Современные проблемы экономики и управления в области ГРР и недропользования Автор И.В. Шарф к.эк.н., доцент кафедры ЭПР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский.
Advertisements

Текущее состояние лицензирования в Ненецком автономном округе и результаты геолого-разведочных работ в 2010 году. Управление по недропользованию по Ненецкому.
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Основные итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2006 году и задачи на 2007 год в части углеводородного сырья и подземных вод Садовник.
1 Создание ОАО Росгеологии- ключевой инструмент развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области геологии и недропользования МПР России Д.В.Василевская Правовое обеспечение государственной.
Кошмурзаева А Э План -Понятие, объекты и субъекты права пользования недрами -Право пользования недрами -Пользователи недр -Экономические издержки.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
Пермь Кудымкар 2010 год КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «Развитие и использование минерально- сырьевой базы Пермского края на годы»
Финансирование природоохранных мероприятий Лекция 1. Финансирование мероприятий по природопользованию. Система экологических фондов.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
СТРУКТУРА АППАРАТА КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ (Проект на ) АППАРАТ Сводно- аналитическая инспекция Линейные инспекции ( 5 ) Экспертно-
Информация об объемах и направлениях финансирования деятельности в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 годов Министерство лесного хозяйства, охраны.
Руководитель Регионального агентства по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу А.В. Лебедев Итоги работы Регионального агентства по недропользованию.
ВЕРХНЕКАМСКАЯ КАЛИЙНАЯ КОМПАНИЯ: ПРОЕКТ «ТАЛИЦКИЙ ГОК»
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» Налоговое стимулирование геологоразведочных работ и создание 100 тысяч высококвалифицированных.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Понятие, субъекты, функции и виды управления природопользованием Выполнила: Медникова Ольга Группа ОСМ
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Директор Департамента угольной и торфяной промышленности К.Ю. Алексеев.
Транксрипт:

Современные проблемы экономики и управления в области ГРР и недропользования Автор И.В. Шарф к.эк.н., доцент кафедры ЭПР

Тема 1. Развитие геологической отрасли 1.1 План деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на годы 1.2 Стратегия развития геологической отрасли на период до 2030 г. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ. Обсуждение на семинарском занятии. 1.3 Деятельность недропользователей Томской области по добыче общераспространенных полезных ископаемых 1.4 Особенности организации поиска и разведки твердых полезных ископаемых в мировой практике 2И.В. Шарф

Планы МПР на гг. Цель 1. Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды 1.Создание современной системы экологического нормирования И.В. Шарф3 Показатель Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта (тонн на млн. руб. ВВП) 0,380,360,350,340,330,31 Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (единиц)

Комплекс мероприятий принят ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» утверждены нормативные правовые акты, необходимые для реализации закона изданы отраслевые информационно-справочные документы, содержащие описание наилучших доступных технологий реализованы организационные мероприятия, обеспечивающие функционирование новой системы комплексных экологических разрешений не менее 30 крупнейших предприятий получили комплексные экологические разрешения и приступили к реализации программ экологической модернизации производств И.В. Шарф4

Планы МПР на гг. Цель1. Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды 2. Создание системы безопасного обращения с отходами И.В. Шарф5 Показатель Доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления от общего количества образующихся отходов I-IV класса опасности (%) 79,980,280,580,881,081,3

Комплекс мероприятий принят ФЗ, направленный на оптимизацию системы управления потоками отходов и введение мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для уменьшения образования и направления на захоронение отходов; утверждены нормативные правовые акты, необходимые для реализации закона мониторинг реализации пилотных проектов по установлению запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья, в отдельных субъектах РФ И.В. Шарф6

Планы МПР на гг. Цель1. Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды 3. Сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения Мероприятия: Реализованы проекты, обеспечивающие достижение плановых показателей восстановления и экологической реабилитации водных объектов И.В. Шарф7 Показатель Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов (км.)

Планы МПР на гг. Цель1. Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды 4. Ликвидация накопленного экологического ущерба И.В. Шарф8 Показатель Доля рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба (%) -0,40,91,41,92,4

Комплекс мероприятий Реализованы проекты по ликвидации накопленного экологического ущерба Принят федеральный закон, устанавливающий правовые, организационные и экономические механизмы организации работ по ликвидации прошлого экологического ущерба И.В. Шарф9

Планы МПР на гг. Цель 1. Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды 5. Развитие сети особо охраняемых природных территорий федерального значения И.В. Шарф10 Показатель Созданы новые особо охраняемые природные территории федерального значения (единиц) Созданы новые рабочие места в сфере управления особо охраняемыми природными территориями (человек)

Комплекс мероприятий Принят федеральный закон, направленный на обеспечение устойчивого развития системы особо охраняемых природных территорий в современных социально-экономических условиях И.В. Шарф11

Планы МПР на гг. Цель 2. Обеспечение защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений 1.Модернизация, техническое переоснащение системы гидрометеорологических наблюдений, повышение качества гидрометеорологического прогноза 2.Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод И.В. Шарф12

Планы МПР на гг. Цель 3. Обеспечение международно-правового оформления внешних границ РФ, включая внешние границы континентального шельфа И.В. Шарф13

Планы МПР на гг. Цель 4. Гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации 1. Обеспечение экономики страны ресурсами и запасами основных видов полезных ископаемых И.В. Шарф14 Показатель Уровень компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов (%) 100

Комплекс мероприятий Обеспечено воспроизводство минерально-сырьевой базы в текущем году Усовершенствован расчет разовых платежей за пользование недрами в случае изменения границ участков И.В. Шарф15

Планы МПР на гг. Цель 4. Гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации 2. Обеспечение водными ресурсами социально-экономического развития Российской Федерации И.В. Шарф16 Показатель Численность населения, проживающего в районах локальных вододефицитов, надежность обеспечения водными ресурсами которого повышена (млн. человек) 0,31,60,60,70,60,8

Планы МПР на гг. Цель 4. Гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации 3. Обеспечение лесными ресурсами социально-экономического развития Российской Федерации 4. Обеспечение создания и модернизации рабочих мест в отраслях, связанных с использованием и охраной природных ресурсов и в сопряженном производстве И.В. Шарф17

Основные задачи геологической отрасли на долгосрочную перспективу воспроизводство минерально-сырьевой базы в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, создания минерально-сырьевых основ социально- экономического развития регионов Российской Федерации и обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности; изучение территории РФ, ее континентального шельфа, акваторий внутренних морей, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики для геологического обеспечения различных отраслей экономики страны и ее геополитических интересов; охрана недр и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики; оценка и прогноз состояния недр на территориях, подверженных опасным геологическим процессам и явлениям. Стратегия развития геологической отрасли до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1039-р И.В. Шарф18

19 Меры по решению общесистемных задач геологической отрасли И.В. Шарф

ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И ТВЕРДЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Состояние недропользования Всего действует 127 лицензий на право пользования недрами (122 – общераспространенные, 5 - твердые полезные ископаемые)

ДОБЫЧА ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ в гг. Полезное ископаемоеЕд. изм.Добыча за 2010г. Добыча за 2011г. Добыча за 2012г. Песчано-гравийный материал тыс. м31217,51 552, ,2 Песок строительныйтыс. м3712,3765,93 723,7 Известняк строительныйтыс. т240,4323,6322,2 Глинистое сырьетыс. м3338,5308,8341,4 Грунты строительныетыс. м34024,74616,72 288,2 Камень строительныйтыс. м315,712,90 Сапропельтонн Торфм312,4-23,704 НДПИ в консолидированный областной бюджет млн.руб42,95946,549,840 В том числе, поступление в местные бюджеты млн.руб10,7411,6312,460

Добыча твёрдых полезных ископаемых гг. Полезное ископаемоеЕд. изм.Добыча за 2010г. Добыча за 2011г. Добыча за 2012г. Титан-цирконовый концентрат тыс. тн1,211,511,45 Песок стекольныйтыс. тн20,624,6522,1522,15 Песок кварцевый фракционированный тыс. тн17,621,3519,36 Каолинтыс. тн ,3 НДПИ в консолидированный областной бюджет млн. руб 0,8191,1061,048

Доходы областного бюджета от проведения аукционов по предоставлению права пользования участками недр, содержащими общераспространённые полезные ископаемые п/п Вид платежаСборы в 2012г. тыс. руб. 1 Прочие платежи (сбор за участие в аукционе и экспертиза запасов общераспространенных полезных ископаемых) Стартовый разовый платеж (включая переходящие с 2011г.) 1925 ИТОГО2215

И.В. Шарф25 В нефтегазовом секторе западных стран ГРР ведут компании-операторы, как правило, принадлежащие крупным вертикально-интегрированным нефтегазовым холдингам. В случае открытия месторождения они становятся операторами добычных проектов. Однако 90% и более физических объемов работ выполняют сторонние сервисные компании, специализирующиеся на бурении, проведении геофизических исследований, испытаниях скважин и других видах работ. Российский нефтегазовый сектор имеет похожую структуру. Независимых юниорных геологоразведочных компаний в мировом (включая российский) нефтегазовом секторе практически нет, что связано, прежде всего, с высокой стоимостью ГРР на нефть и газ.

И.В. Шарф26 Схематическая структура мировой нефтегазовой промышленности Сервисные компании помогают вести ГРР, но не определяют их направления и объемы.

И.В. Шарф27 Схематическая структура мировой горной промышленности

Причины появления юниорных геологоразведочных компаний введение правительствами Канады, Австралии и ряда других стран протекционистских мер по отношению к геологоразведчикам; появление в финансовой системе развитых стран специальных рынков венчурного (рискового) капитала. В 2006 г. в Канаде работало 642 юниорные компании, которые выполнили ГРР на твердые полезные ископаемые на сумму1,1 млрд. долл. И.В. Шарф28

И.В. Шарф29 Ассоциация геологоразведчиков и горняков Канады (Prospectors and Developers Association of Canada) и канадское информационное агентство Gamah International выделяют три категории горных компаний. 1)Юниорные геологоразведочные компании (Junior Exploration Companies) – не занимаются добычей и не проводят денежной наличности, ГРР ведутся за счёт роста капитала путём выпуска новых акций. 2)Мелкие горные компании (Junior Producers) – компании с ежегодным доходом от добычи менее 50 млн долл., финансируют ГРР за счет прибыли и роста капитала путём выпуска новых акций. 3)Крупные горные компании (Senior Producers) – компании с ежегодным доходом от добычи более 50 млн долл. финансируют ГРР в основном за счет прибыли.

Характеристики юниорной геологоразведочной компании Роберт Кларк, директор департамента горных налогов министерства природных ресурсов Канады не производит денежной наличности (не ведет добычи); имеет минимальные оборотные средства; главные активы компании – лицензионные участки; сотрудникам компании платят из фондовых опционов; средства для геологоразведки возникают через выпуск акций; затраты на геологоразведку составляют 1-50 млн долл. в год. Билл МакГинти, работник министерства развития Севера и горной промышленности провинции Онтарио Имеет корпоративную структуру, которая обеспечивает доступ к капиталу путём выпуска ценных бумаг. Наличие профессиональных кадров в области геологоразведки и управления. Не имеют, как правило, недвижимого имущества, а ценность их акций полностью зависит от вероятности открытия на перспективном участке месторождения, имеющего промышленное значение. После открытия месторождения не занимается его разработкой И.В. Шарф30

И.В. Шарф31 Юниорная [геологоразведочная] компания – хозяйствующий субъект, как правило, мелкая компания, которая характеризуется следующими особенностями. Контроль над компанией осуществляют одно или несколько физических лиц. Компания ведет ГРР на одном или нескольких перспективных участках недр. Компания не имеет недвижимого имущества и не формирует дохода за счет других сфер деятельности (включая добычу). Основной целью компании является резкое повышение рыночной стоимости участка недр за счет повышения его перспектив или открытия месторождения и продажа участка с максимальной выгодой.

Показаны объемы геологоразведочных работ (в млн. долл.) на начальном (поиски и оценка) и завершающих (разведка месторождений) этапах воспроизводства МСБ, выполненные юниорскими ГРР-компаниями и геологоразведочными службами горнодобывающих компаний (Канада, 1998 – 2003 гг). Источник: Natural Resources Canada, 2003 ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНИОРСКИХ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ КОМПАНИЙ – НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ (ПОИСКОВО-ОЦЕНОЧНЫЕ РАБОТЫ НА НОВЫХ МАЛОИЗУЧЕННЫХ ПЛОЩАДЯХ) Объемы ГРР по этапам и стадиям (млн. долл.) Обозначение этапов и стадий ГРР: 1 – поиски и оценка; 2 – разведка месторождений. 32И.В. Шарф

Эффективность юниорского сектора в воспроизводстве МСБ весьма высока. На долю юниоров приходится 96 из 147 открытых месторождений золота в Австралии за последние 40 лет, а также примерно половина открытых месторождений серебра, меди, никеля, свинца и цинка. По количеству открытых месторождений отдельных видов полезных ископаемых, в основном высоколиквидных, юниоры не только не уступают горнодобывающих компаниям, но и превосходят их. СООТНОШЕНИЕ ОТКРЫТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ПРИХОДЯЩЕЕСЯ НА ЮНИОРСКИЙ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЙ СЕКТОР И ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫЕ СЛУЖБЫ ГОРНЫХ КОМПАНИЙ (данные за последние 40 лет, Австралия) Источник: Mineral Exploration in Australia, ABARE, И.В. Шарф

Итоги деятельности недропользователей По результатам государственной экспертизы запасов признан факт открытия 69 месторождений твердых полезных ископаемых, а за период гг месторождений. По результатам оценочных и разведочных работ получены приросты разведанных запасов, превышающие добычу из недр по углю (109%), железным рудам (172%), золоту (118%). И.В. Шарф34

Государственная экспертиза Государственная экспертиза информации о запасах полезных ископаемых осуществляется Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ГКЗ Роснедра). Организация подготовки экспертных заключений осуществляется ФБУ «ГКЗ», которое имеет свои территориальные подразделения (филиалы). В процессе экспертизы оценивается достоверность широкого комплекса геолого-экономической и проектной документации, принимаются решения о постановке запасов на государственный баланс, вовлечении месторождений в промышленное освоение, внедрения новых эффективных технологий. В 2011 году проведена экспертиза 2133 объектов. С 2004 по 2011 год количество экспертиз выросло в 16 раз, в том числе экспертиз, выполняемых территориальными подразделениями ГКЗ - в 7 раз. Государственная экспертиза является одним из эффективных элементов управления минерально-сырьевым комплексом России в части рационального и комплексного использования полезных ископаемых, повышения извлечения их из недр. Экспертиза стимулирует привлечение недропользователями новых современных, более эффективных технологий добычи и переработки полезных ископаемых И.В. Шарф35

Государственная экспертиза В 2011 году за проведение государственной экспертизы запасов в федеральный бюджет перечислено 350 млн. руб., тогда как бюджетные затраты на проведение экспертизы составили 276,2 млн. руб. В результате экспертной деятельности с 2005 по 2011 год в федеральный бюджет поступило млн. рублей при общих затратах на проведение государственной экспертизы млн. руб. И.В. Шарф36

Результаты лицензионной деятельности В 2011 году проведено 829 аукционов и конкурсов (в 2010 году было проведено 944 аукциона и конкурса). На 14% больше. Из 829 проведенных аукционов и конкурсов состоявшимися признаны 343 (41%), в т.ч. по углеводородам состоялось 72 из 244 (30%), а по твердым полезным ископаемым из 585 (46%). Основными причинами большого числа несостоявшихся аукционов являются низкая инвестиционная привлекательность выставляемых на аукционы участков недр и низкое качество заявочных материалов. И.В. Шарф37

Результаты лицензионной деятельности гг. Проведено более 5235 аукционов и конкурсов на право пользования недрами (1 802 на углеводородное сырье и 3433 на твердые полезные ископаемые). Суммарные разовые платежи по итогам аукционов и конкурсов в годах, перечисленные в федеральный бюджет, составили 366,3 млрд. руб. при бюджетном задании (прогнозе) - 272,4 млрд. руб., выполнение бюджетного задания составило 134%. Затраты федерального бюджета на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы за этот период составили 108 млрд. руб. 38И.В. Шарф

Результаты лицензионной деятельности В 2011 году количество участков недр, предоставленных для геологического изучения за счет средств недропользователей, осталось на уровне 2010 года, но при этом на 25% снизилась доля невостребованных участков, на которые не поступило заявок от недропользователей, и в 1,3 раза возросло количество участков, на которые поступило 2 и более заявки. В 2011 г. выдано 33 лицензии на право пользования недрами по факту открытия месторождений полезных ископаемых при проведении поисковых работ за счет средств недропользователей. При этом остаются неразрешенными проблемы законодательного характера, затрудняющие лицензирование недропользования первооткрывателей. И.В. Шарф39

Проблемы организационного характера весьма длительной является процедура получения решения Правительства по участкам недр федерального значения (в 2011 году выдано только 3 лицензии по участкам недр федерального значения из 4 заявок, с учетом заявок поступивших в 2010 году). Минэкономразвития России не представляется информация о ценах на большинство видов полезных ископаемых для расчета разовых платежей И.В. Шарф40

Геологическая отрасль В ходе проведения административной реформы в 2004 году Роснедрам было передано 22 предприятия и 4 учреждения (одно учреждение ликвидировано в 2007 году) из 193 предприятий и 65 учреждений, находившихся в ведении МПР России до 2000 года. Абсолютное их большинство прекратило свое существование в ходе акционирования, реорганизации, перепрофилирования и банкротства. Политика постепенной приватизации организаций геологического профиля привела к частичной утрате сведений о строении, запасах и условиях эксплуатации как действующих, так и перспективных месторождений полезных ископаемых. Таким образом, было крайне необходимо приостановить процесс акционирования предприятий геологического профиля и запретить продажу акционерных обществ геологического профиля, сохранив 100% акций в государственной собственности. Решением Правительства Российской Федерации приватизация предприятий геологической отрасли была приостановлена. И.В. Шарф41

Приоритетными направлениями работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых являются: концентрация работ в пределах ранее обоснованных центров экономического роста с использованием программно ориентированных принципов планирования; продолжение геологоразведочных работ на остродефицитные стратегические виды минерального сырья (хром, марганец, рений и др.); сохранение достигнутых темпов работ и выполнение международных обязательств по изучению Мирового океана, имеющих важное геополитическое значение. геолого-экономический анализ, переоценка имеющихся прогнозных ресурсов и кадастровая оценка участков недр с целью вычленения активной части запасов Государственного баланса. И.В. Шарф42

Планы на 2012 год В 2012 году затраты федерального бюджета на проведение работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых составят 7 млрд. руб. (при 5,5 млрд. руб. в 2011 г.). Ожидаемые приросты прогнозных ресурсов категории Р1 и Р2: уголь – 2 млрд. т железные руды – 300 млн. т медь – 2 млн. т золото – т серебро – 7 тыс. т. 43И.В. Шарф

Нормативная база принятие мер по дальнейшему совершенствованию порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения; разработка и принятие подзаконных актов, регулирующих порядок установления, изменения границ предоставленных в пользование участков недр и расчета разового платежа при таком изменении границ; создание нормативной правовой базы для геологического изучения и разработки трансграничных месторождений полезных ископаемых; внесение соответствующих изменений в земельное, лесное и водное законодательства Российской Федерации в части положений ст Закона РФ «О недрах», регламентирующих вопросы предоставления и изъятия земельных участков, лесных участков, водных объектов, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами; разработка и нормативное закрепление понятийного аппарата, используемого в законодательных и других нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере использования недр (понятия «участок недр», «месторождение полезных ископаемых» и т.д.); создание прозрачной системы санкций за нарушение условий пользования недрами и установление формализованных оснований для прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр и др. И.В. Шарф44