ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА ФИНАНСЫ И НАЛОГИ Предмет: «История финансов»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономические реформы в России. Этапы развития 1.Либерализация цен 2.Либерализация внешней торговли 3.Приватизация.
Advertisements

Курс ФОДК Тема 4. Финансы и финансовая система Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
1.Этапы преобразований в экономике в 1990-е г.г. 2.«Шоковая терапия» в экономике. 3.Корректировка курса реформ. 4.Финансовый кризис 1998 г. и его последствия.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
1. Необходимость и сущность финансов. Финансы как экономическая категория Необходимость и сущность финансов. Финансы как экономическая категория 2. Отличительные.
Россия 90-ых: итоги экономики.. Цель: Выявить итоги экономики 90-ых в России. Задачи: Рассмотреть доходы населения Рассмотреть внешнюю торговлю Рассмотреть.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Экономические реформы 1992 г. «Шоковая терапия» История России 20 век.
«ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Тема 4. Финансовые ресурсы. Понятие финансовых ресурсов Поскольку финансы - экономические отношения, опосредованные деньгами, под финансовыми.
Источники экономического роста в Украине после валютного кризиса 1998 года и перспективы экономического роста CASE – Центр социально-экономических исследований.
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
Валютно Финансовый механизм в современном мире 900igr.ne t.
Центральный банк России Центральный банк Российской Федерации (Банк России) главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт.
Современный этап развития России 1992 – 2000 г.г..
L/O/G/O Специфика современной антиинфляционной политики Выполнили: Анноярова К., Здота В. ДЭМ-201.
Инфляция – рост общего уровня цен в стране и переполнение в связи с этим каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей в них, появление.
Курс ФОДК Тема 2. Денежное обращение Наумова Т. С., доцент, к.э.н.
Автор: д.э.н., профессор, Белоусов В. М.. Общественные финансы охватывают ту часть денежных отношений, которая связана с распределением и перераспределением.
Транксрипт:

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА, БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА ФИНАНСЫ И НАЛОГИ Предмет: «История финансов» Руководитель: Просалова Вероника Сергеевна, старший преподаватель

ТЕМА 8. СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.

1992 г. - смена политических ориентиров в стране.

Причины перестройки экономики: разгосударствление; появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Новые виды организационно- правовых форм собственности: кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д.,

Институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды.

Признаки усиления роли финансов: Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некоторую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становится капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов; постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

Результаты структурных преобразований: значительный спад производства, безработица, социальная и политическая нестабильность, инфляция и т.п.

Состав государственных фондов: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования и другие.

1992 г. - налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему.

Перечень новых налогов: НДС, акцизы, налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог на операции с ценными бумагами и др.

Результаты давления налогового пресса: спад производства, падение инвестиций, уход от уплаты налогов, утечка капиталов, расцвет теневой экономики.

В период 1991 – 2001 г. финансовая политика формировалась под влиянием следующих факторов: 1. Начатая в 1990 г. радикализация экономических реформ в сторону создания многоукладной рыночной экономики, опирающейся на свободное предпринимательство; 2. Обострение политической борьбы по вопросу выбора пути трансформации советского общества; 3. Непредвиденный многими реформаторами распад СССР и в силу этого неподготовленность вычленения финансовой системы России из общей финансовой системы СССР; 4. Обострение финансового и в целом экономического кризиса.

Причины кризиса 1991 г. недостаточная эффективность эволюционных мер реформирования ценообразования, внешнеэкономических связей, хозрасчета предприятий.

Базовая основа финансовой и в целом экономической политики либерализация цен и внешнеэкономических связей, обеспечение конвертируемости валюты, приватизация собственности.

Главная цель финансовой политики 1992 г. - снижение темпов роста цен и инфляции.

Новый подход к бюджетным расходам - разгрузка бюджета финансирования народного хозяйства.

Новая сфера финансовой политики - межбюджетные отношения, которые требовали нормативного упорядочения.

Новые инструменты финансовых отношений - трансферты, субсидии.

Реформа доходной части бюджета - вместо преимущественно двухканальной системы платежей в бюджет была введена многоканальная система налогов.

Новый механизм финансирования бюджетного дефицита - вместо прямого заимствования средств у Центрального банка РФ возникла система государственных краткосрочных обязательств, эти долги государство стало продавать субъектам рынка, нерезидентам и населению.

В классификации бюджетных расходов появилась специальная статья - обслуживание внутреннего долга.

Введены новые финансовые учреждения: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному контролю.

Существенные изменения валютной политики: децентрализация использования валютной выручки, снижение роли доходов от внешней торговли в формировании бюджета.

Август 1998 г. - финансовый кризис в России.

Причины финансового кризиса августа 1998 г.: - отсутствие взаимосвязи целей и индикаторов финансовой политики; - нарастание внутреннего долга и его неблагоприятная структура, преобладание «коротких» денег; - неподготовленность в гг. условий для широкого допуска нерезидентов на рынок ценных бумаг; - ухудшение в гг. платежного баланса и его основы торгового баланса из-за снижения цен на нефть и газ; -

- искусственное сдерживание курса рубля, недооценка необходимости его постепенной девальвации для поощрения экспорта и улучшения платежного баланса страны; - ошибки в прогнозировании курса рубля; - отсутствие реальных мер по обеспечению продовольственной безопасности страны, сильная зависимость внутреннего рынка от импорта и конъюнктуры цен; подавляющая часть финансовых ресурсов направляется на потребление, причем небольшой группы олигархов; - недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса.;

- кризис ликвидности коммерческих банков, недоверие вкладчиков к коммерческим банкам; - несвоевременная деноминация рубля, подготовка и реализация которой породили инфляционные ожидания; - кризис в конце 1997 г. мировой финансовой системы, неустойчивость мирового фондового рынка в одном из интенсивно развивающихся регионов в Юго- Восточной Азии; - нестабильность политической ситуации, отставка правительства В. С. Черномырдина; - неподготовленность и непродуманность заявления правительства С. Кириенко о девальвации и дефолте.

Финансовый кризис 1998 г. показал, что управление экономикой осуществлялось на основе 35 индикаторов: темпы инфляции, бюджетный дефицит, денежная масса М2, курс рубля, золотовалютные резервы.

Факторы, оказавшие решающее влияние на дестабилизацию курса отечественной валюты: краткосрочный характер долговых обязательств, скоротечная либерализация фондового рынка, допуск нерезидентов на рынок ГКО.

Основное содержание и результаты финансовой политики в гг - противоречивость и некомплексность финансовых преобразований, которые свидетельствуют о том, что процесс создания новой финансовой системы еще не закончился.

Результаты исполнения федерального бюджета в конце 90-х гг г. – 77,6% 1998 г. 88,7% 1999 г. 129,9% 2000 г.- 102,6% 2001 г ,6%.

гг. - профицит федерального бюджета.

гг. - обеспечена регулярная выплата заработной платы из бюджета.

Задолженность предприятий и организаций перед своими работниками: 1998 г. - 52,6 млрд руб., 1999 г. 77,0 млрд руб, 2000 г. - 43,7 млрд руб, 2001 г. - 31,7 млрд руб.

Изменения внутренних и внешних условий социально-экономического развития: мировые цены на топливно- энергетические ресурсы, новые политическая и институциональная системы не успевали перерабатывать возрастающие информационные потоки и не всегда находились адекватные решения сложных финансово- экономических проблем.

Конец 1997 г. - август 1998 г. - финансовая ситуация развивалась в направлении, прямо противоположном прогнозным оценкам и ожиданиям правительства.