Модель управления развитием системы оценки качества общего образования (общественно-профессиональное обсуждение) Воронцов А.Б. 26 ноября 2011 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Индексный подход как инструмент институциональных изменений в региональных и муниципальных образовательных системах» Руководитель проекта - А.А. Попов.
Advertisements

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Краснодар 2012 Департамент образования и науки Краснодарского края ГКУ Краснодарского края Центр.
Новое качество образования. Вызовы 21 века.. 1. Необходимость в новом качестве образования Правительство РФ «делает ставку» на инновационный вектор развития.
Г. Канск, Северный м-он 29, тел. код (39161) ,39901,
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Основная образовательная программа как объект управления : опыт образовательных учреждений Омской Области Ю. А. Бурдельная, зав. каф. управления и экономики.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Проектирование систем оценивания достижения планируемых результатов Кейс 2. Инструментарий. Параметры инструментария. Механизмы применения и изменения.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Модернизация системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
«Развитие региональной системы оценки качества образования» г. Горно-Алтайск 29 марта 2008г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект) Овечкина Т.А., заведующий «Института детства» СПб АППО.
Выбор оптимального типа образовательного учреждения и процедура смены типа образовательного учреждения, оптимизация структуры сети МАОУ гимназия
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Система оценки качества образования в МБОУ СОШ 31 имени Героев Свири «Образование – величайшее благо мира, если оно наивысшего качества. В противном случае.
Методика оценки эффективности образовательной деятельности в рамках проекта «Политехническая школа»
Модернизация региональной системы оценки качества образования в условиях введения нового ФГОС НОО Чистякова В.А., директор ГУ РА «РЦОКО»
Санкт-Петербург Городской семинар директоров ИМЦ.
Результаты обсуждения государственного стандарта общего образования с использованием опыта реализации КПМО г.Нальчик, 11 октября 2008г.
Транксрипт:

Модель управления развитием системы оценки качества общего образования (общественно-профессиональное обсуждение) Воронцов А.Б. 26 ноября 2011 года

Концепция СОКО основа для создания модели управления развитием СОКО ВремяОрган принятия решенияСодержание документа 1837 годМинистерством народного просвещения 1" - слабые успехи; "2" - посредственные; "З" - достаточные; "4" - хорошие; "5" -отличные годНародный комиссариат просвещения постановлением "Об отмене отметок", подписанным А.В Луначарским Перевод из класса в класс и выпускное свидетельство производились на основании "успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы" годсовместное постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) "отлично", "хорошо", "посредственно", "плохо", "очень плохо» 1944 годпостановлением СНК РСФСР форма цифр «5», «4» и т.д годЗакон «Об образовании»Ст.15 п.3 – передача школе систему оценивания (не работает, только 5% школ) 2009 годРособрнадзор Пятибалльная и стобалльная шкала ЕГЭ ???Нет нормативного акта типа 1944 года

Основные проблемы ФГОС ОО сформулировал только требования к результатам. Образовательные результаты развернуты только в примерной ООП (ненормативный документ) не определена специфика каждой ступени школьного образования в общей системе оценки качества; современные модели обучения и устаревшая система оценивания; существующие КИМы не соответствуют современным образовательным результатам; деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, не координируются; затратные механизмы по сбору, обработки и анализу собираемой информации; отсутствие квалифицированных кадров в области оценки качества образования

Основные проектные идеи концепции и модели управления Нормативно-правовой блок – ОСОКО – должна стать нормативным документом на уровне ФГОС. Внесение поправка в новый Закон «Об образовании» - понятие «качества образования» Методологический блок - ОСОКО – компактное описание образовательных результатов, оценочных процедур, требований к инструментарию -Социально-финансовый, социально-экономический блок ОСОКО – межотраслевая система связь качества образования с социально-экономическими и финансовыми ресурсами -Организационно-управленческий блок ОСОКО – описание особых территориальных структур и взаимосвязей между ними

«Качество образования» Структура качества образования Состояние институциональных форм организации практики образования Состояние средств образовательной деятельности Состояние оценивания личных достижений ученика Требования современных цивилизационных вызовов Конкурентоспосо- бность Требования современной социально- экономической ситуации Эффективность Требования современной социо-культурной ситуации Достоверность Таблица 1 «Объекты качества образования» Образование рассматривается как сфера для стратегических инвестиций в развитие человеческого и социального потенциала

«Управление качеством образования» Таблицы 2. «Объекты управления качеством образования» Управление качеством образования обеспечивает системные изменения отрасли образования в направлении становления ее как сферы, благоприятную для стратегических инвестиций в развитие человеческого и социального потенциала Компоненты структуры управления качеством Изменение институциональных форм организации практики образования Изменение средств образовательной деятельности Изменение процедур оценивания личных достижений ученика Требования современных цивилизационных вызовов Нормы и регламенты изменения конкуренто- способности Требования современной социально- экономической ситуации Нормы и регламенты изменения эффективности Требования современной социо- культурной ситуации Нормы и регламенты изменения достоверности

Что определяет «качество образования»? Качество образования – это особое знание, включающее в себя: описание условий, позволяющее отобразить степень конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования описание образовательных программ, позволяющее отобразить степень эффективности используемых средств образовательной деятельности; описание образовательных результатов, позволяющее отобразить степень достоверности оценивания личных достижений ученика, позволяющих им успешно социализироваться в современном мире.

Итак, «качество образование»… Качество образования существует в пространстве рефлексии процессов измерения и оценки состояния сферы образования. Качество образования в пространстве рефлексии как особое знание «возникает в момент производства» содержательных суждений про степень: конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования; эффективности используемых средств образовательной деятельности; достоверности процедур оценивания личных достижений ученика

Нормы и регламенты изменений Требования условия результат программа Схема метода управления системой оценки качества образования три вложенных топа: системы «условия – программа – результат», набора требований к отдельным компонентам этой системы и, наконец, свода норм и регламентов изменений, обеспечивающих обоснованный рост показателей, характеризующих состояние этих компонентов.

Матрица модели системы оценки качества образования

Расчет интегрального показателя качества деятельности образовательной системы Базовые понятия - «индикатор», «показатель», «индекс». Показатель задается системой индексов Индикатор – системой показателей «Индекса качества образования» - интегральный показатель качества деятельности образовательной системы включает в себя следующие параметры и обозначения: индекс качества образования (Ико), индикаторы (ui); показатели (Пi); частные индексы (Иi); вес индикатора - кi.

Как считать? Расчет фактического значения индикатора – u, u

Как считать? Расчет частных индексов оценочных матриц – Иi: индекс качества условий - Иу, индекс качества результата –Ир индекс качества процесса – Ип используется механизм среднего арифметического, где n - количество показателей в индексе. Иу; Ир; Ип = (П Пn) / n

Итого: Расчет итогового «Индекса качества образования» - Ико Ико = М1Иу + М2Ир + М3Ип где коэффициенты веса индексов частных матриц М1, М2, М3 и М1 + М2 + М3 = 1. ВНИМАНИЕ! Значения коэффициентов веса, также являются управленческим механизмом. Условиям, процессу и качеству образования можно присвоить равную долю значимости, то есть, что М1 = М2 = М3 = 1/3. А возможно придать большую значимость «организации процесса», так как именно это направление в данный момент менее развито и требует привлечения всеобщего внимания для развития.

Модель управления системой оценки качества образования - «КЭД» 1. Функциональные образовательные результаты в образовательном учреждении. 2. Воспроизводство профессионализма педагогических работников в образовательном учреждении. 3. Оптимизация состава педагогических позиций в образовательном учреждении. 4. Рациональная организация кооперации во внутришкольном разделении труда. 5. Компетентное руководство людьми. 6. Позиционирование образовательного учреждения. 7. Инновационная организация изменений в образовательном учреждении.

Параметры конкурентоспособности, эффективности и достоверности СОКО-1 НаправлениеПараметрыКритерии 1. Функциональные образовательные результаты Уровень социализации учащихся использование предметных понятий как средств в осуществлении проектных и исследовательских видов деятельности; использование ключевых компетентностей как средства для перехода из одной ступени школы в другую; использование опыта осуществления социально значимой деятельности для встраивания в общественную жизнь 2.Воспроизводство профессионализма педагогических работников Уровень представленности и распространения современных норм педагогического труда в образовательном учреждении использование цифровых ресурсов в обмене опытом; использование рефлексивных форм анализа собственной деятельности; использование синергетических форм в методической деятельности

Параметры конкурентоспособности, эффективности и достоверности СОКО - 2 НаправленияПоказателиКритерии 3. Оптимизация состава педагогических позиций Уровень соответствия положений о должностных обязанностях педагогических работников содержанию образовательной программы использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к количественному составу штатного расписания образовательного учреждения; использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к результатам деятельности штатных сотрудников образовательного учреждения; использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к правам и обязанностям штатных сотрудников образовательного учреждения. 4.Рациональная кооперация во внутришкольно м разделении труда Уровень обмена результатами деятельности во внутришкольном разделении труда использование информационно- коммуникативных технологий для взаимодействия в образовательном учреждении; использование открытых форматов представления результатов деятельности педагогических работников образовательного учреждения; использование совместных форм среднесрочного и долгосрочного планирования

Параметры конкурентоспособности, эффективности и достоверности СОКО - 3 НаправленияПоказателиКритерии 5.Компетентное руководство людьми Уровень формализуемости отношений руководителя и подчиненного использование процедур задания для регулирования иерархических отношений в образовательном учреждении»; использование процедур заказа для регулирования конкурсных отношений в образовательном учреждении»; использование процедур конфликтного права для разрешения противоречий в отношениях руководителя и подчиненного. 6. Позиционирова ние образовательно го учреждения Уровень привлечения в образовательное учреждение дополнительных ресурсов использование целевых программ, грантовых конкурсов, инновационных проектов для привлечения финансовых средств; использование публичных докладов директора для формирования в социальном окружении позитивного имиджа; использование сетевых форм взаимодействия в рамках общего и профессионального образования, с корпоративными структурами для совместной инвестиционной деятельности

Параметры конкурентоспособности, эффективности и достоверности СОКО - 4 НаправленияПоказателиКритерии 7.Инновацион ная организация изменений Уровень процессов, обеспечивающих становление современной практики образования использование программно- проектных форм для осуществления необходимых изменений в деятельности образовательного учреждения; использование нормативно- правовой базы для легитимизации осуществляемых изменений в деятельности образовательного учреждения; использование современных финансово-экономических инструментов для обеспечения необходимых изменений в деятельности образовательного учреждения

Выводы: Представленная модель использует межотраслевой подход, который требует разработки и использования инновационных показателей потенциала и индивидуальных достижений. В этом случае все показатели классифицируются на показатели конкурентоспособности; эффективности – для характеристики потенциала ОУ и достоверности – для характеристики образовательных достижения учащихся.показатели конкурентоспособности; эффективности

Направления развития СОКО - 1 Переход на многобалльную (от 0 до 100 баллов) и критериальную систему отметок. Главное - инструментально описать соответствие каждого балла уровню выполнения заданий. В перспективе переход от констатирующего к накопительному статусу баллов, которые даже предлагается переименовать в "кредит", то есть вообще отказаться от несущих негативную экспрессию понятий "отметка" и "оценка". В таком случае даже один кредит (балл) полученный учащимся означает его определенный успех и суммируется с другими полученными результатами.

Направления развития СОКО - 2 Необходимо сделать более гибким соотношение между отметкой и оценкой. В частности вообще отказаться от отметок в начальной школе при текущем оценивании (акцент на формирующее оценивание). В таком случае возможно применение самых разнообразных вариантов оценки. Отметка (виде накопительных баллов) же будет появляться лишь дважды: по завершению обучения в основной и средней школе.

Направления развития СОКО - 3 Качественные изменения привычной шкалы отметок неизбежно предполагают определенное переучивание педагогов. Массовая переподготовка учителей и подготовка специалистов в области качества образования (аудиторов, менеджеров в образовании)

Направления развития СОКО – 4 (Стратегия -2020, ВШЭ) Разработка национальной программы измерений в образовании; Запуск национального мониторинга проблем социализации; Введение инструментов оценки индивидуального прогресса учащихся на уровне школы и класса; Введение процедур учета при приеме в учреждения профессионального образования «внешнего портфолио» учащегося, включающего результаты, полученные в рамках внешних авторитетных процедур.