Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: 060600 «мировая экономика», 06100 «государственное и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 9. Диалектика и метафизика.
Advertisements

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 5. Проблема бытия в ранней античной философии.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
ЛЕКЦИЯ 11 УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ 1. Определение «закон», «категория», «диалектика» 2. Диалектика – метафизика 3. Субъективная диалектика - объективная диалектика.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
План 1. Историческое развитие диалектического понимания мира. 2. Понятие диалектики. 3. Антиподы диалектики: метафизика и софистика.
Тема 1 «Введение. История и перспективы развития оценки недвижимости в России. Правовые аспекты оценки недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности:
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А. Сазонова Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 10. Общество как система.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры философии и психологии Е. В. Алексеева Тема 5. Лекция 7 Основные формы психокоррекции.
Транксрипт:

Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: «мировая экономика», «государственное и муниципальное управление» «экономика управления», «маркетинг», «бухгалтерский учет и аудит», «математические методы в экономике», «товароведение и экспертиза товаров», «налоги и налогообложение», «менеджмент организации» Диалектика и метафизика

2 Содержание Диалектика и метафизика Понятие диалектики Античная диалектика Средневековая Диалектика Диалектика Гегеля Диалектика Маркса и Энгельса Принципы, законы и категории диалектики Метафизика как учение и как метод Заключение Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература

3 Понятие диалектики Диалектика в переводе с древнегреч. означает искусство вести беседу, рассуждать Само слово диалектика впервые ввел в философию Сократ В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления

4 Понятие диалектики Виды диалектики Объективная диалектика или диалектика БЫТИЯ является учением об универсальных всеобщих принципах существования природы, общества и сознания Субъективная диалектика или диалектика МЫШЛЕНИЯ - универсальный метод познания. Самой общей формой бытия сознания является познание. Поэтому субъективная диалектика является одновременно диалектикой познания

5 Античная диалектика Стихийная диалектика древних Гераклит – «отец диалектики» Его логос – это как бы диалектический закон Вселенной, смутно угаданный закон единства и борьбы противоположностей Борьба – причина всякого возникновения «Борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости»

6 Античная диалектика Диалектика Сократа Диалектика Сократа состоит в последовательном обнаружении противоречий во взглядах собеседника и завершается знаменитым «я знаю, что я ничего не знаю» Искусство спора состоит у Сократа из 2-х принципов: 1) Разложение объекта спора на составные элементы 2) Выявление общей истины на основе частных определений «майевтика» - метод деления и уточнения понятий

7 Античная диалектика Диалектика Платона метод мышления, процесс разделения понятий на виды и объединение их в общие понятия - «род», получивший название анализ и синтез Анализ - это метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо Синтез - это метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей. Синтез это обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом Единство противоположностей у Платона объединяет Бог, существующий в идеальном мире идей

8 Античная диалектика Диалектика Аристотеля Диалектика Аристотеля воспринимается как анализ и синтез человеческих суждений, т.е. что формально правильно в высказываниях, а что нет Аристотель возражает Гераклиту, утверждая, что «невозможно, чтобы противоположные вещи вместе находились в одном и том же»

9 Античная диалектика Диалектика Аристотеля Противоположности сами по себе не существуют. Следует говорить не о живом и мертвом, а о живом или мертвом, т.е противоположности должны всегда иметь своего носителя Противоположное возможно лишь там, где есть различие Не всякое различие может перейти в противоположность. Между ними находится среднее звено – противоречие Противоположность есть взаимоисключающие стороны. Если между ними вставить среднее звено, то это будет противоречием

10 Античная диалектика Диалектика Аристотеля Основная задача диалектики Аристотеля – устранить противоречия между противоположностями в природе и сознании путем логических доказательств, для чего создает законы формальной логики – главный из них – закон непротиворечивости мышления: «Нельзя в одно и то же время сказать об одном и том же, что оно существует и не существует»

11 Средневековая диалектика Общие представления Диалектика в средние века понималась как этические противоречия между богом и дьяволом. Диалектика служила для теологии методом спора (П.Абеляр), чтобы доказать бытие бога В эпоху Возрождения диалектика существует в гуманистических идеях о божественной и земной природе человека

12 Диалектика Гегеля Учение о развитии и саморазвитии Диалектика Гегеля – это движение и развитие Духа (Идеи) Конечная цель движения духа – освобождение мышления от противоречий Развитие – это постоянное внутреннее разделение, столкновение противоположных суждений и понятий мышления, а также как рефлексия сознания о самом себе

13 Диалектика Гегеля Триада развития Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующие ступени: тезис (утверждение, форма бытия) или простое отрицание антитезис или первое диалектическое отрицание синтез или второе диалектическое отрицание Синтез есть результат взаимодействия двух противоположных тезисов, новое утверждение, которое становится тезисом, но на более высоком уровне развития Определяющей чертой диалектического отрицания является самоотрицание

14 Диалектика Гегеля Этапы перехода от одной ступени развития к другой Переход от одной ступени к другой связан с нарастанием количественных изменений в развитии (например развитие ребенка) и складывается из этапов: тождество различие противоречие (борьба между едиными тождественностью и отличием приводит к изменению (самоизменению) предмета – движению. Движение – основа развития. Развитие – высшая форма движения, это изменение как саморазвитие) противоположность (если не разрешить противоречия на третьем этапе, происходит резкий скачок к новому качественному состоянию объекта, наступает антитезис; если противоречие разрешается, то состояние объекта либо остается в прежнем состоянии, либо изменяется медленно)

15 Диалектика Гегеля Диалектика Гегеля как метод познания Диалектика Гегеля как метод познания действительности учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего

16 Диалектика Гегеля Задача диалектики Гегеля Задача диалектики Гегеля: найти законы, по которым развивается мышление и определить категории, которые составляют суть диалектического мышления

17 Диалектика Гегеля Смысл диалектики Гегеля Всё (Мировой дух, человек, предметы и явления окружающего мира, процессы) содержит в себе противоположные начала (день и ночь, тепло и холод, война и мир) Данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития)

18 Диалектика Маркса и Энгельса Диалектика Ф. Энгельса Материалистическая диалектика подразделяется на диалектический материализм (или диалектика природы Ф. Энгельса) и исторический материализм (или диалектика общественного развития К. Маркса) В работе «Диалектика природы» Энгельсу удалось доказать, что мир находится в вечном становлении, изменении и развитии

19 Диалектика Маркса и Энгельса Диалектика К. Маркса Маркс показал как происходил процесс развития общества, какие движущие силы развития, каковы мотивы поведения людей в истории. Основной принцип его диалектики - бесконечность развития

20 Принципы, законы и категории диалектики Принципы диалектики Принцип всеобщей связи (означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех предметов, явлений, процессов) Принцип системности (многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуя систему)

21 Принципы, законы и категории диалектики Принцип причинности (наличие связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы имеют внешнюю или внутреннюю причину, т.е. чем-то обусловлены. Причина порождает следствие, а связи в целом именуются причинно- следственными Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира: 1) вечность, неуничтожимость истории, мира 2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда

22 Принципы, законы и категории диалектики Особенность законов диалектики Закон – это выражение существенных, устойчивых, всеобщих, повторяемых и объективных связей и отношений предметов и явлений действительности Универсальные законы (действуют во всех сферах) Общие законы (действуют в природе или обществе) Частные законы (экономические, логические и др.) Законы диалектики относятся к универсальным законам, так как действуют в природе, обществе и мышлении

23 Принципы, законы и категории диалектики Три закона диалектики Закон единства и борьбы противоположностей (раскрывает движущие силы развития природы общества и мышления) Закон перехода количественных изменений в качественные (показывает как происходит процесс развития и изменения. Переход от одного качественного состояния к другому называется скачком) Закон отрицания отрицания (показывает в какой направленности происходит изменение и развитие) Три базовых закона диалектики отвечают на вопросы: ЧТО, КАК, КУДА?

24 Принципы, законы и категории диалектики Категории диалектики Категория - предельно общее понятие, отражающее свойства и отношения природы, общества и мышления Сущность и явление Содержание и форма Причина и следствие Единичное, особенное, всеобщее Необходимость и случайность Возможность и действительность

25 Принципы, законы и категории диалектики Сущность и явление, форма и содержание Категория сущности выражает внутренние необходимые связи и отношения предмета Категория явления отражает внешнюю форму реализации сущности и предмета Содержание есть подвижное единство необходимых, существеннейших свойств и взаимосвязей элементарных частей предметов и их комплексов Форма представляет собой внешнее существование этого единства

26 Принципы, законы и категории диалектики Причина и следствие, необходимость и случайность Причина – явление, которое порождает другое или вызывает в нем определенные изменения Следствие – порождаемое причиной явление Необходимость – внутренняя устойчивая существенная взаимосвязь предметов Случайность – есть точка пересечение необходимости

27 Принципы, законы и категории диалектики Возможность и действительность Категория возможности выражает объективные необходимые условия и тенденции возникновения и развития предмета Категория действительности отражает ступень и форму реализации возможного

28 Метафизика как учение и как метод Метафизика - это учение о сверхчувственных вечных, неделимых, неизменных началах бытия Метафизика – метод познания Метафизика стремится к однозначной, статичной и умозрительной картине мира, она отрицает развитие через противоречия

29 Заключение Диалектика развивалась как система взглядов о противоречиях мира Дихотомия материи и сознания позволяет представить диалектику как объективную и субъективную. Это дает возможность диалектике быть одновременно и учением, и методом познания. Как метод она включает в себя систему законов и категорий, выражающих процесс развития природы и мышления Противоположностью диалектическому учению и методу является метафизика. Диалектика и метафизика изучают мир в различных аспектах и взаимодополняют друг друга

30 Вопросы для самопроверки Дайте определение диалектики. В чем особенность античной и средневековой диалектики? Раскройте сущность диалектики Гегеля. Чем отличаются понятия «развитие» и «движение»? В чем заключается суть законов диалектики, их особенность и назначение? Сформулируйте основные принципы, законы и категории диалектики. Чем отличается диалектика как метод и диалектика как наука? Определите сущность метафизики.

31 Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций/ Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин, А.П. Шендерецка, И.А. Ким, Н.В. Соколюк, Н.А. Царева; Отв. Ред. Н.А. Царева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, С. 160 – 180. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: «Проспект», С. 401 – 508. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Под общей ред. И.Т. Фролова. Ч. 1. М., Философия: Учеб. пособие / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, С. 247 – 263. Мир философии. Книга для чтения. В 2 т. М., Т. 1. С. 303 – 316, 363 – 410.

32 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.