Креативные методы работы СТРАТЕГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ «КАРТ ИНТЕЛЛЕКТА»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ментальные карты Стандартные способы записи Текст Таблица
Advertisements

«Составление ментальных карт как способ формирования универсального учебного умения – моделирования» Двинина Светлана Васильевна учитель начальных классов.
15 апреля 2014 года Территориальная группа ЮАО ГМЦ ДОгМ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Тренинг «Формирование единого общего представления о новых образовательных результатах ФГОС ООО» Автор-разработчик: Терещенко И.Е., к.п.н.
« Использование метода интеллект–карт в образовательном процессе »
Графические способы представления информации Ментальные карты Автор презентации: Лебедева М. Б.
1 Тема 1. Введение в технологии обработки информации Лекция 2 Особенности визуального мышления.
Использование «идейных сеток» на уроке иностранного языка Новые пед.технологии.
Ментальная карта как способ визуализации мышления.
Когнитивные образовательные технологии XXI века. История появления интеллект - карты Тони Бьюзен Книга «Работай головой» (1974г.) Автор методики и организации.
Выполнила : Егорова Валентина Александровна Библиотекарь школы 338 Невского района г. Санкт - Петербурга.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
«Составление ментальных карт как способ формирования универсального учебного умения – моделирования» Рыбакова Любовь Анатольевна учитель начальных классов.
1 Государственное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальная ( коррекционная.
Техника визуального мышления ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ Позвольте мозгу мыслить естественным для него способом.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
1 Майнд-менеджмент. 2 Содержание: Актуальность вопросов майнд-менеджмента 1. Понятие интеллект-карт (mind map). История появления 2. Принципы майнд-менеджмента.
Сулейманова Алима Талхаевна МОУ «СОШ с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области»
Семинар 3 Технологии креативного мышления «Шесть шляп»
« Формирование УУД на основе использования метода интеллект– карт на уроках немецкого языка ». Учитель нем.яз. МКОУ Бродовская СОШ Колмакова О.А
Транксрипт:

Креативные методы работы СТРАТЕГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ «КАРТ ИНТЕЛЛЕКТА»

«Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум» Ларошфуко КАРТА ПАМЯТИ – ВМЕСТО СТУДЕНЧЕСКОГО КОНСПЕКТА

1.Сенсорная регистрация - хрупкое, кратковременное продолжение восприятия обеспечивает непрерывность нашего восприятия) имеет наименьшую длительность для зрительных образов, для звуковых - несколько более продолжительно, для осязательных - может длиться несколько секунд происходит бессознательно и невольно 2. Кратковременная память находится на «переднем крае» нашего сознания фокусируется по нашему желанию 3. Долговременная память долгосрочное хранилище информации, которое содержит конкретные воспоминания и различные абстрактные понятия, например систему жизненных ценностей стадии запоминания:

«Объем долговременной памяти практически не ограничен, также неограниченно и время хранения информации в ней» профессор ЛГУ Р.М. Грановская

Чтобы улучшить память, нужно научиться передавать информацию из кратковременной памяти в долговременную Память становится более богатой, гибкой, быстродействующей, если снабдить ее шаблонами, зацепками, образами, ассоциациями Необходимо создать стимул для запоминания «Человеческий мозг может вместить информацию равную миллионам томов в крупнейшей библиотеке им. Ленина» математик Дж. Нейман Правила

«Сформулировать задачу проще часто бывает намного существеннее, чем найти само решение. Постановка новых вопросов, выявление новых возможностей, взгляд на старые проблемы под иным углом зрения - все это требует творческого воображения и дает огромные преимущества в науке» Альберт Эйнштейн Хаотичность поиска и систематизация перебора вариантов

Теоретическое познание (рациональное) Метод проб и ошибок (эмпирическое познание, опытное) Мозговой штурм (коллективная работа) Синектика Метод фокальных объектов Морфологический анализ Карты интеллекта (памяти) Методы: «Величайшим изобретением XIX века стало изобретение процесса изобретения» Альфред Уайтхед, математик, философ

Схема методов поиска из книги Г.С. Альтшуллера «Поиск новых идей: от озарения к технологии»

Элементарная схема древовидной диаграммы

позволяет свободно блуждать от понятия к понятию незамкнутая структура новые идеи – в любом месте дает идеям возможность пустить корни, развиться, разветвиться наличие центральной идеи создает стержень, вокруг которого удерживаются мысли ветвистая структура позволяет мыслям свободно распространяться, записывая мысли по мере их появления, располагая сходные понятия рядом, а отдаленно связанные – разделяя логическая связь Метод грозди

Тони Бьюзен предложил новый метод работы с информацией – карты памяти (Мind map) – схематический способ представления идей, заметок ит.п. в виде радиального дерева (или паукообразной схемы). «Ключ к успеху в любой области знаний надо искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и свои мыслительные способности в частности…» Тони Бьюзен

1.Информацию трудно запомнить Простые конспекты обычно представляют собой стопку исписанных листов, внешне ничем друг от друга не отличающихся Из-за этого однообразия вы теряете остроту восприятия, следствием чего является снижение объема запомненной информации 2. Большие временные потери Сначала время расходуется на запись (со всеми вводными словами, причастными оборотами, наречиями, предлогами и т.д.), потом - на прочтение и поиск необходимой информации 3. Отсутствие творчества Мы оказываемся в ловушке - в рамках линейного представления информации Линейное мышление

Радиальное мышление мозговая клетка (нейрон) - ветвистое дерево, каждое «щупальце» похоже на ветку дерева, исходящую из центра, или ядра, клетки ветки в составе нейрона называют дендритами (определяемыми в широком смысле как «естественные древовидные структуры») наиболее крупная и длинная ветвь в нейроне, называемая аксоном, является основным каналом, по которому нейрон передает информацию Древовидная структура

относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект MIND MAP - трехмерный объект, существующий в трех измерениях: в пространстве, времени, цвете многомерное супермышление Радиальное мышление

Символика цвета «Наши неоплаченные долги игре воображения неисчислимы» Карл Юнг, психолог

Смысл использования Mind Map можно обозначить как инструмент для: - активации мышления через визуализацию - организации мышления через структурирование информации - организации мышления для быстрого запоминания - организация коллективной работы Главные преимущества ментальных карт: - возможность охватить картину в целом - возможность упорядоченно отобразить все свои мысли Смысл и преимущества MIND MAP

1.Главная тема помещается в центре листа 2.Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку 3.Слова помещаются на веточках, которые отходят от центра (главной темы) к периферии 4.К основным веткам добавляются картинки Принципы MIND MAP

Схемы построения: Андреевский флаг Лучшая стартовая форма – диагональный крест: достаточно просто и есть место для новых веток, если проклюнутся У Андреевского флага вырастает верхний луч – места много, эта ветвь может быть столь же обильной, что и предыдущие

Звезда – 5 лучей У Звезды вырастает нижний луч Если всё начиналось с Андреевского флага, то места хватает

Снежинка – 6 лучей У Снежинки вырастает один или два боковых луча Эти ветви уже существенно меньше остальных, но это обычно не мешает редко бывает, что последними рассматриваются самые сложные аспекты проблемы

Британский флаг – 8 лучей

наивысшая чистота с природой светлого начала Гете сигнальный цвет стремление к новому, к будущему энергия света творческая энергия в переносном смысле - обман, лживость, зависть и ложь К примеру: "желтая пресса" Желтый цвет

оказывает на психику человека самое сильное эмоциональное воздействие из всех цветов он самый теплый любовь, страсть, вдохновение тенденция к самореализации ассоциации: пламя, огонь основные ощущения: тепло и беспокойство отрицательное значение: агрессия, ненависть и опасность Макс Люшер - швейцарский психолог и разработчик цветового теста свойства: автономный, активный, стремящийся всем завладеть Красный цвет - это импульс к моторному действию, к борьбе Красный цвет

ассоциации: небо, море, прохлада, лёд символ: безграничные дали и бесконечные глубины способствует размышлениям выражает стремление к покою, безопасности, к гармонии может выражать связь с прошлым потребность в удовлетворении, удовлетворенности и мире часто называют цветом успешных людей в переносном значении используется в распространенных выражениях: "синий цветок" и "синий туман" (символ романтики, сказки, чудес) "голубые дали" (тяга к дальним странствиям) "синий дурман" (состояние, в котором изменяются пространство и время, в котором собственные силы переоцениваются, а реальность недооценивается)

цвет жизни цвета надежды символ процветания, достатка и стабильности автодорожный сигнал «Движение разрешено!» или «Путь свободен!» по М. Люшеру, означает «волевое усилие» и является концентрическим (означает «направленный на центр»), автономным, настойчивым символизирует самоутверждение, самоуверенность, терпение, самооценку Зеленый цвет

1.Бумагу лучше брать белую, нелинованную (желательно формата А4), лист расположить горизонтально, чтобы всё на нем уместилось. 2.Структура карты радиальная: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии. 3.Слова располагать на веточках сверху (не сбоку, не под веткой) - это делает карту более наглядной. На одной ветке только одно, максимум два слова, не нужно писать целое предложение. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации 4.Пишите печатными буквами - сэкономите время на прочтение 5.Используйте как можно больше картинок: к главным веткам и центральной теме они обязательны! Выделяйте разные ветки разными цветами: так будут лучше видны основные информационные блоки, а картинки позволят намного быстрее запомнить информацию 6.Длина ветки должна равняться длине слова - эффективно используется пространство бумаги Правила MIND MAP

Задание: Представьте ваше видение Организации, ее системы и принципов при помощи «карт памяти»!

А так проходила работа с картами памяти в группе 2г11. Экспертная оценка проводилась с использованием метода «6 шляп экспертов» Де Боно.

2Д11

2Л10

2211

2212