Лекция 14 ЧЕЛОВЕК В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Лекцию подготовила Шендерецка А.П., к.ф.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Advertisements

ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. Природа и сущность человека.
Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОПРОСЫ Понятие личности. Понятие личности. Структура личности. Структура личности. Основные направления.
Презентация на тему: Индивид.Индивидуальность. Личность. Выполнила: Бирюкова Алёна 10 класс.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Общая персонология (лат. persona - особа, личность, маска; греч. λόγος слово, мысль, смысл)- наука о личности Поле существования и развития общей персонологии.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. План урока. 1.Биологическое и социальное в человеке. 2. ?
Индивид, индивидуальность, личность. ЛИЧНОСТЬ: ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ЕЕ ТРАКТОВКЕ. 1) антропологический; 2) социологический; 3) персоналистический.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Презентация Выполнил: Амиржаев Т. (ТС в АПК – 21) Проверил: доцент Гефнер О.В.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
ТЕМА: Современные зарубежные концепции воспитания План: 1.НЕОТОМИЗМ 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 3. ПРАГМАТИЗМ 4. БИХЕВИОРИЗМ 5.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Литература:
Психология личности: Базовые понятия.. Каково соотношение базовых понятий: индивид, личность, субъект, индивидуальность?
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
ТЕМА 1. НРАВСТВЕННАЯ И ДУХОВНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДИСЦИПЛИНА - СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ ( – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ.
Транксрипт:

Лекция 14 ЧЕЛОВЕК В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Лекцию подготовила Шендерецка А.П., к.ф.н., профессор

ПЛАН Постановка проблемы человека в европейской философии. Человек в биологическом измерении. Социально-социологический подход к изучению человека. Проблема человеческого бытия в современной философской антропологии.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ В классической философии философии присутствует стремление уловить постоянную субстанцию человечности, понимаемую чаще всего, либо: А) совокупность природных качеств (человеческая природа), Б) как разум, сформированный социальными требованиями и интеллектуальными возможностями личности (социальная сущность человека).

СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Субстанциональный подход признает доминирование природных начал в человеке. Он представляет человека в качестве натурализованного субъекта, ориентированного на собственное тело и руководствующегося в своей жизни собственными чувствами и эмоциями.

АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ Древние эллины учили развивать телесные возможности. Они придавали красоте тела особое значение. В то же время эллины подчеркивали, что красота тела должна соответствовать красоте духа.

УЧЕНИЕ ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ (греческий эпикуреизм и киренаики) Существенный признак человека состоит в его способности различения удовольствия и неудовольствия. Задача: к удовольствию надо стремиться, а неудовольствий избегать как того требует природа человека. Высшей ценностью называется сама жизнь в ее позитивных чувственных проявлениях. Эпикур

ПОИСК ГАРМОНИИ ТЕЛЕСНОГО И РАЗУМНОГО В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ Огромное значение греки придают категории «мера». Мера создает гармонию в сочетании тела как природного объекта и души, - объекта сформированного воспитанием и личными волевыми усилиями. Человек сам становится «мерой всех вещей». Протагор

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ Человек имеет две природы: духовную, данную Богом (бессмертная душа) и биологическую (смертную), приобретенную самим человеком. Человеческая природа рассматривалась в Средневековье как зло, которое надо всячески уничтожать.

ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Человеческая природа и тело рассматриваются как Божественный дар. Уважение к природе человека стало частью гуманизма эпохи Возрождения, формой самоутверждения индивида в многогранности его внутренних сил и жизненных проявлений. Рафаэль

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Человек как божественное творение обладает качествами, составляющими его природную сущность: способность к творчеству, индивидуальная свобода, безграничная возможность собственного творения, героизм, титанизм, выражающие мощь природы, и человека как высшего существа. Портрет Цезаря Борджиа

ПРОТИВОРЕЧИЯ ГУМАНИЗМА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Признание за каждым человеком природного права быть свободным, творческим и телесным создавало основу для вседозволенности и открывало путь к беспредельному эгоизму и индивидуализму как принципу поведения. Бог понимается как необходимый нравственный барьер, переступить через который, значит отрицать права другого человека быть божественным.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ XVII–XVIII Антропологической парадигмой Нового времени был механицизм. Механистическая антропология покончила природным хаосом в понимании человека. Механистическая антропология признала существование естественных природных законов, определяющих социальное поведение человека. Человек в концепции Нового времени предстает как некий самостоятельный атом, жизнь которого определяется механическими законами природы.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ XVII–XVIII Два подхода к определению природных законов антропологии Нового времени Природные качества Агрессивность (Гоббс) Доброта (Хатчесон. Руссо)

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Человек рассматривается как исторически изменчивое существо. «Человек есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс). Духовные качества человека меняются в зависимости от времени и окружающей среды. Человек есть то, что представляют собою его нравственные и духовные качества.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Попытка понять человека только как существо природное или социальное и в этом смысле как существо постоянное обречена на провал. Рассмотрение человека в единстве биологических и социальных начал не создает законченной картины его сущности и природы.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Структура личности Зигмунд Фрейд Личность («сверх-Я») Сознание («Я») Бессознательное («Оно»)

ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА Бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа. Человек, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями (либидо). Либидо обусловливает собой творческую активность человека во всех сферах деятельности. Бессознательное может функционировать двумя способами: а) путем «сублимации» (перевода энергии в другой вид деятельности) и б) «вытеснения» влечений в самые дальние уголки психики, накладывая на них жестокий запрет. Вытеснение становится источником отрицательной энергии и агрессивности.

ДЕФИНИЦИИ Индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода, с сохранением присущих единому целому свойств и качеств. Говоря об индивиде, мы, прежде всего, выделяем его биологические свойства. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Это понятие указывает на необычность человеческого существа. Личность - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ХХ ВЕКА Центром антропологической философии XX в. является онтология человека. Центром «новой онтологии» становится духовно-психический феномен (сознание и бессознательное), взятый в неразрывном единстве с человеческим бытием. Бытие человека многопланово и противоречиво: бесконечность возможностей и ограниченность их реализации. Самопознание – цель и метод философской антропологии ХХ века.

СТРУКТУРНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (Николай Гартман) Бытие наслаивается друг на друга, Обнаружить его сложно, так как оно постоянно меняется. ученые лишь препарируют действительность согласно своему усмотрению. Подлинное бытие обнаруживает себя в форме «онтологического шока», возникающим при столкновении человека с миром, при обнаружении границы наших возможностей.

ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ Экзистенция - это человеческое «Я», которое означает, что человек созидает сам себя не по заранее заданному плану, а самостоятельно, в своем собственном внутреннем мире. Экзистенция личности понимается как процесс самопроектирования, самоинтерграции, саморефлексии, возникающий в рамках общения «я» с «другим».

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ Сущность человеческого бытия нельзя выразить отвлеченными понятиями. Необходимо живое, трепетное понимание жизни, выявляемое через поток сознания человека, его переживания, неповторимые чувства, т.е. специфические душевные состояния. М. Хайдеггер

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Человек не поддается теоретическому определению т.к. изначально он собой ничего не представляет. Личность развивается на основе существующих в культуре законах, традициях, правилах, общественных представлениях. Процесс освоения социально- культурного наследия называется социализацией. Карл Ясперс

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Множество определений человека позволяет сделать вывод, что необычность человека во многом обусловлена его прорывом из природного мира в мир социальный. Именно в обществе человек становится личностью. Но вместе с тем, именно человек разрушает постоянно социальные связи в попытке создания собственного духовного мира и утверждения своего собственного смыслового бытия.