УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ.
Advertisements

1 Законы организации. 2 Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно.
Линейно-функциональная структура управления
Характерные черты организационных структур управления Кулагина Марина Сергеевна ДБМ-103.
Входное воздействие Преобразование входящего воздействия Результат преобразования воздействия Влияние результата на входное воздействие.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Поток 933 Абросимова Е.А.. ОРГАНИЗАЦИЯ- ЭТО: Внутренняя упорядоченность, взаимодействие частей целого, их полная согласованность, то есть организация,
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ Выполнила: Олатаева З Группа: ФА Проверила: Адибаева Ж.К. С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Менеджмент и менеджер
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Организация маркетинговой деятельности. Организация маркетинговой деятельности включает в свой состав: - построение (совершенствование) организационной.
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Организационная структура. Организационная структура - Состав, соотношение, взаимосвязь подразделений, управляющих предприятием Состав, соотношение, взаимосвязь.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
МЕНЕДЖМЕНТ «Самоуправление как метод менеджмента».
Тема 2 Организационная структура гостиницы (гостиничного предприятия)
1 1 ТЕМА 5. Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций.
Транксрипт:

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Панькова Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры философии ИСГТ

Необходимая информация - на сайте преподавателя: Сайт ТПУ ( студентам персональные сайты Панькова Н.М. Учебные материалы Управление персоналом организации МУИДЗ, Презентации, УЛМ

Лекция 2 Структура управления организации

ВОПРОСЫ: 1. Законы и принципы организации как системы 2. Структура системы управления организации

1. Законы и принципы организаций как систем Социальные системы - это целостные образования, основным элементом которых являются люди, их нормы и связи. Социальные системы, реализующие себя в производстве товаров, услуг, информации, знаний и т.п., образуют особый вид социальных систем, называемых организациями. Организация обладает свойствами системы и идентифицируется как социальная система. Характерными особенностями организаций как социальных систем является то, что в них люди осуществляют совместную деятельность с определенной целью или по заранее установленному плану. Организация - это социум, относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее установленной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация как система относится к большому классу организационных систем: она является материальной, искусственной системой, создаваемой человеком по определенному плану для удовлетворения потребностей людей. Это открытая система, активно взаимодействующая с окружающей средой и находящаяся с ней в динамическом равновесии. Равновесие поддерживается благодаря наличию входов и выходов, с помощью которых организации обмениваются со средой ресурсами и результатами деятельности. В качестве окружающей среды выступают экономические, политические и другие социальные условия, в которых работает организация. Внешние условия деятельности организации включают также конкурентную среду, которая представляет собой совокупность организации, соревнующихся за распределение ресурсов в широком смысле слова. Поэтому в такой системе предполагается наличие механизма внутреннего функционирования и механизма связи с внешней средой.

Законы организации Все социальные организации функционируют согласно универсальным законам. К их числу относятся следующие: Закон синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Синергетический эффект достигается за счет взаимного участия элементов, входящих в состав целого. Закон имеет определяющее значение для функционирования и развития организации.

Закон самосохранения: организация стремится сохранить себя и использует для этого весь свой потенциал. Основными направлениями повышения ресурса организации как реакции на внешние или внутренние воздействия являются философия и принципы деятельности организации; эффективное использование ресурсов и технологии; качество и уровень реализации маркетинга. На заданном уровне самосохранения организации помогает удержаться страхование рисков и ресурсов.

Закон развития: организация стремится достичь суммарного потенциала при прохождении всех этапов его жизненного цикла: становления, развития, и угасания. Основой эффективной реализации закона является бизнес-план. Закон информированности - упорядоченности: чем большей информацией располагает предприятие, тем оно имеет большую вероятность устойчивого функционирования.

Закон единства анализа и синтеза: каждая организация стремится настроиться на экономный режим функционирования путем постоянного изменения своей структуры или функции. Эти циклические изменения реализуются с помощью метода постепенного приближения. Закон композиции и пропорциональности: каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении. Реализация закона требует, чтобы каждая организация имела план деятельности и развития. Она должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности.

Организация как социально-экономическая система состоит из управляемой и управляющей подсистем, соединенных между собой каналами информационных связей. Каждая из этих подсистем может быть рассмотрена как самостоятельная система: производственная система организации и система управления организации. Производственная система организации представляет собой сложную динамическую систему, в состав элементов которой включаются материальные вещественные элементы и люди, а организующим началом является труд.

Исследование производственных систем может осуществляться на основе структурного и функционального подходов. Структурный или объектный подход характеризуется разделением производственной системы на составляющие ее элементы (объекты) по определенным признакам и сложившимся связям между ними. В рамках такого подхода формируется производственная структура, когда основным элементом является рабочее место, на котором выполняется производственная операция как основной элемент производственного процесса. На основе структурного подхода формируются иерархические уровни и соответственно вертикальные связи в производственной системе. Функциональный подход предлагает выделение функциональных подсистем, в основе которых лежит их роль в реализации целей системы или определенный вид деятельности.

Наибольшее применение функциональный подход получил в 70-х годах в рамках ситуационной теории менеджмента. Он дает представление об основных рычагах и механизмах, приводящих в действие систему и обеспечивающих ее сбалансированную работу в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Так, предприятие (организация) состоит из совокупности взаимосвязанных систем, каждая из которых имеет определенную функцию и действует в соответствии с задачами организации и играет важную роль в ее выживании. Несмотря на отсутствие единого подхода к функциональному структурированию организации, чаще всего его основой является ресурсный подход. Так, например, в составе организации выделяются: подсистема техники, подсистема человеческих ресурсов и подсистема управления.

2. Структура управления организацией Структура управления организацией строится на специализации сотрудников на выполнение определенных видов деятельности, разграничении полномочий, прав и сфер ответственности управленческого персонала. Разделение труда в организации осуществляется по двум направлениям: поэтапное распределение работ, начиная с поступления ресурсов из внешней среды и заканчивая передачей потребителю готового товарного продукта (горизонтальная специализация); разделение работ по уровням иерархии в организации в целом и ее отдельных частях (вертикальная специализация).

горизонтальная специализация Специализация работ в организации имеет ряд преимуществ, в частности, снижает потребность в коммуникации в процессе принятия решений, облегчает процесс формализации работы, способствует повышению производительности труда. Рост специализации работ в организации ограничен возможностями по их координации. Эта проблема разрешается путем группирования схожих работ и их исполнителей, т.е. за счет определенного организационного обособления исполнителей схожих работ. Основными направлениями специализации работ в организации является группирование работ по общности производственных ресурсов (трудовых, материальных, технических, финансовых и т.п.) или предмета управления (качество, труд и заработная плата, охрана труда и т.д.).

Горизонтальная специализация требует закрепления за каждой группой работ определенной функции управления - части процесса управления обособленной по определенному признаку. В практике управления современной организации выделяют от 10 до 25 предметно-ориентированных функций управления, для исполнения каждой из которых формируется функциональное структурное подразделение. Часть функции управления, выделенная по признаку основных функций (планирование, организовывание, мотивация, контроль, координация), определяет комплекс задач и реализуется небольшим функциональным подразделением (отдел, бюро, группа) - например, обучение персонала безопасным приемам труда обеспечивает отдел производственного обучения. В организации одновременно могут реализовываться до 200 комплексов задач.

Под задачей управления понимают совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, результатом которых является принятие управленческих решений. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как правило, несколько сотрудников аппарата управления. Операцией управления называют совокупность трудовых действий, направленных на изменение формы или содержания информации, выполняемых одним работником. Операция конкретизирует содержательную часть задачи управления, а взаимосвязь операций определяет процедуру принятия управленческого решения.

вертикальная специализация Вертикальная специализация строится в зависимости от вида организационной структуры, масштабов и сфер деятельности. В общем случае вертикальное разделение труда позволяет выделить три основных уровня управления: низший, средний и высший.

К низшему уровню управления относятся руководители, имеющие в своем подчинении преимущественно работников исполнительского труда (бригады, группы, смены, участки). Средний, самый многочисленный уровень ( % общей численности управленческого персонала) включает в себя руководителей подразделений, которые состоят из нескольких структурных единиц, включая руководителей штабных и функциональных служб управления, вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. Высший уровень - это администрация организации (3-7% управленческого персонала), осуществляющая стратегическое управление организацией в целом.

Анализируя современную ситуацию в управлении, можно утверждать, что традиционная система отношений между человеком и организацией находится в кризисном состоянии, что в свою очередь это обуславливает кризис и традиционной системы менеджмента. В индустриальном общества, а в России наиболее ярко в доперестроечном советском периоде, в сознании сотрудников организация существовала вечно и должна была существовать дольше, чем их профессиональная жизнь. Традиционно считалось, что успех конкретного человека зависит от успехов организации. Организация предоставляла сотруднику гарантированный доход и главным фактором успеха служебной карьеры служило трудоустройство в хорошую организацию на раннем этапе профессиональной деятельности. В обмен на это сотрудник проявлял максимальную лояльность к собственной организации, отдавал ей все свои силы, знания и уменья.

Организационные структуры управления Основными видами современных организационных структур являются: линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная структуры.

В линейной структуре реализуется принцип единоначалия и централизации и на каждом уровне управления предусматривается выполнение всех функций одним руководителем с полным подчинением ему всех нижестоящих подразделений. Основным недостатком линейной организационной структуры принято считать существенную протяженность информационных каналов от верхнего уровня руководства до исполнителей и, как следствие, запаздывания и искажения в передаче информации.

Линейная структура управления

Функциональная структура управления Функциональная структура основана на разделении функций управления между структурными подразделениями с подчинением функциональному руководителю всех нижестоящих подразделений. Хотя внутренняя структура подразделений строится, как правило, по линейному признаку, функциональная структура предусматривает подчинение каждого нижестоящего подразделения одновременно нескольким вышестоящим функциональным руководителям. Недостатком такой структуры является то, что в ней возможны взаимоисключающие указания разных функциональных руководителей низовым подразделениям.

Функциональная структура управления

Линейно-функциональная структура Линейно-функциональная структура реализует принцип демократического централизма, при котором подготовка и обсуждение решений производятся коллективно (коллегиально), а принятие решения и ответственность за его выполнение возложены на первого руководителя. Такая структура объединяет лучшие свойства линейной (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной (разделение труда, квалифицированная подготовка решений) структур.

Линейно-функциональная структура

Матричная структура Матричная структура получила признание при реализации целевых программ и проектов, для выполнения которых выделяются специалисты из различных структурных подразделений. Эти специалисты объединены под оперативным руководством руководителя проекта, но одновременно подчиняются функционально руководителям соответствующих функциональных подразделений. Руководители проектов подчинены непосредственно руководителю организации. Структурные подразделения при этом сохраняют свой линейный или функциональный принцип.

Важной частью матричной структуры является активное использование различного рода полуавтономных групп, которые создаются для достижения конкретной цели или решения проблемы, могут самостоятельно распределять ресурсы. организовывать трудовой процесс и формулировать направления работы. По окончанию конкретного проекта матричные группы могут быть сохранены для выполнения других задач, переукомплектованы или расформированы. Такие структуры получили широкое применение в проектно- конструкторских организациях и при формировании служб маркетинга, ориентированных одновременно и на продукт и на рынок.

Матричная структура

Задание: Объясните, в чем заключается основное отличие руководителя от специалиста? Укажите какой структуре управления соответствует система Томского политехнического университета?

Задание для самостоятельной работы: Проанализируйте высказывание Дж. Хеллера «Уловка 22»: «Где-то на самом низком уровне высокоцентрализованной организации, которой я руковожу, сидят люди, которые делают мою работу, и дело идет вполне гладко без особых усилий с моей стороны. Я полагаю, это происходит оттого, что я - хороший работник....»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!