Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников Портал «О детстве» Конкурсмоя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все.
Advertisements

Использование мнемотаблиц, схем в художественно - речевом развитии дошкольников Подготовила Воспитатель МКДОУ 2 п.Дубна Минайчева Л.М.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому.
Выполнила: Аксёнова Инна Алексеевна Воспитатель высшей категории МДОУ ЦРР д/с 25 М НЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.
Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Сятчихина М. Г. МАДОУ «Детский сад 404» г. Пермь 2014.
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Для детей младшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад 62 Калининского района СПб Воспитатель: Племянник Лариса Николаевна 2015 год.
МКДОУ 4 « РОСИНКА » МАСТЕР - КЛАСС ТЕМА : « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ И МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. БОУ «Фроловская основная общеобразовательная школа» воспитатель I квалификационной категории Зорина.
Выполнила: Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Стеклова Татьяна Борисовна.
МБДОУ детский сад 32 «Росинка» общеразвивающего вида ЩМР МО «Использование мнемотаблиц, схем в познавательно- речевом развитии дошкольников» Семинар –
Моделирование сказок. ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у.
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказкой посредством мнемотехники. Петрова М.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колобок»
Использование метода мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Воспитатель Дёмина С. М. Киселёвск 2012 год.
« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Мастер –класс для педагогов. Воспитатель I категории Федосова Лилия Владимировна 2014 г.Обь.
МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка. Ивантеевский район. Саратовской области. «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии детей»
Консультация для педагогов. Воспитатель Петрова С. В. МБДОУ детский сад 52 « Ласточка » 2012 год.
МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ. Крысанова Ангелина Викторовна Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад 12» КГО 1 квалификационная категория.
Консультация для педагогов. Учитель-дефектолог Хамчук С.В. Ясли-сад 77 г. Гродно 2012.
Транксрипт:

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно - речевом развитии дошкольников Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов; Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Составление рассказа по мнемотаблицам. 1.Рассматривание мнемодорожек. 2.Составление предложений по мнемодорожкам. 3.Рассматривание мнемотаблиц. 4. Составление рассказа воспитателем. 5.Составление рассказа детьми. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Пересказ рассказа. 1.Чтение воспитателем текста и демонстрация картинок. 2.Ответы на вопросы по содержанию( языковой разбор текста). 3.Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы. 4.Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу. 5.Коллективный пересказ. 6.Самостоятельный пересказ текста. 7.Анализ самостоятельных пересказов детей Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Этапы работы над стихотворением Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу. Конкурсмоя педагогическая инициатива Портал «О детстве»

Обучение рассказыванию с элементами творчества. При обучении детей с общим недоразвитием речи составлению рассказов с элементами творчества решаются следующее основные задачи: Формирование умения составлять план будущего рассказа. Актуализация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем. Развитие словесно-логического мышления. Развитие воссоздающего и творческого воображения. Этапы: 1.Воспитатель читает детям начало рассказа. 2.В вопросно-ответной форме проводится разбор содержания рассказа. 3.Совместно с детьми составляется мнемосхема рассказа. Последняя ячейка мнемосхемы представлена в виде вопроса (?) 4.Текст читается еще раз с опорой на мнемотаблицу. Предлагается несколько вариантов возможного продолжения в соответствие с данной сюжетной ситуацией. 5.Придумывание продолжения рассказа детьми по одному из предложенных вариантов. 6.Анализ детских рассказов. Обучение составлению рассказов на заданную тему является наиболее сложным и проводится на заключительном этапе работы. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве»

Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве»

Портал «О детстве»

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Индивидуальная работа по опорным картинкам. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Пересказ рассказа Здравствуй, зимушка-зима! 1.Чтение воспитателем текста и демонстрация опорных картинок. Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой! 2. Ответы на вопросы по содержанию. Вопросы: Какое наступило время года? Где лежит снег? Какой снег? Какая погода на улице? Куда пошли дети? Как они оделись? Что делали дети на прогулке? Нравиться ли детям гулять зимой? 3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ. 4. Пересказ текста ребёнком своими словами. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Работа с мнемотаблицей на слово зима. 1. Рассматривание мнемотаблицы 2. Перекодирование информации У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки 3. Воспроизведение таблицы по памяти. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.. 1. Рассматривание мнемодорожек. Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах. Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

В домах зимой топят печи. В небо идёт дым. Люди зимой делают кормушки для птиц. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик. Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

3. Рассматривание мнемотаблицы. 4. Составление рассказа о зиме воспитателем. Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Н.Нищева Ёлочка Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг! И с подарками мешок Выпал прямо на снежок! Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Дед Мороз. Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам ёлочку принёс, А на ней фонарики, Золотые шарики, Дед Мороз, Дед Мороз, Деткам сладости принёс, Вафли ароматные И конфеты мятные. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Работа с мнемотаблицей на слово весна. 1. Перекодирование информации по данной таблице. Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из- под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы. 2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Заучивание стихотворения Весна – красна. Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме. ^ Весна – красна Ты, весна, весна - красна, Что с собою принесла? Принесла я для лугов Покрывало из цветов. Принесла для ёлки Новые иголки. Для осины и берёз Свежих листьев целые воз. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Пересказ рассказа Весна в окно стучится по мнемосхеме. Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста: Что делает весной солнце? Как солнце весной светит и греет? Что делают ручьи? Какие изменения происходят на реках? Что такое проталины? Как называются самые первые цветы? Что сделали насекомые? Что можно сказать про вербу? 3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ текста детьми своими словами.. 1.Чтение текста воспитателем и демонстрация мнемотаблицы. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Составление рассказа-описания Весна – красна по мнемотаблице. 1.Рассматривание мнемодорожек. 2.Составление предложений по мнемодорожкам. Весной солнце часто появляется на голубом небе. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи. Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

4.Составление рассказа о весне воспитателем. Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники. 5.Составление рассказа детьми. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Материалы для развития памяти, речи и заучивания стихотворений В нашем детском саду – маленькие столики. В нашем детском саду – голуби и кролики. В нашем детском саду – песенки и сказки. В нашем детском саду – кубики и краски. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Посмотрите - в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрёшки, медвежата! Все на полочках сидят, С нами поиграть хотят! Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят. Два медведя, Буратино и весёлый Чипполино, И котенок и слоненок. 1,2,3,4,5- Помогаем нашей Кати мы игрушки сосчитать. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

В огород пойдём, урожай соберём. натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты, Круглый, сочный.очень вкусный, Щавеля нарвем немножко. И вернемся по дорожке. Мы морковки Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

БЕГАЛ ЗАЙКА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ, Сделать дом ему не лень. Да боится, что в домишко Заберется лапой мишка Серый волк или лиса- Лучше бегать по лесам Дом у зайки под кустом. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Ходит-бродит по лужку Рыжая корова. Даст она нам к вечерку Молока парного. Саше, Маше и Маринке – Будет всем по полной крынке. Всем попить достанется. И коту останется. Портал «О детстве»

В своей работе я использую различные дидактические игры и пособия по обучению грамоте,например: 1. Пособие Где звук?. Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.. 2. Игра Феи Звуков. Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий гласный -согласный твердый/мягкий звук. Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание. Например, характеристика первого звука в слове: ребенок называет предложенную картинку называет первый звук в названии изображенного предмета определяет первый звук гласный или согласный отдает картинку Фее (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т.д.) 3. Пособие Звуковой анализ слов. Цель пособия – упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в дифференциации звуков. Пособие состоит из демонстрационного и раздаточного материала, фишек (синие -согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий звук и красный – гласный звук). В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, я использую Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твердый, звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с колокольчиком – Согласный Твердый Звонкий, и т.д 4.Игра «Телеграфисты».(В-ль проговаривает предложение,а дети выкладывают при помощи фишек это предложение) Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

В своей работе я использую ребусы. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму - он показывает, а ребёнок образовывает нужное словосслово. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Применять модельные схемы можно и в других видах деятельности. Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщённый образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удалаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Используемая литература: Л.Н. Ефименкова Формирование речи у дошкольников, 1985г.; Т. Ткаченко - журнал Дошкольное воспитание 10, 1990г; В.П. Глухов О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР, Дефектология, 1990; Войкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. Болынева Т.В. Учимся по сказке. Ткаченко Т.А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Венгер Л. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. – – 3. Портал «О детстве» Конкурсмоя педагогическая инициатива-2012

Спасибо за внимание. Конкурсмоя педагогическая инициатива Портал «О детстве»