СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Методология культуры как научная дисциплина Тема 2. Структура научного исследования Тема 3. Оформление научного исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Advertisements

Психологические аспекты подготовки педагога - научного руководителя (в рамках конференции «Отечество») Киселева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент,
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Т.И. Звягина ГОУ СОШ : 644 Приморского района. Цели урока: Познакомить учащихся с основами методологического метода познания природы. Показать роль физического.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Занятие : Методы построения теории Методика научного исследования 3 курс, 5 семестр.
Лекция 2. Методология и методы как неотъемлемая часть научного исследования.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Тема 8. Математические методы исследования явлений культуры. Рекомендуемая литература: 1.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987.
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Культурология - это область гуманитарного знания, охваты - вающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Методология культуры как научная дисциплина Тема 2. Структура научного исследования Тема 3. Оформление научного исследования Тема 4. Формирование источниковой базы исследования Тема 5. Теоретико-методологическая часть исследования

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 6. Общие методы гуманитарного исследования Тема 7. Методы естественных наук в культурологическом исследовании Тема 8. Математические методы исследования явлений культуры Тема 9. Методы психологии в исследовании явлений культуры Тема 10. Методы семиотического анализа в исследовании явлений культуры

Рекомендуемая литература по курсу: 1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. – М., 1987 (или 2003). 2. Количественные методы в исторических исследованиях: Учебное пособие. – М., Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М., Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М., 2006.

Рекомендуемая литература по курсу: 5. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек. - Текст. - Семиосфера. - История. - М., Миронов Б.Н. История в цифрах. Математика в исторических исследованиях. – Л., Миронов Б.Н., Степанов З.В. Историк и математика: (Математические методы в историческом исследовании). – Л., 1975.

Тема 1. Методология культуры как научная дисциплина Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л. Уайта ( ). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук. Но западной научной общественностью термин не был принят. Культура как феномен исследуется западными специалистами в рамках социальной и культурной антропологии, социологии, структурной лингвистики, семиотики, психологии и др.

Эпистемология (от греч. epistéme – знание и logos – слово, учение) - философский термин, употребляемый для обозначения теории познания, наряду с термином гносеология. Эпистемология изучает проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследует всеобщие предпосылки познания, выявляет условия его достоверности и истинности.

Эпистемология, как и теория познания в целом, анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать полученный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

В современной философии и методологии под эпистемологией принято понимать тот раздел теории познания, которая исследует особенности и закономерности научного познания, в отличие от гносеологии, изучающей научное и вненаучное познание.

Методология (от греч. méthodos путь исследования или познания, logos –слово, учение) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.

В современной научной литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. методологию научного познания. Методология научного познания - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности

Структура методологии научного познания Методология нормативная методология дескриптивная методология предписаниянормыпорядок действий необходимые инструменты

Методологическое знание выступает в форме - предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), - описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология).

В обоих случаях основная функция методологии как знания - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта.

Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования: - его объекта, -предмета анализа, - задачи исследования (или проблемы), - совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, - формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.

Наиболее важные точки приложения методологии: - постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата) - построение предмета исследования - построение научной теории - проверка полученного результата с точки зрения его истинности

Метод (от греч. méthodos путь исследования или познания, теория, учение) - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.

В качестве метода могут выступать: система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д.

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) - определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.

Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение, от hypó - под, внизу и thésis – положение; то, что лежит в основе; причина или сущность). - в теории познания - выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо. Научная гипотеза – предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений.

Научная гипотеза должна удовлетворять трем требованиям: 1) должна быть проверяемой (верифицируемой), т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д.;

2) должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления; должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях;

первое и второе требования отличают научные гипотезы от так называеемых «рабочих» гипотез, рассчитанных только на «условное объяснение» данного явления и не претендующих на отображение «действительного положения вещей».

3) не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле первого требования, так и их отрицания. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.

Теория (греч. theoría, от theoréo - рассматриваю, исследую) - в широком смысле - комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности - объекта данной теории.

Теория - внутренне дифференцированная, но целостная система знания, которая характеризует логическую зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий - исходного базиса теории - по определённым логико-методологическим принципам и правилам.