Природа СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР Цели урока: сформировать знания о значении слуха в жизни человека; рассмотреть строение и функции наружного, среднего и внутреннего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключ к тесту IIIIIIIVVVIVII природа СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР урок биологии 8 класс.
Advertisements

Работа выполнена Учеником 8 А Кузовихиным Андреем Вперёд.
«Физиология я слухового анализатора». природа СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР.
Слуховой анализатор. Составные части анализатора 1) Периферическая – происходит рецепция или восприятие 2) Промежуточная – проводящие пути и подкорковые.
Сучков Н.И. Тема: Орган слуха и равновесия. Задачи: 1.Изучить особенности строения и работу слухового анализатора; 2.Изучить особенности строения и работу.
Пименов А.В. Тема: Орган слуха и равновесия. Задачи: 1.Изучить особенности строения и работу слухового анализатора; 2.Изучить особенности строения и работу.
АНАЛИЗАТОРЫ Органы слуха и равновесия. Раздражители звуки гравитационное воздействие угловые ускорения (при вращении головы) вибрация.
Вторым по значимости органом чувств является орган слуха, дающий возможность общения с внешним миром. Благодаря органу слуха человек может слышать самые.
Тест по биологии (8 класс) по теме: Тестирование "Орган слуха и равновесия"
Интерактивный электронный плакат «Строение и функции уха» Чухрий В.В., учитель биологии МОУ СОШ 9, г. Буй, Костромская область.
Презентацию подготовил учитель биологии МОУ « Прибрежная ООШ» Терехова Оксана Ивановна.
Костный лабиринт состоит из: * преддверия * улитки улитки * полукружных каналов полукружных каналов.
Слуховой анализатор.. Цель: Изучить строение и функции органа слуха и его частей.Цель: Изучить строение и функции органа слуха и его частей.
Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.
Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: 1) громкость, которая.
Анализаторы Органы слуха и равновесия. Биология. 8 класс.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ОСНОВНОЙ АППАРАТ СЛУХА У ЧЕЛОВЕКА.
СЛУХ Слух способность биологических организмов воспринимать звуки органами слуха; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями.
Презентацию подготовила учитель биологии МКОУ «СОШ а.Жако» Мешезова И.Х.
Транксрипт:

природа

СЛУХОВОЙ АНАЛИЗАТОР

Цели урока: сформировать знания о значении слуха в жизни человека; рассмотреть строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; сформировать навыки гигиены слуха.

Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить. Арабское изречение

Строение слухового анализатора Строение слухового анализатора Слуховой рецептор Слуховой нерв Слуховая зона ( височная доля) коры больших полушарий

Части уха: Наружное ухо: Наружное ухо: Ушная раковина Ушная раковина Наружный слуховой проход Наружный слуховой проход Барабанная перепонка Барабанная перепонка Среднее ухо: Среднее ухо: Слуховые косточки Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) Евстахиевы трубы Евстахиевы трубы Внутреннее ухо: Внутреннее ухо: Овальное окно; улитка, Овальное окно; улитка, заполненная жидкостью; слуховые рецепторы Вестибулярный аппарат Вестибулярный аппарат

Наружное ухо звукопроводящая часть органа слуха состоит из ушной раковины, улавливающей звуковые колебания, и наружного слухового прохода, по которому звуковые волны направляются к барабанной перепонке. Ушная раковина представляет собой хрящевую пластинку, покрытую надхрящницей и кожей; нижняя ее часть мочка лишена хряща и содержит жировую клетчатку. Ушная раковина богато иннервирована: к ней подходят ветви большого ушного, ушно-височного и блуждающего нервов. Эти нервные коммуникации связывают ее с глубокими структурами головного мозга, регулирующими деятельность внутренних органов. К ушной раковине подходят и мышцы: поднимающая, двигающая вперед, оттягивающая назад, но все они носят рудиментарный характер, и человек, как правило, не может активно двигать ушной раковиной, улавливая звуковые колебания, как это делают, например, животные. Из ушной раковины звуковая волна попадает в наружный слуховой проход длиной 2Э сантиметра и диаметром около сантиметра. На всем протяжении он покрыт кожей. В ее толще залегают сальные железы, а также серные, выделяющие ушную серу Наружное ухо Назад

Среднее ухо (отделено от наружного барабанной перепонкой, образованной соединительной тканью. Барабанная перепонка служит наружной стенкой (а всего стенок шесть) узкой вертикальной камеры барабанной полости. Эта полость является основной частью среднего уха человека; в ней находится цепочка из трех миниатюрных слуховых косточек, подвижно соединенных между собой суставами. Цепочку поддерживают в состоянии некоторого напряжения две очень маленькие мышцы. Первая из трех косточек молоточек сращена с барабанной перепонкой. Колебания перепонки, возникающие под действием звуковых волн. передаются молоточку, от него второй косточке наковальне, а затем третьей стремени. Основание стремени подвижно вставлено в окошко овальной формы, "вырезанное" на внутренней стенке барабанной полости. Эта стенка (ее называют лабиринтной) отделяет барабанную полость от внутреннего уха. Помимо окна, прикрываемого основанием стремени, в стенке есть еще одно круглое отверстие окно улитки, закрытое тонкой перепонкой. В толще лабиринтной стенки проходит лицевой нерв. К среднему уху относится также слуховая, или евстахиева, труба. соединяющая барабанную полость и носоглоткой. Через эту трубу длиной 3,5 4.5 сантиметра давление воздуха в барабанной полости уравновешивается с атмосферным давлением. Среднее ухо

Внутреннее ухо как часть органа слуха представлено преддверием и улиткой. Преддверие миниатюрная костная камера спереди переходит в улитку тонкостенную костную трубку, закрученную в спираль. Эта трубка делает два с половиной завитка вокруг костного осевого стержня, постепенно суживаясь к верхушке. По форме она очень напоминает виноградную улитку (отсюда и название). Высота от основания улитки до ее верхушки составляет 4 5 миллиметров. Полость улитки разделена на три самостоятельных канала спиральным костным выступом и соединительнотканой мембраной. Внутреннее ухо Верхний канал, сообщающийся с преддверием, называют лестницей преддверия, нижний канал, или барабанная лестница. достигает стенки барабанной полости и упирается прямо в круглое окно, закрытое перепонкой. Эти два канала сообщаются между собой через узкое отверстие в области верхушки улитки, Они заполнены специфической жидкостью перилимфой. которая под действием звука колеблется. Сначала от толчков стремени начинает колебаться перилимфа, заполняющая лестницу преддверия, а затем через отверстие в области -верхушки волна колебаний передается перилимфе барабанной лестницы.

И уже под ее воздействием начинают вибрировать коллагеновые волокна основной мембраны, выступающей в просвет перепончатого канала. На этой мембране расположен собственно рецепторный аппарат слухового анализатора слуховой, или кортиев орган. В рецепторных волосковых клетках аппарата физическая энергия звуковых колебаний преобразуется в нервные импульсы. К волосковым клеткам подходят чувствительные окончания слухового нерва, которые воспринимают информацию о звуке и по нервным волокнам передают ее дальше, в слуховые центры головного мозга. Высший слуховой центр расположен в височной доле коры больших полушарий: здесь осуществляется анализ и синтез звуковых сигналов. Третий, перепончатый канал, образованный соединительнотканной мембраной, как бы вставлен в костный лабиринт улитки и повторяет его по форме. Он тоже заполнен жидкостью эндолимфой. Мягкие стенки перепончатого канала очень чутко реагируют на колебания перилимфы и передают их эндолимфе.

I. Наружное ухо: 1.Ушная раковина 2.Слуховой проход II.Средние ухо: 1.Барабанная перепонка 2.Молоточек 3.Наковальня 4.Стремени 5.Естественная труба 6.Тонкостенная костная трубка 7.Лестница преддверья III.Внутренние ухо: 1.Барабанная лестница 2.Перепончатый канал 3.Кортиев орган К тестам

Строение органа слуха 1.Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий. 2.Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий. 1 орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью 2 орган равновесия состоит из трех полукружных каналов Внутреннее ухо Проводят и усиливают звуковые колебания. Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке. 1 слуховые косточки: -молоточек,-наковальня,-стремечко; 2 евстахиева труба Среднее ухо Улавливает звук и направляет его в слуховой проход. Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу. Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки. 1 ушная раковина 2 наружный слуховой проход 3 барабанная перепонка Наружное ухо ФункцииСтроение Отделы органа слуха

Звуковая волна Барабанную перепонку Слуховые косточки Мембрану овального окна (внутреннее ухо) Жидкость в улитке Основную мембрану Рецепторные клетки с волосками Покровной мембраны Нервный импульс Головной мозг Прохождение звуковой волны колеблет стремечко колеблет касаются возникает передается

Гигиена слуха 1. Не чистите уши спичками, вязальными спицами. 2. Защищайте уши от сильного шума. 3. Если уши заболели, обратитесь к врачу. 4. Каждое утро разминайте ушную раковину. 5. Слушайте спокойную музыку.

Согласны ли вы, что: 1. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины. 2. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания. 3.Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой. 4.Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом. 5. Ухо состоит из двух отделов. 6. Полость внутреннего уха заполнена жидкостью. 7. Слуховая зона находится в височной доле коры больших полушарий. нет да

Оценка за урок Если вы набрали: баллов – оценка «9-10» баллов – оценка «6-7-8» баллов – оценка «3-5» меньше 11 баллов - повторите данную тему и проанализируйте задания, которые вызвали у вас затруднения.

Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить. Арабское изречение

Домашнее задание 1. Составьте кроссворд на тему «Слух». 2. Определите чувствительность слуха (выполните задание в учебнике на стр. 217). 3. Прочитайте в учебнике § 74, ответьте на вопросы.

Мелодия урока Урок был интересен. Он был полезен для меня. Я удовлетворен уроком, но я не проявил достаточной активности на нем. Урок принес мне мало пользы.

Учитель биологии и химии муниципального общеобразовательного учреждения « Средняя общеобразовательная школа 19 » г. Мичуринска – наукограда РФ Тамбовской области С.А.Головкина