Тема исследовательской работы: Прялка- « башенка » из д. Грешнево как образец народной материальной и духовной культуры Ярославского Заволжья. xx областной этап конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников Всероссийского туристско-краеведческого движения « Отечество » Автор: Тедорадзе Георгий 9- « К » класс МОУ СОШ 48 Г. Ярославля Научный руководитель: Филипповский Герман Юрьевич Доктор филологических наук, профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Ярославль- 2012
Истоки Программа Истоки в музее СОШ-48 Прялка "Башенка" из села Грешнево. Номинация 4:5 (исследовательская) - культурное наследие - этнография. Номинация 4:6 (творческая) - краеведческая находка.
1.Ярославская прялка "Башенка" начала 19 века относится к ранним поступлениям в период создания музея СОШ-48 в 1999г.,инв. 7. Дерево, резьба 60x15x71. Подлинник.
2. Прялка происходит из Ярославского Заволжья и соотносится с темой "Истоки", основной темой музея средней школы 48 и школьной программы воспитательной работы «Кирилица» В 2013 г. юбилей лет создания славяно - русской грамоты.
3. Прялку "Башенка" подарила музею учитель средней школы Яковлева Ираида Ананьевна в 1998г. Ираида Ананьевна происходит из семьи Яковлевых из деревни Грешнево Некрасовского района Ярославской области.
4. Прялка датируется началом 19 века. т. е. она современница поэта Некрасова Н.А., 200-летний юбилей которого отмечаем в 2021 году.
5. Поскольку прялка происходит из села Грешнево, ее владельцем, а может быть и ее создателям, были кто-то из крепостных крестьян А. Некрасова, отца поэта, ярославского дворянина и предводителя дворянства. Тем самым можно сказать, что прялка носит мемориальный характер, связанный с временем и имением поэта.
6. Вместе с тем, прялка- это представитель крестьянского быта, на ней пряли льняную пряжу, наматывали нитки на веретено, а затем использовали для качественного изготовления одежды. Занимались этим в основном женщины- крестьянки.
7. Прялки возникли в глубокой древности. на территории России найдены археологические прялки возрастом более 2000 лет.
8. Прялка "Башенка" - характерно ярославский тип старинной прялки. Названа так, потому что вертикальная часть прялки выполнена в технике прорезной резьбы и имеет вид 16-ярусной башни, над которой помещены древние знаки, символы солнца и неба. Вертикаль прялки закреплена в гнезде и на донце прялки где имеются резные изображения.
9. Эти изображения имеют символику. Башня представляет образ Библейской Вавилонской башни из сказания о разделении языков. Тем самым, можно утверждать, что создатель прялки был грамотным человеком, который знал и читал Библию. Знаки, вырезанные на донце, имеют совсем, другое происхождение, их вырезал не мастер, а владелец прялки (или владелица).
10. Прялка"Башенка" составляет основной предмет игры- экскурсии в музей школы для учеников первых классов:
-первая цель первоклассника - знакомство со школьным музеем;
10. Прялка"Башенка" составляет основной предмет игры- экскурсии в музей школы для учеников первых классов: -вторая цель- знакомство конкретно с подлинными экспонатами, например, прялкой, гребнем, ознакомления с культурой старинного быта Ярославского Заволжья - родной земли Н.А.Некрасова.
10. Прялка"Башенка" составляет основной предмет игры- экскурсии в музей школы для учеников первых классов: -повторение только что освоенных букв русского алфавита, некоторых русских слов;
10. Прялка"Башенка" составляет основной предмет игры- экскурсии в музей школы для учеников первых классов: -обсуждаем с детьми вырезанную на донце прялки букву А - знак хозяйки. Игра: отгадать имя хозяйки (Анна, Алиса, Анфиса и т.д.).
10. Прялка"Башенка" составляет основной предмет игры- экскурсии в музей школы для учеников первых классов: -обсуждаем некоторые другие буквы алфавита: Б-Библия, В-веретено, Вавилон, П- прясть, пряжа, прялка, Д- донце, дерево, Г – гребень.
10. Прялка"Башенка" составляет основной предмет игры- экскурсии в музей школы для учеников первых классов: - обсуждаем с детьми слово Библия (буква"Б"), что в переводе с греческого языка значит "книги" и показываем старинные книги в школьном музее. Здесь же – прялка – самопрялка.
10. Прялка"Башенка" составляет основной предмет игры- экскурсии в музей школы для учеников первых классов: -обсуждаем с детьми библейскую легенду о строительстве Вавилонской Башни (до неба) и как бы разделил языки и нарушил строительство Башни. Игра - кто из детей назовет разные языки мира например (английский, китайский и т.д).
11. Библия - самая древняя книга. Книги существуют с древности, это истоки грамоты и книжности. Русская грамота произошла от греческой (русские буквы похожи на греческие). Школьный музей СОШ48 - это музей истории русской славянской грамоты, которой в 2013 году исполняется 1150 лет,т.е. в 863 году наша славяно- русская грамота была создана св. Кириллом и Мефодием.
12. Знаки на донце прялки- это не буквы. Они означают то же, что и башня (до неба)- это знаки: лестница (до неба) и Древо Жизни -их вырезал владелец прялки, а не мастер - создатель всей прялки. Этот владелец не был грамотным человеком, но знал мифы и сказки о Древе Жизни и о лестнице до неба. Знаки на донце прялки - уникальное отражение древних мифических представлений крестьян Ярославского Заволжья.
13. Прялка "Башенка" – предмет не только древней материальной, но и духовной культуры – библейского мифа и первобытной народной мифологии.
Спасибо за внимание!