ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ИПК) ЭВРИКА, 2012
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Содержание - формирование «идеальной формы среды» - передача и выработка культурных ценностей Содержание Репродукция Продукция
Динамика инновационной деятельности 1 – развитие неустойчивости, возникновение многообразия, выбор путей развития 2 –начало периода устойчивого развития 3 – период устойчивого развития
ИЕРАРХИЯ СТРУКТУР Иерархическая Гетерархическая
Возникновение самоорганизации Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо, в их движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое состояние характеризуют понятием «хаос». Затем, при некоторых особых условиях, возникает взаимодействие между объектами, и они начинают участвовать в согласованном, коллективном движении. Этот этап связан с работой механизма кумуляции, концентрации элементов в структуру. Другой механизм самоорганизации – диссипация, удаление лишнего, избыточного.
МЕХАНИЗМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОВЫХ СТРУКТУР – ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ директор Зам директора Зам директор а Зам директора … МО … ИПК УЧЕНИК
СВОЙСТВА ЦЕЛОГО Целое развивается быстрее составляющих его частей. Выгоднее развиваться вместе, ибо это связано с экономией материальных и интеллектуальных затрат. Причём каждый новый способ топологически правильного объединения структур, возникновение каждого следующего слоя иерархической организации ускоряет темп развития целого и составляющих его частей.
Связи между ИПК ФОРОС Синергетическая школа Дистанционная школа
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИПК 1. Родительский заказ (источник инноваций) 2. Самообразование учителя на базе гимназии (продукты:методическое пособие; положение о деятельности ИПК; инновационные образовательные программы; проектная деятельность; стимулирующие выплаты) 3. Управленческие действия администрации гимназии
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ИПК 1. Открытости 2. Саморазвития 3. Свободы выбора 4. Индивидуализации
ПРИМЕРЫ САМООРГАНИЗОВАННЫХ СРЕД 1.Церн – адронный коллайдер. 11 миллиардов долларов. Массив экспериментальных данных предоставляется бесплатно и в наиболее удобной форме всем исследователям, желающим с ними работать. Это даёт возможность объединить усилия всех ведущих специалистов, работающих в этой области. 2. Развитие интернет-порталов, социальных сетей, глобальных поисковых систем. Эти структуры, с одной стороны, формируют профессиональную и социальную среду, с другой стороны, отражают её. ВЫВОД: понимание взаимодействия субъект – среда может стать инструментом проектирования и создания инновационных саморазвивающихся сред, т.е. алгоритмом перехода в когнитивную фазу развития. Ключом к модернизации страны является создание и эффективное использование саморазвивающихся инновационных сред