Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: 060600 «мировая экономика», 06100 «государственное и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 15. Человек в системе восточной философии.
Advertisements

Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Л.А.Сазонова Лекция 16. Проблема смысла жизни в философии.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Древние мыслители о мире и человеке. План 1. Философско – религиозная мысль Древней Индии - Веды - Буддизм 2. Философия Древнего Китая. - Конфуцианство.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль курса «Основы светской этики»
В VI V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных.
Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Роль религии в современном мире Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием,,культурой) форм духовной культуры В современной.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 6. Концепция бытия в философии расцвета античности.
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Кафедра «Философии и психологии» Преподаватель Н.А.Царева Лекция 2. Мифология и философия.
10 класс обществознание урок 2. Рассмотреть, как проблемы обществоведческого и философского характера нашли свое отражение в древнейших учениях.
Философия Древнего Китая: Даосизм. Философские школы Др.Китая школа инь и ян, школа инь и ян, школа Конфуция, школа Конфуция, школа Моистов, школа Моистов,
Модуль Основы светской этики(поурочное планирование)
Кафедра философии и психологии ИМОСТ Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Е. В. Алексеева Гуманистическое направление психотерапии. Семейная.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Транксрипт:

Философия ИМОСТ, Кафедра философии и психологии Преподаватель Соколюк Н.В., доцент специальности: «мировая экономика», «государственное и муниципальное управление» «экономика управления», «маркетинг», «бухгалтерский учет и аудит», «математические методы в экономике», «товароведение и экспертиза товаров», «налоги и налогообложение», «менеджмент организации» Проблема человека в восточной философии

2 Содержание Проблема человека в древневосточной философии Индийская философия Конфуцианство о человеке Даосизм Моизм Легизм Заключение Вопросы для самопроверки Рекомендуемая литература

3 Индийская философия Человек в индийской философии Все представления о человеке собраны в единый свод священных индийских текстов – «Веды», созданные древнеиндийскими жрецами – брахманами С одной стороны, в ведийских текстах человек часто именуется пашу – домашним животным, поставленным в один ряд с коровами, козами и овцами С другой стороны, отмечается, что человек занимает особое место среди животных, приписывая только ему право совершать ритуалы и жертвоприношение, тем самым признавая особую связь человека с богами

4 Индийская философия Атман- Брахман Главное отличие человека от всего остального мира заключается в том, что в нем наиболее проявляется Высшее «Я» – Атман, потому что человек наделен разумностью. «Он видит и говорит о том, что познает, ведает то, что будет завтра, отличает реальный мир от нереального, стремится достичь бессмертия, хотя и смертен» Существует взаимосвязь Атмана-Брахмана с атманом, индивидуальным «я». Атман-Брахман присутствует в каждом, каждый сущностно идентичен со всеми другими

5 Индийская философия Дхарма Согласно общепринятой в Индии идее, мир создан и развивается в целях реализации морального закона – дхармы В отличие от животных, человек обладает способностью следовать дхарме, однако люди в индуизме обладают разными правами на участие в дхармическом процессе Человек обретает знание дхармы, правил совершения ритуала и приношения пожертвований опираясь на Веды, но доступ к Ведам признается лишь за представителями высших варн и каст (кастовую дискриминацию отвергали локаята, буддисты и др.)

6 Индийская философия Кто такой Пуруша? В соответствии с самым древним мифом, Пуруша - гигантский космический человек, создавший Вселенную, человека и общественный порядок (социальный статус) Пуруша является моделью космоса и одновременно человечества. Из его уст возникли жрецы – брахманы (священнослужители), из рук воинское сословие – кшатрии (состоятельные граждане, потомки бывших правителей и воинов), из бедер – торговый люд – вайшьи (земледельцы), из ступней – все остальные кастовые люди – шудры (слуги) За пределами кастового деления остаются «неприкасаемые» - самое презираемое в обществе сословие. Эти люди выполняют самые грязные общественные работы

7 Индийская философия Проблема индийского общества Проблема индийского общества состоит в том, что сословное деление поддерживается достаточно жестко, закрепляется религиозными традициями и дополняется рядом нравственно- философских понятий, имеющих принципиально важное значение для понимания человека в системе восточных общественных связей То есть, согласно Ведам, древние брахманы разделили индийское общество на четыре сословия (варны), определив для всех «имена, род деятельности (карму) и особое положение»

8 Индийская философия Кодекс поведения Идеальным поведением является строгое соблюдение кодекса «варна – ашрама – дхарма», способного обеспечить более высокий социальный статус в будущем рождении. Ашрама – представление о жизненных стадиях Первая: ученик изучает Веды под руководством наставника, поддерживает жертвенный огонь. Знание, воздержание, благочестие и подчинение – основные характеристики Вторая: домохозяин исполняет семейные обязанности (добывание средств к жизни, произведение потомства). Семья, приобретение, благочестие, любовь Третья: лесной отшельник ведет жизнь, отличающуюся воздержанием и благочестием Четвертая: нищенствующий аскет, отрекшийся от мира, не общается с людьми, хотя и живет подаянием

9 Индийская философия Критика Кармический детерминизм абсолютен С одной стороны, причастность человека к дхармическому процессу выделяет его из остального мира живого, поскольку только человек открыт для «долга», только он связан нормами и обязанностями, т.е. дхармой С другой стороны, концепция «варна – ашрама – дхарма» столь жестко регламентирует жизнь человека, что не оставляет места для свободного выбора: человек действует не как самостоятельный блюститель морали, а как «актер» с заранее расписанной для него ролью. Тормозится всякое волеизъявление, а значит и прогресс

10 Индийская философия Двойственная природа человека Человек принадлежит и миру природы, и миру духовности Человек предстает как существо незавершенное и вечно недовольное собою, что рождает в брахманизма мысль о том, что человек является существом страдающим Страдания, с одной стороны, подталкивают человека к свершению недостойных поступков, а, с другой стороны, преодоление страданий укрепляет человека нравственно

11 Индийская философия Человек и общество С одной стороны, человеку доказывается, что его место в том сословии, в котором он родился, а его предназначение состоит в исполнении (с большим старанием и прилежанием) своего жизненного долга священнослужителя, чиновника, крестьянина или слуги С другой стороны, сансара и карма создавали почву для сомнений в справедливости общественного устройства (речь шла о необходимости уравнивания людей в единых правах и избавлении от жесткой привязанности к сословию) и позволяли надеяться на изменение своего положения хотя бы в будущем, на основе личных заслуг и нравственных достоинств

12 Индийская философия Буддийская модель человека Основная идея - идею личного спасения и достижения равенства Центром философии буддизма является учение о четырех благородных истинах Первая: все существование человека неразрывно связано со страданием Вторая: причиной страдания является жажда жизни Третья: устранение причин страдания состоит в устранении жажды жизни Четвертая: существует восьмеричный путь к устранению страдания

13 Индийская философия Восьмеричный путь правильные воззрения правильные решения правильная речь правильные поступки правильный образ жизни правильные усилия правильное направление мыслей достижение высшего состояния души – нирваны (полного покоя, невозмутимости и безразличия)

14 Конфуцианство о человеке Общие положения Конфуцианство учение рационалистическое Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев Представители конфуцианства – Кун Фу- цзы (Конфуций), Мэн-цзы, Сюнь-цзы

15 Конфуцианство о человеке Конфуций Конфуций отводил Небу роль безличной объективной необходимости, судьбы, от которой человек не может уйти, не может ее преодолеть Конфуций (VI-V вв. до н.э.)

16 Конфуцианство о человеке Природа и нравственность Человек занимает срединное положение между Небом и землей, он находится на пересечении двух векторов, определяющих его поведение: природы (человек скован своими страстями и безнадежно самолюбив) и нравственности Не природные качества определяют человека, а его стремление к самоосуществлению. Согласно Конфуцию, нравственное начало первично по отношению к природному. Только возможность создавать самого себя, т.е. нравственность, возможность отличать добро от зла является специфическим признаком человека

17 Конфуцианство о человеке Идеал человека Идеал совершенного (благородного) человека (цзюнь-цзы) достигается через обучение целого ряда этических принципов. В идеале человек обладает пятью постоянствами (совершенными качествами) Принцип жэнь – человеколюбие, гуманность Принцип ли – всевозможные нормы поведения (религиозного, светского семейного), соблюдение ритуала, традиций и этикета Принцип сяо – сыновняя почтительность и уважение к старшим Принцип чжи – мудрость, знание, ум, интеллект Принцип и – долг-справедливость, каждый должен знать свое место в обществе и соизмерять обязанности с ответственностью

18 Конфуцианство о человеке Идеал общественного устройства Конфуций видел два пути достижения идеального общественного устройства 1) «Исправление имен» (чжэн мин), что означает приведение реалий общества в соответствие с традиционными нормами жизни. «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном» 2) Моральное самосовершенствование, в основе которого вышерассмотренные принципы

19 Конфуцианство о человеке Мэн-цзы о доброй природе человека Возражая Гао-цзы, который считал, что природа человека нейтральная, Мэн-цзы провозглашает тезис о прирожденной доброте человека, доказывая это тем, что всем людям от природы свойственны такие чувства как сострадание – основа человеколюбия, чувство стыда – основа справедливости, чувство уважения и почитания – основа ритуала, чувство правды и неправды – основа познания. Недоброта человека противоестественна как и движение воды вверх. Для этого нужны особые условия, например, неурожай и голод

20 Конфуцианство о человеке Сюнь-цзы о злой природе человека В отличие от Мэн-цзы, Сюнь-цзы учил, что человек от природы зол Врожденными качествами человека являются стремление к наживе и алчность, что вызывает соперничество между людьми Если бы человек был от природы добр, то не нужны были бы ни воспитание, ни ритуал, ни законы, ни долг, ни сама государственная власть.

21 Даосизм Общие положения В даосизме весьма велико мистическое начало Даосизм обращается к человеку как существу природному: его эмоциям, инстинктам Даосизм стал весьма демократичным учением, пробуждая спонтанность и естественность Представители даосизма Лао-цзы, Ян Чжу, Чжуан-цзы и др. Главный труд даосизма Даодэцзин («Книга о дао и дэ»)

22 Даосизм Основные идеи Согласно Лао-цзы, человек полностью подчинен космическому закону Дао Поведение человека должно согласовываться с природой человека и вселенной Основатель Лао-цзы (VI в. до н.э.)

23 Даосизм Этический идеал даосов Даосы не принимают этические идеалы конфуцианцев, моистов и легистов, так как они порождены обществом, отошедшим от естественного пути «дао» Главное качество человека, приводящее к полной свободе и счастью – недеяние (у вэй) – отказ от деятельности, вступающей в противоречие с естественными законами природы Задача человека познать дао (сущность и первооснова бытия)

24 Моизм Основные идеи Основатель моизма Мо ди (V в. до н.э.) Как и конфуцианцы, моисты признавали зависимость человеческой жизни от Неба, однако они отрицали судьбу, ее предопределенность В отличие от конфуцинцев с их любовью к ближним, моисты проповедовали любовь к дальним. Первую они называли «отдельной любовью», а Небо учит «всеобщей любви и взаимной выгоде». Отсутствие всеобщей любви – главная причина беспорядков. Отдельная любовь – причина «взаимной ненависти» Критическое отношение к конфуцианскому пониманию роли традиций. Слепое подражание старине, где было много злого и нелепого, не может считаться нравственным поведением, а потому следует выбирать из традиций только лучшее

25 Легизм Основные идеи Легизм – школа законников. Представители: Хань-Фэй-цзы, Шан Ян Законники конфуцианскому ритуалу «ли» противопоставляли закон «фа», и целиком отказались от методов убеждения в воспитании, т.е. от нравственного принуждения, положившись на правовое принуждение, заменив совесть страхом Человек обладает злой, агрессивной природой, которую нужно усмирять силой Человек должен ориентироваться на настоящее и помнить, что только жестокостью и наказанием можно сформировать личность - умную, волевую, жестокую и целеустремленную

26 Легизм Плюсы и минусы учения (-) Критика гуманистических ценностей (+) Положительным является то, что законники выдвинули концепцию равных возможностей, согласно которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости или по наследству

27 Заключение Индийская философия формируют образ одинокого человека, вся жизнь которого сосредоточена на внутренних психологических проблемах преодоления самого себя. Человек изолирован от общества, семьи и друзей. Его главная проблема - он сам, бегство от страданий и достижение внутренней свободы В китайской философии человек рассматривается в основном, фаталистически. Свобода человека китайской философии остается неизвестной. Он подчинен в своих деяниях либо Небу, либо условиям жизни, либо дао Вместе с тем, древневосточная философия ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека

28 Вопросы для самопроверки Какова природа человека в индийской философии? Что означают понятия карма, сансара, мокша, нирвана? Раскройте смысл буддийской модели человека. Назовите и охарактеризуйте основные нравственные принципы совершенного человека в философии Конфуция? Какова природа человека и этический идеал даоссов? В чем отличие концепции человека в конфуцианстве и доасизме? Что означают понятия «инь» и «ян»? Как соотносятся эти начала в человеке? Что означает «недеяние» в даосизме? В чем смысл «всеобщей любви и взаимной выгоды» моистов? Как решает проблему человека легизм?

29 Рекомендуемая литература Философия: Курс лекций/ Л.Д. Ерохина, А.К. Ерохин, А.П. Шендерецка, И.А. Ким, Н.В. Соколюк, Н.А. Царева; Отв. Ред. Н.А. Царева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, С. 269 – 287. Горелов А.А. Философия: Учеб. пособие. М.: Юрайт-М, С. 21 – 70. Степанянц М.Т. Восточная философия. М., Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. И отделений ун-тов. М.: Высшая школа,1981. С. 27 – 91. Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, С. 36 – 60.

30 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.