки приводит к уменьшению возможностей для полноценного формирования необходимых компетенций. Наблюдается снижение степени понимания и усвоения теоретических положений большинства дисциплин учебного плана. Наблюдается снижение степени понимания и усвоения теоретических положений большинства дисциплин учебного плана.

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса Одной из причин этого являются психологические последствия Одной из причин этого являются психологические последствия перегрузки студентов. перегрузки студентов. Другой причиной является скрытое или явное замещение процесса формирования знаний, умений, навыков (ЗУН) и компетенций в соответствии с учебным планом процессом ознакомления с особенностями конкретных производств. Другой причиной является скрытое или явное замещение процесса формирования знаний, умений, навыков (ЗУН) и компетенций в соответствии с учебным планом процессом ознакомления с особенностями конкретных производств. Роль производственной практики при формировании компетенций в этом случае неоправданно преувеличивается. Роль производственной практики при формировании компетенций в этом случае неоправданно преувеличивается.

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса При реализации принципа интеграции очень важно обеспечить непротиворечивость его использования описанному выше принципу фундаментализации. При реализации принципа интеграции очень важно обеспечить непротиворечивость его использования описанному выше принципу фундаментализации. Необходимо тщательно соблюдать приоритет последнего принципа с тем, чтобы изучение конкретных технологий было направлено не на полное погружение в их конкретную специфику, а на выработку способностей студентов эффективно использовать фундаментальные знания для создания, проектирования и освоения новых технологий на примере анализа и критики изучаемых технологий. Необходимо тщательно соблюдать приоритет последнего принципа с тем, чтобы изучение конкретных технологий было направлено не на полное погружение в их конкретную специфику, а на выработку способностей студентов эффективно использовать фундаментальные знания для создания, проектирования и освоения новых технологий на примере анализа и критики изучаемых технологий. Базовым принципом при этом должен являться принцип приоритета функций систем и их элементов над их структурой и элементной базой. Базовым принципом при этом должен являться принцип приоритета функций систем и их элементов над их структурой и элементной базой.

Основные принципы проектирования и реализации образовательного процесса Необходимым принципом проектирования и реализации новых образовательных технологий является использование модульной формы структурирования содержания учебного материала и организации учебного процесса. Необходимым принципом проектирования и реализации новых образовательных технологий является использование модульной формы структурирования содержания учебного материала и организации учебного процесса. Использование этого принципа обеспечивает необходимую гибкость образовательного процесса и облегчает формирование и изменение учебных планов и программ. Этот принцип играет также значительную роль в повышении мобильности студентов при реализации личной образовательной траектории. Использование этого принципа обеспечивает необходимую гибкость образовательного процесса и облегчает формирование и изменение учебных планов и программ. Этот принцип играет также значительную роль в повышении мобильности студентов при реализации личной образовательной траектории.

Основная задача преподавателя высшей школы Для преподавателя высшей школы основной задачей является разработка содержания и методики преподавания конкретных дисциплин или модулей. Для преподавателя высшей школы основной задачей является разработка содержания и методики преподавания конкретных дисциплин или модулей. Полноценное и эффективное использование компетентностного формата образовательного процесса предполагает использование новых образовательных технологий. Полноценное и эффективное использование компетентностного формата образовательного процесса предполагает использование новых образовательных технологий.

Основная задача преподавателя высшей школы Множество компетенций, которыми должен обладать выпускник, представляет собой иерархическую структуру, знание которой очень важно как для правильного структурирования содержания образования, так и для правильной организации учебного процесса. Множество компетенций, которыми должен обладать выпускник, представляет собой иерархическую структуру, знание которой очень важно как для правильного структурирования содержания образования, так и для правильной организации учебного процесса. При декомпозиции системы компетенций с целью детализации ее описания очень важно не перешагнуть границу, отделяющую компетенции от навыков и умений. При декомпозиции системы компетенций с целью детализации ее описания очень важно не перешагнуть границу, отделяющую компетенции от навыков и умений.

Основная задача преподавателя высшей школы При движении вверх по иерархической структуре формируемых в высшей школе способностей от умений и навыков к компетенциям: При движении вверх по иерархической структуре формируемых в высшей школе способностей от умений и навыков к компетенциям: увеличивается сложность задач, увеличивается сложность задач, степень их междисциплинарности, степень их междисциплинарности, возрастает необходимость применения положений системного анализа, возрастает необходимость применения положений системного анализа, увеличивается вероятность отсутствия наработанных методик решения, увеличивается вероятность отсутствия наработанных методик решения, уменьшается определенность постановки задач вплоть до ее полного отсутствия. уменьшается определенность постановки задач вплоть до ее полного отсутствия. Очевидно, что решение профессиональных задач в этих условиях может быть обеспечено только при использовании творческих способностей обучаемого. Очевидно, что решение профессиональных задач в этих условиях может быть обеспечено только при использовании творческих способностей обучаемого.

Основная задача преподавателя высшей школы Формирование и активизация творческих способностей студентов играют основную роль в реализации компетентностной модели выпускника, в подготовке специалиста, обладающего профессиональными и общекультурными компетенциями для успешной и эффективной деятельности в своей профессиональной области и в социуме. Формирование и активизация творческих способностей студентов играют основную роль в реализации компетентностной модели выпускника, в подготовке специалиста, обладающего профессиональными и общекультурными компетенциями для успешной и эффективной деятельности в своей профессиональной области и в социуме.

Особенности реализации компетентностного подхода При реализации компетентностного подхода в образовательном процессе на начальных его этапах необходимо в соответствии с заявленными компетенциями сформировать определенный набор ЗУН. При реализации компетентностного подхода в образовательном процессе на начальных его этапах необходимо в соответствии с заявленными компетенциями сформировать определенный набор ЗУН. По сравнению с существовавшими ранее методиками и целями, регламентирующими педагогические особенности подготовки в высшей школе, изменяется содержание образования, смещаются акценты, как в структуре учебных планов, так и в процессах их реализации. По сравнению с существовавшими ранее методиками и целями, регламентирующими педагогические особенности подготовки в высшей школе, изменяется содержание образования, смещаются акценты, как в структуре учебных планов, так и в процессах их реализации. С другой стороны, этот процесс можно рассматривать как развитие используемых ранее методик, их модернизацию в соответствии с новыми требованиями. С другой стороны, этот процесс можно рассматривать как развитие используемых ранее методик, их модернизацию в соответствии с новыми требованиями.

Особенности реализации компетентностного подхода Первое существенное отличие должно наблюдаться в отборе дисциплин и дидактических единиц, определяющих содержание учебных планов. Первое существенное отличие должно наблюдаться в отборе дисциплин и дидактических единиц, определяющих содержание учебных планов. Эти множества должны удовлетворять требованиям необходимости и достаточности для формирования у студентов заявленных компетенций. Эти множества должны удовлетворять требованиям необходимости и достаточности для формирования у студентов заявленных компетенций.

Особенности реализации компетентностного подхода Второе отличие связано с необходимостью использования не только известных, но и инновационных педагогических технологий, которые бы позволили на базе новых описанных выше множеств формировать необходимые знания, умения и навыки. Второе отличие связано с необходимостью использования не только известных, но и инновационных педагогических технологий, которые бы позволили на базе новых описанных выше множеств формировать необходимые знания, умения и навыки. Формирование ЗУН было характерно и для образовательного процесса в высшей школе прошлых лет, и в этом смысле основные методические приемы и особенности этих образовательных технологий известны. Формирование ЗУН было характерно и для образовательного процесса в высшей школе прошлых лет, и в этом смысле основные методические приемы и особенности этих образовательных технологий известны. Задачей преподавателя является определение оптимального сочетания новых и известных методик для эффективного формирования компетенций. Задачей преподавателя является определение оптимального сочетания новых и известных методик для эффективного формирования компетенций.

Особенности реализации компетентностного подхода Третье, самое важное отличие заключается в том, что преподавательский состав должен владеть технологиями формирования на основе ЗУН заявленных целевых компетенций. Третье, самое важное отличие заключается в том, что преподавательский состав должен владеть технологиями формирования на основе ЗУН заявленных целевых компетенций. Наличие у преподавательского состава вуза соответствующих педагогических компетенций является ключевым моментом возможности реализации новой компетентностной парадигмы в системе высшего образования. Наличие у преподавательского состава вуза соответствующих педагогических компетенций является ключевым моментом возможности реализации новой компетентностной парадигмы в системе высшего образования.

Особенности реализации компетентностного подхода Преподаватель должен научить студентов искусству постоянного самостоятельного преобразования их собственных систем ЗУН для решения постоянно изменяющихся задач своей профессиональной области. Преподаватель должен научить студентов искусству постоянного самостоятельного преобразования их собственных систем ЗУН для решения постоянно изменяющихся задач своей профессиональной области. Сформированная компетентность должна характеризоваться флюидностью, как базовым генетическим признаком. Сформированная компетентность должна характеризоваться флюидностью, как базовым генетическим признаком. Она должна быть не столько детерминированной системой с множеством элементов ЗУН и фиксированными связями, сколько динамической системой в смысле возможностей перестройки ее состава и структуры, выбора и актуализации необходимых свойств и характеристик этой структуры для решения конкретной задачи. Она должна быть не столько детерминированной системой с множеством элементов ЗУН и фиксированными связями, сколько динамической системой в смысле возможностей перестройки ее состава и структуры, выбора и актуализации необходимых свойств и характеристик этой структуры для решения конкретной задачи.

Особенности реализации компетентностного подхода Базовый состав и структура системы ЗУН для решения конкретных задач, кроме самых простых, близких по своим отличительным признакам к умениям и навыкам, не могут быть сформированы в результате образовательного процесса в виде определенных методик. Базовый состав и структура системы ЗУН для решения конкретных задач, кроме самых простых, близких по своим отличительным признакам к умениям и навыкам, не могут быть сформированы в результате образовательного процесса в виде определенных методик. Предполагаемое множество возможных видов и типов задач профессиональной деятельности значительно превышает как временные возможности образовательного процесса, так и интеллектуальные возможности обучаемого. Предполагаемое множество возможных видов и типов задач профессиональной деятельности значительно превышает как временные возможности образовательного процесса, так и интеллектуальные возможности обучаемого.

Особенности реализации компетентностного подхода Полноценное формирование компетенций возможно только на основе развития у студентов творческого и системного подхода, как для достижения заданных контролируемых результатов образования, так и для решения практических задач в своей профессиональной области. Полноценное формирование компетенций возможно только на основе развития у студентов творческого и системного подхода, как для достижения заданных контролируемых результатов образования, так и для решения практических задач в своей профессиональной области. Основную роль здесь должно играть преподавание таких дисциплин, как, например, «Методология научно – технического творчества», «Основы системного анализа» и других, направленных на развитие и активизацию творческих способностей, а также использование проблемно- ориентированного обучения, технологий развития критического мышления, проектной и исследовательской деятельности, контекстное обучение. Основную роль здесь должно играть преподавание таких дисциплин, как, например, «Методология научно – технического творчества», «Основы системного анализа» и других, направленных на развитие и активизацию творческих способностей, а также использование проблемно- ориентированного обучения, технологий развития критического мышления, проектной и исследовательской деятельности, контекстное обучение.

Особенности реализации компетентностного подхода Формируемая компетентность является открытой системой с динамической структурой. Она открыта не только в информационном смысле, но, и это главное, в смысле непредсказуемости особенностей проявлений творческих способностей студента, а затем и получившегося из него профессионала при решении различных задач. Формируемая компетентность является открытой системой с динамической структурой. Она открыта не только в информационном смысле, но, и это главное, в смысле непредсказуемости особенностей проявлений творческих способностей студента, а затем и получившегося из него профессионала при решении различных задач. Факт наличия и проявления этих способностей являются необходимыми и самыми важными компонентами завершения процесса формирования и использования той или иной компетенции для решения конкретных задач профессиональной деятельности и самореализации индивида в социуме. Факт наличия и проявления этих способностей являются необходимыми и самыми важными компонентами завершения процесса формирования и использования той или иной компетенции для решения конкретных задач профессиональной деятельности и самореализации индивида в социуме.

Спасибо за внимание