Основы сетевого взаимодействия Принципы и условия развития сетевых организаций АКИПКРО Центр валеологии Лопуга Василий Федорович, директор центра валеологии
Сетизация – это метод стратегического менеджмента, заключающийся в в формировании сети с ее узлами связями для достижения целей соответствия с потребностями и ожиданиями партнеров и деловой конъюнктуры. Р.Патюрель
Сетевая организация в образовании (СО) СО – объединение независимых организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общих ресурс
Два вида сетевых структур: 1.Сетевая структура крупной организации, которая собирает вокруг себя организации меньшего размера 2.Сеть (совокупность) организаций, близких по размерам, юридически самостоятельных и поддерживающих устойчивость друг друга
Условия создания сетей Доступ участников к накопленным информационным материалам Возможность быстрого установления многосторонних связей между участниками, реализующих узкую программу в рамках общего проекта
Общие элементы сетевых организаций 1.Общие цели 2.Общая экспертиза 3.Совместная работа 4.Совместное принятие решений 5.Совместное планирование 6.Совместная взаимная ответственность 7.Общая система вознаграждения
Идеология Конкурентное сотрудничество, позволяющее с одной стороны сохранять стимулы к развитию, с другой стороны интенсифицировать сотрудничество в тех направлениях, где оно приносит взаимную пользу.
Структура сетей Горизонтальная - единое направление однотипных учреждений с разными функциями Вертикальная – объединение ОУ разного уровня Школа, ВУЗ, центры, представители власти, общественные институты
Типы сетевых организаций Университетские округа Ресурсные центры Среды, дружественные подросткам (школы здоровья, центры профилактики) Корпоративные университеты Академии интеграции образовательных ресурсов
Типы взаимодействий Дерево: принцип иерархии, где отличия элементов в степени их свободы
Типы взаимодействий Паутина: Выделение общей информации и организация разных вариантов доступа к ней
Попарные связи: Принцип- контакт один на один, информация только о контактах, а не о содержании контакта Типы взаимодействий
Этапы создания сетевых организаций 1 этап: – обобщение имеющихся информационных ресурсов по проблеме и представление их на общее пользование - обсуждение представленных материалов участниками сети
Этапы создания сетевых организаций 2 этап: -Инициирование научных исследований и методических разработок -Организация научно-практических семинаров и конференций -Проведение PR-компании
Этапы создания сетевых организаций 3 этап: -Образование временных альянсов, «кустов», подгрупп в рамках сети по решению узких проблем -Интеграция усилий по решению ключевых главных проблем -Выход на договора и соглашения вне сети
Организационно-технические решения Семинары Конференции Мастер-классы Презентации Бумажная почта Интернет-сервера Электронная почта Аудио- видеокассеты Компакт –диски Печатная продукция
Характеристика сетевого взаимодействия 1.Независимость членов сети 2.Множественность лидеров 3.Объединяющая цель 4.Добровольность связей 5.Множественность уровней взаимодействия
Феномен «сетевого рычага» Сетевое взаимодействие даст эффект при: 1.Наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса 2.Добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса 3.Обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса 4.Формировании общесетевого ресурса.
Принципы организации деятельности координаторов 1.Планирование 2.Делегирование 3.Поддержка 4.Поощрение
Планирование Схема Ганнта : ЗадачиЯнварьФевральмартАпрель Разработк а Проведен ие Контроль
Делегирование Координатор (руководитель) Что? Когда? Исполнитель Как? Кто?
Поддержка Консультации Методическая рассылка Семинары Круглые столы Совместные проекты Обращения к органам власти
Поощрение
Принятие решений ЧТО – КОГДА - КАК - КТО? Обсуждение целей и задач Получение согласий Установление сроков Определение критериев результата Определение способов управления выполнения задач Выбор формы подведения итогов
Базовые площадки сети (участники) 1.Школы активации и развития инициатив (исследования, эксперименты) 2.Школы апробации технологий (внедрение, отработка организационно-технических и практических планов) 3.Школы интеграции и отчуждения технологий 4.Школы свободного типа
Стратегические шаги: 1.Понимание задач сетевой организации 2.Формирование форм взаимодействия 3.Определение соотношения в сети: - сетевые события - сетевые образовательные программы - сетевые проекты - проектные семинары - сетевые исследования
Стратегические шаги: 4. Определение этапов развития сети: - вводный - учебный - практический реализации - экспертно- аналитический 5. Определение критериев динамики развития сети. 6. Распределение своего участия в стратегии сетевого взаимодействия 7. Обозначение ожидаемого результата
Влияние сети на систему образования: 1 группа: - поддержка инициатив других школ - развитие новых собственных инициатив 2 группа: - реализация инновационных проектов - создание продуктов 3 группа: - использование ресурсов большим количеством школ - разветвленность перспективы
Аналитическая матрица Этапы развития сети Сетевые события Сетевые проекты Сетевые продукты 1 этап 2 этап 3 этап
Образовательная сеть «Школы здоровья Алтайского края»