ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2011 Лилия Тадеевна Пирожкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Advertisements

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Требования к сочинению. Особенности части С Третья часть экзаменационной работы по русскому языку в форме ЕГЭ представляет собой сочинение-рассуждение.
Критерии оценивания ответа на задание С1 Ба лл ы Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Требования к сочинению Занятие элективного курса.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ЕдиныйГосударственныйЭкзамен2010 С 2009 года Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) (ЕГЭ) является основной формой является основной формой итоговой государственной.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Транксрипт:

ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2011 Лилия Тадеевна Пирожкова

ЧАСТЬ С При оценке работы эксперты учитывают: насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, корректно ли обоснована точка зрения экзаменуемого; проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации; насколько богата и выразительна речь, уместно ли использованы выразительные средства языка

ЧАСТЬ С Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧАСТЬ С Задание части С отличается от школьного сочинения на литературную или нравственную тему: это задание пошагово сформулировано и имеет жестко заданные параметры оценки, поэтому сочинение-ответ должно включать в себя (не обязательно именно в таком порядке) формулировку проблемы (достаточно одной), собственный комментарий к ней (который ни в коем случае не должен исчерпываться пересказом), определение позиции автора по этой проблеме, четкую выраженность собственного отношения к этой же проблеме с привлечением двух аргументов. При этом сочинение-ответ должно быть логично выстроенным и законченным.

Типичные ошибки в части С: «чужое как свое» Вместо сочинения – пересказ исходного текста (по сути изложение с первичным текстом перед глазами) или даже прямую компиляцию из авторских фраз, при этом нередко без кавычек, с небольшим включением собственных речевых связок. Такие работы независимо от их объема оцениваются 0 баллов по всем критериям.

Типичные ошибки в части С: возведение речевого шаблона в ранг правила Навязчивая стереотипность сочинений. Неумелое использование выученной «рыбы» вместо вариативного усвоения предложенного жанра, иной раз настолько неумелое, что в одно предложение (или в несколько рядом стоящих) экзаменуемый включает сразу серию однотипных формул либо предъявляет нелепую компиляцию из отдельных, плохо запомнившихся «правильных слов».

Типичные ошибки в части С: возведение речевого шаблона в ранг правила Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: одна из проблем автора; проблемой данного текста является; автор ставит нам проблему; Автор текста рассматривает одну из проблем социальных качеств человека – это ревность. И к этой проблеме примыкается еще одно качество – любовь (здесь же грамматическая ошибка и лексическая несочетаемость); В.Ф. Тендряков, в образе Василия Петровича и его мыслей, открывает тему сложного жизненного пути; Я попробую прокомментировать одну из позиций автора, названную проблемой; Позиция автора хорошая; Автор держит позицию на стороне народа;

Типичные ошибки в части С: возведение речевого шаблона в ранг правила Примеры неудачных формулировок проблемы, позиции автора и собственной аргументации: И отвечая на этот отрывок, автор аргументирует следующее (здесь же грамматическая ошибка); Авторская позиция отражена в силе любви; Кузнецов проявляет горячую эмоциональность, рассуждая о поставленной теме; В. П. Некрасов относится к этому тексту в прямом смысле, ведь он сам участник ВОВ (во многих работах дается именно такое сокращение, граничащее с этической некорректностью); Лаптаев (Лаптев) призывает читателя к тому, чтобы молодежь проявляла интерес к чтению; Доказательством моей позиции будут пример из литературного произведения и герой Советского Союза (здесь же грамматическая ошибка) и т.п.

Типичные ошибки в части С: возведение речевого шаблона в ранг правила К сведению: формализованный характер задания части С ЕГЭ позволяет учащимся при подготовке к ней использовать типовые конструкции, являющиеся средствами связности текста и при этом задающие рамки, которые упрощают речевую задачу, «ведут» экзаменуемого «от пункта к пункту». Важно: речевые шаблоны носят условный, необязательный характер. Необходимо найти для себя те варианты, которые окажутся удобными именно для вас.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 1Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0

К 1. Формулировка проблем исходного текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 1. Формулировка проблем исходного текста) : Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Зачастую именно это приводит к смысловому «топтанию на месте» и в комментариях, и в понимании авторской позиции, и в собственной аргументации.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 1. Формулировка проблем исходного текста) : Экзаменуемые путают тему и проблему текста. Чаще всего это происходит, если основную часть текста занимает рассказ о каком-то случае, который произошел с рассказчиком, воспринимаемом как автор, как, например, d тексте м. Худякова: …Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. Восемь километров Серёжка нёс меня на себе…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 1. Формулировка проблем исходного текста) : При формулировании проблемы пишущие нередко подменяют имеющиеся в тексте проблемы другими либо предлагают слишком общие формулировки, пользуясь при этом заранее заготовленными штампами (проблема войны, проблема нравственности). Такие работы представляют собой демагогические размышления и призывы любить свою землю, уважать пожилых людей, ветеранов, матерей и т.д.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 1. Формулировка проблем исходного текста) : В сочинениях по текстам с разноплановой проблематикой нередко экзаменуемые «не удерживаются» в рамках одной проблемы, что требуется по заданным критериям: формулируют одну проблему – комментарий и/ или аргументация по другой, формулируют несколько проблем, а в дальнейшем рассуждают то об одной, то о другой, то о третьей. Кроме того, встречаются сочинения, в которых проблема вообще не сформулирована, так что эксперт вынужден предполагать, к какой проблеме предложен комментарий и аргументация, что далеко не всегда очевидно.

Нарушевич А.Г. Лекция 5. Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку. Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом // Русский язык. – – 21.

К 1. Формулировка проблем исходного текста Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Проблема выбора профессии. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

К 1. Формулировка проблем исходного текста Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

К 1. Формулировка проблем исходного текста Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

К 1. Формулировка проблем исходного текста Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

К 1. Формулировка проблем исходного текста Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чем опасность штампов в нашей речи?

К 1. Формулировка проблем исходного текста Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным?

К 1. Формулировка проблем исходного текста Типовые конструкции: Автор поднимает проблему (какую? чего?)… Автор затрагивает важную проблему… Автора текста волнует проблема… … – вот проблема, которую хотел показать нам автор. Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… Текст … заставил меня задуматься над проблемой… Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель... Проблема, поднимаемая …, – это… Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это… Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и... Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. 2 Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. 1

Критерии оценивания ответа на задание С1: К2 Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. 0

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Комментарий должен опираться на прочитанный текст.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста) : В очень многих работах комментарий к сформулированной проблеме представляет собой пересказ текста (нередко завуалированный: из авторского текста «выдергиваются» фразы и даются без кавычек с вкраплением своих связок) или изобилует цитатами, при этом почти без собственного рассуждения выпускника.

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста П рокомментировать сформулированную проблему – это значит интерпретировать прочитанный текст, либо держа в фокусе внимания значимость того, о чем пишет автор – не конкретного события, а идейного смысла, – для общества (концепционный комментарий), либо рассуждая, как развивается авторская мысль в данном тексте, как проявляется авторское отношение к проблеме и какими средствами «обеспечивается читательское соучастие» (текстовой, или аналитический комментарий). В некотором смысле комментарий «подводит» к позиции автора.

2 типа комментария: 1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

2 типа комментария: 2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Важно: В комментирующей части должны быть собственные рассуждения экзаменуемого с опорой на заданный текст, при этом допускаются элементы пересказа и небольшое цитирование.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 3Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. 1 Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 3. Отражение позиции автора исходного текста) : Ошибки в определении авторской позиции, как правило, возникают в 2 случаях: если экзаменуемый стереотипно воспринимает неоднозначный текст и если текст представляет собой преимущественно диалог героев, при этом обычно пишущий замещает автора своей реакцией на прочитанное.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. 2

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. 1 Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. 0

К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме Сформулированная экзаменуемым собственная позиция по проблеме – это тезис, правоту которого надо доказать. В качестве доказательств, доводов могут выступать как логические умозаключения, так и «житейские» и эмоциональные рассуждения, подкрепленные примерами из художественной, публицистической, научной литературы или из знаний и жизненного опыта.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Не во всех работах есть сформулированное собственное мнение экзаменуемых.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Смысловой сдвиг при аргументировании, когда экзаменуемый чрезмерно расширяет смысловое поле заявленной проблемы, так что аргумент является мнимым : из-за слишком общо сформулированной или понятой проблемы (проблема нравственности, проблема войны и т.п.) или из-за того, что за основу рассуждений взята неосновная, побочная проблема собственная аргументация строится в смысловом поле, слишком далеком от прочитанного текста, таким образом аргументирующая часть оказывается привязанной к первичному тексту лишь формально, а по сути в качестве аргументов принятой быть не может.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Во многих сочинениях в качестве аргумента лишь формально указывается произведение и один из героев, но это носит назывной характер, без обоснования и рассуждения, что делает доказательство поверхностным и бессодержательным. В качестве аргументов приводится набор примеров без сформулированной связи с проблемой текста.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Явно выдуманные примеры (в одной из работ, например: два солдата-выскочки, никого не уважали, всегда выпячивали себя на первое место, и однажды, когда был приказ сидеть тихо в окопе, высунулись из него, и их, держащихся за руки, убило одной пулей, – выдается за случай из истории Великой Отечественной войны).

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Примеры якобы литературной аргументации: Та же проблема упоминается в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Много произведений писали и сейчас пишут писатели такие как Пушкин, Лермонтов, еще есть замечательные стихи Ахматовой. Другим же примером является Базаров из романа Л. Толстого «Отцы и дети». Базаров был нигилистом и отрицал все, но все же любовь к книге иногда убеждала его в обратном.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Примеры якобы литературной аргументации: Желание выбиться в люди, получить хорошее образование мы можем наблюдать в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» на примере Родиона Раскольникова (по тексту И. Маслова, ставящему проблему выбора определения жизненных приоритетов у современной молодежи). Наташа Ростова росла в интеллигентной семье. Она была изолирована от влияния улицы, сверстников. В таких условиях трудно стать аморальной личностью.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Примеры якобы литературной аргументации: В этом году я посетила спектакль «Три сестры», кто постановщиком был я никогда не знала, после того, как закончился спектакль я решила поинтересоваться человеком, который придумал такую замечательную композицию. Лучше «Евгения Онегина» Пушкина – «Три мушкетера» в 12- ти томах Александра Дюма. Справиться с трудностями помогают книги сестер Воробей. Моя любимая книга – «Крокодил Гена». Вот, к примеру, возьмем художественную литературу. Во многих сказках дом стоит в лесу. Например, Маша и медведи, Белоснежка и др.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : В аргументирующей части часто проявляется очень низкий уровень эрудиции, начитанности, наивное обращение к бытовым ситуациям с частыми повторами одной и той же мысли: Я хочу привести в пример себя. Прочитав эти строки, я поняла, насколько молода и невежественна… В тексте я узнала, что книги надо любить. Я прочитала книгу про Ельцина. Он в детстве был умный, потому что много книг прочитал. Гениальная актриса Лиза Арзамасова, снимавшаяся телесириале «Папины дочки». Вот какие актеры всегда будут не только в моей памяти, но и в миллионах людей на земле!!! Лунтик голубого цвета и не понятного телосодержания…и т.п.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Эксперты не оценивают этичность позиции экзаменуемого, однако учащиеся должны понимать, что, очевидно, неразумно в экзаменационной работе бравировать своим восхищением националистическими лозунгами и фашистскими военачальниками, неуместно также клеймить крупных советских писателей «за приспособленчество».

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме) : Избыточная лозунговость. Как и в предыдущие годы, очень часто, даже в неплохих по содержанию сочинениях, встречается неоправданная публицистичность, вопросно- ответные построения, лозунговость, например: Его отстранили от дел. Почему? Потому что другие подумали, что он предатель. Что же за чувство такое у человека, как Любовь к Родине? Почему человек забыл, что такое патриотизм? и т.п.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения) : Композиционно-текстовые ошибки: неудачное начало сочинения; отсутствие концовки или концовка не служит выводом из сказанного, не подводит итог, часто совсем не мотивирована исходным текстом; отсутствие речевой связности между абзацами; неуместное неоднократное повторение одной и той же мысли;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения) : Немотивированное включение рассуждений об изобразительно- выразительных средствах языка. Несоблюдение правил оформления абзацного членения текста.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 6Точность и выразительность речи Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. 2 Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. 1 Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 0

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 7Соблюдение орфографических норм орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 допущено не более 2 ошибок2 допущены 3 – 4 ошибки допущено более 4 ошибок 1010

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 8Соблюдение пунктуационных норм пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 3 допущены 1 – 3 ошибки2 допущено 4 – 5 ошибок допущено более 5 ошибок 1010

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 8. Соблюдение пунктуационных норм) : Пропуск запятых в предложениях с вводными словами и словосочетаниями, с деепричастными оборотами; пропуск запятых в сложных предложениях, особенно сложноподчиненных с несколькими придаточными, а также если придаточные нераспространенные или присоединены союзными словами кто, что в форме косвенных падежей (о чем, к кому и т.п.); цитирование без кавычек; постановка лишних знаков препинания.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 9Соблюдение языковых норм грамматических ошибок нет2 допущены 1 – 2 ошибки1 допущено более 2 ошибок0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 9. Соблюдение языковых норм) : Грамматические ошибки: ошибки в образовании слов и форм слов: противопостановление; будующем; фантастист; слепость души; добролюбивый; сподвигнуть; побороть эту смиренность; приспособляйся; это будет чудой; поканчивают жизнь самоубийством; похронные письма; а за что гиб немецкий народ?; не писав письма; только манипуля со справедливостью… (вместо манипулируя); проблема обозначимая автором; песни, поющие с душой; добрые и отзывчатые люди; повозья (повозки); я бы хотел пожелать своим младшим собратникам; в этом замечательном произведении высмехаются глупость и необразованность; автор поднимает проблему утрачи интереса к чтению; в наши дни много людей подхалимов и чиноподчинников; но как достичь этой любви, как прочувствовать все ее прекрасие; издавна лес был главным кормителем народов;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 9. Соблюдение языковых норм) : Грамматические ошибки: ошибки в согласовании, управлении или в правильном использовании предлогов: проблема о…; автор поясняет в тексте о том, что...; я согласен о том, что; проблема, над которой рассуждает; уделить время на прочтение книг; мальчонке, так жаждущего знаний; автор побуждает нас в том; у него совесть замучала; для меня было всегда легко на уроках; ценных им вещей; множество людей не замечают; ведь новое поколение всё больше и больше теряют чувство сострадания и милосердия; молодежь берет от жизни все, но они не понимают; любовь присуще; мы начитанны произведениями русских писателей; неправильное использование деепричастного оборота: Говоря о школе, на память приходит произведение Распутина «Уроки французского»; Смотря фильм, у человека работает воображение; Читая этот текст, мне невольно вспоминается произведение; Придя с войны, у многих нарушается психика; Вступая на путь самостоятельности, появляются всё новые проблемы; Упав посреди дороги, тебе никто не поможет;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 9. Соблюдение языковых норм) : Грамматические ошибки: ошибки при однородных членах предложения: о таких людях нужно помнить и гордиться; употребление множественного числа вместо единственного: оценить заслуг и стараний; у него очень много поэзий; неоправданное разделение предложения на отдельные части: Современные подростки хотят быстрее вырасти. Стать совершеннолетними. Чтобы свободно распоряжаться своими деньгами и действиями. Я полностью согласен с автором. Потому, что небудь у нас любви к родному дому, врятли мы жили свободно. Он знает, что снесут его отчий дом. В котором прожило столько поколений.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 10Соблюдение речевых норм допущено не более 1 речевой ошибки2 допущены 2 – 3 ошибки1 допущено более 3 ошибок0

Типичные ошибки в части С (К10) Речевые ошибки: неоправданные повторы слов и употребление однокоренных слов в близком контексте: воюют на войне; эта проблема поставлена в этом тексте; Наполеон, несмотря на опасность заболеть чумой и другими опасными заболеваниями, много времени проводит рядом с ранеными солдатами; Таких людей очень много, которые открывают новые открытия; И с этой любовью к живому мы живем всю жизнь; плеоназм: библиотека книг; Кузнецов затрагивает тему любви к Родине и патриотизм; и это нисколько не принижает свое собственное я; Андрей Болконский взял знамя в руки, встал с колен на ноги и с криком «За родину» повел войско в бой; человек и природа взаимосвязаны друг с другом;

Типичные ошибки в части С (К10) Речевые ошибки: неточное употребление слов: в наше время можно наблюдать катастрофическую утерю патриотизма; профессор Преображенский переставил сердце собаки в человека; в моей памяти отложились мысли о Родине; двусмысленное употребление местоимений: В прочитанном тексте автор хочет донести до читателя причину, по которой он должен любить Родину; - неуместное использование местоимений: неуважение к книгам и их писателям; Толстой, он с любовью говорит о Родине; хочется самому прочувствовать все эти богатства природы на себе;

Типичные ошибки в части С (К10) Речевые ошибки: нарушение лексической сочетаемости: был в маленьком возрасте; не дают усопнуть памяти; терпели наказание; по новостям часто показывают; нужно учиться любви у писателей художественной литературы; каждый год проводится Девятое мая; в них стоял патриотический дух; воспитывали меня по высшему пилотажу; войска готовы сложить руки перед лицом врага; он решил покончить жизнь через повешанье (ср.: покончить жизнь самоубийством; приговорить к смертной казни через повешенье); Практически для всех людей характерны такие этапы жизни, как: младенчество, детство, юность, зрелость, старость. Конечно, часть людей не доживает до той или иной стадии развития, но большинство проходит их полностью;

Типичные ошибки в части С (К10) Речевые ошибки: стилистические несоответствия – канцеляризмы, разговорная и просторечная лексика: проблема скрываемости людьми радости; В статье говорится о свойственности (здесь же грамматическая ошибка) патриотизма «лишь натурам серым»; Так почему же он ругает молодежь, когда у него самого было отсутствие к чтению (здесь же грамматическая ошибка); Родители суют нос в личную жизнь; Раньше я не парился в школе; Юноши не хотят идти в армию и хотят от нее закосить; Сейчас многие подростки готовы брать, а не давать, но давать что-то взамен их не очень- то тянет; Молодые люди чем лучше идти в армии служить, будут гулять и наводить разборки, а девушке учится дома и поступить в высшие заведения будут сидеть с сигаретой и пивом на скамейке; Ну, дак вот моё мнение: ревность - это незаменимая часть любви и жизни каждого человека. Зачем нас парить, что ревность – дерьмо; Я толком не въехал в этот текст, но суть понял. Я не буду его подробно комментировать и переписывать: ну, во-первых, мне это не надо, а во-вторых, это – тупо;

Типичные ошибки в части С (К10) Речевые ошибки: речевые анахронизмы: Т. Бульба – настоящий лидер, воин и предводитель; В повести «Капитанская дочка» Гринев всегда держал в курсе своих родителей и сообщал новости; логические несуразицы: Люди болеют неизлечимой болезнью и переживают ее; Детство есть у каждого человека, и этого не избежать; совмещение разноплановых характеристик в одном предложении, что приводит к нелепости: направлять детские мысли в правильное и определенное русло; хотелось бы видеть больше отважных людей и грамотных; Люди! Защищайте Родину и будьте, конечно, грамотнее; Ломоносов стал образованным писателем своих произведений и даже открыл свой университет; В книжках, кроме картинок и текста, есть мысль; солдатам и людям; Такие качества порой и отделяют нас от остальных животных; книга – часть искусства; Сейчас поэтов очень мало и то из этого количества поэты пишут боевики, ужасы;

Типичные ошибки в части С (К10) Речевые ошибки: близки к этому и речевые нелепости, связанные со стремлением написать «очень красиво», несмотря на смысловую несочетаемость (часто из-за незнания значения слов): Библия является носителем вероисповедания; Все отвоевано кровью народа; Надо помнить ту отвагу, которую не пожалели те, кто пожертвовал жизнью; Надо остановить время, не доводить до кипения. Обернуться вокруг своей оси и задуматься о хороших манерах; Бабушка смогла уговорить моего деда, и по совместительству ее мужа, поехать в Финляндию; К сожалению, не помню автора детского произведения «Мойдодыр» (вот она – память, которая покрывает пеленой забвения события и хоронит их в недрах подсознания); Ты родился и воспитывался Родиной, именно она закладывает в тебя всё то, что нужно в дальнейшей жизни – это терпение, доверие, а главное любовь к Родине и близким, но и всем остальным, то есть Родине; Из-за ревности порвалась не только любовь Ленского и Лариной, но и сама его жизнь;

Типичные ошибки в части С (К10) Речевые нелепости: Слуга Варвары Петровны, как собачка, бегал за семь верст за горшочком каши, будто за палочкой (по тексту В. Захарова о взаимоотношениях И. С. Тургенева с матерью: «…она слугу-скорохода гоняла за 7 верст в соседнюю деревню за …горшочком гречневой каши: видите ли, в ее поместье повар не умел готовить это кушанье так, как надо!»); Я не хочу обидеть женский пол, девушки бывают решительней, чем мужчины, и любвеобильней, чем сам Купидон; А.С. Пушкин в детстве трудился в разных областях культуры; Если раньше дети начинали писать, решать, говорить способом заучивания, размышления, помощи мамы. То сейчас все заменяет компьютеризация, от которой ухудшается движение головного мозга (здесь же грамматическая ошибка); Будем беречь наши жизненные идеалы, чтобы наши дети могли хоть в сто лет улыбнуться от счастливого детства; Ревность чувство не имеющие границ, подчиняющие все на своем пути, передающиеся как паразит от одного человека к другому; Вот чего можно добиться с внутренним миром тщеславца, даже вспоминаются моменты из дедства, когда между собой споришь и не даешь поиграть игрушку другу.

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 11Соблюдение этических норм этические ошибки в работе отсутствуют1 допущены этические ошибки (1 и более)0

Критерии оценивания ответа на задание С1 К 12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1 допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале) : Ошибки в фоновом материале: Особенно часто выпускники путают литературных героев, авторов, названия и жанры художественных произведений, исторические события и факты: И.А. Бунин известен своими поучительными баснями. Так, например, в басне «Ворона и сыр»…; Лермонтов построил в Москве первый университет, который носит и сейчас его имя; Сразу вспоминается роман «Евгений Онегин» Сергея Есенина; Давайте вспомним рассказ знаменитого писателя «Повесть о настоящем человеке». Главный герой Алексей Мерсин остался без ног; Примером из литературы может послужить казак Григорий из романа Ф. М. Достоевского «Тихий Дон»; роман «Му-му» Тургениева; в рассказе Некрасова «Герасим и Му-му»; роман «Вишневый сад», рассказ «Война и мир», рассказ «Отцы и дети», рассказ «Тихий Дон»; Пушкин «Бородино», Шолохов «А зори здесь тихие»; Андерсен «Доктор Айболит»; С. Маршак «Мойдодыр»; русская народная сказка «Дюймовочка»; «Недоросль» Грибоедова; «Мастер и Маргарита» Достоевского;

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С ( К 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале) : Ошибки в фоновом материале (продолжение) рассказ Чехова «Преступление и наказание», роман Л.Н. Толстого «Преступление и наказание», Толстой «Тарас Бульба», поэт Серебряного века Л.Н. Толстой; Невольно вспоминается произведение выдающегося писателя А. Шелохова, который написал замечательное произведение «Матренин двор»; Вот, например, Есенин любил писать стихи о любви. Но он же военный; рассказ «Игнатич» (вместо «Ионыч», при этом абсолютно точно воспроизводится сюжет рассказа А. П. Чехова); Балконский – участник первой мировой войны; Ленский разлюбил Татьяну; Печёрин из ревности убил Мэри и т.п. Кроме того, нередко встречаются ошибки в фамилиях персонажей и авторов текстов для прочтения, хотя в этом требуется только внимательность: Долина вм. Долининой; Лапатьев вм. Лаптева, Т.В. Федорович вм. В.Ф. Тендряков, Дмитрий Некрасович Мамин-Сибиряк вм. Наркисович.

Критерии оценивания ответа на задание С1 При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов. Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания ответа на задание С1 При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка). 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях: К7 – допущено не более 2-х ошибок; К8 – допущены 1–3 ошибки; К9 – грамматических ошибок нет; К10 – допущено не более 1 речевой ошибки. Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.

Критерии оценивания ответа на задание С1 Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1К12) оценивается нулём баллов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ЧАСТИ С Небрежность оформления работ: плохой почерк, который приводит к тому, что эксперт просто не понимает написанного; нечетко прописанные знаки препинания – в таких случаях они могут не отсканироваться на бланк проверки; строчки, выходящие за пределы сканируемой страницы; обозначение абзацев «висячей строкой», а не отступом в начале строки, из-за чего нередко эксперт не видит абзацного членения текста.

Благодарю за внимание