1. Тысячи жителей Италии и провинции стремились попасть в Рим, для того, чтобы А) повидать императора Б) получить выгодную должность на службе у императора В) отдохнуть от домашних дел. 2. Все присутствующих в городе привлекали: А) цветные фонтаны Б) посещение цирковых представлений В) гладиаторские игры и гонки на колесницах Проверим свои знания. Тест.
3. Своими размерами и красотой поражал: А) Колизей Б) Парфенон В) Колосс Родосский 4. Пантеон в переводе означает: А) храм всех богов Б) для святейшего В) посвящение всем победителям 5. Богатейшие римляне жили в: А) домах, которые снимали за невысокую плату Б) собственных домах В) в имениях высоко в горах 6. Путешествуя по Риму, легко было заблудиться, так как: А) улицы были очень широкими и пустынными Б) не было определителей на улицах В) отсутствовали таблички с номерами домов и названиями улиц
7. Жизнь в многоэтажных домах была тяжёлой, так как: А) отсутствовали печи, водопроводы, не было стёкол Б) отсутствовали окна, был водопровод В) камины не поддерживали тепло в доме. 8. Древнеримские бани назывались: А) терракоты Б) сауны В) термы 9. В бане можно было не только помыться, но и : А) купить продуктов Б) почитать книги В) научиться шить одежду 10. Чего требовала беднота у императора? А) работу и дома Б) уничтожение налогов и поборов В) «хлеба и зрелищ»
Тема урока : « Римская империя при Константине »
1. Вторжение варваров. 2. Император Константин. 3. Прикрепление колонов к земле. 4. Перемены в положении христиан. 5. Перенесение столицы. План урока.
Как вы думаете, чем можно объяснить перемены, которые произошли в Риме в годы правления императора Константина ? Задание на урок.
Римляне вынуждены были содержать на границе огромную армию, так как в пределы их государства постоянно вторгались варвары. Вторжение варваров.
Варвары – народ, чей язык не понимали римляне, были грубыми и необразованными.
Пришел к власти в начале IV века, победив в ожесточенной борьбе своих конкурентов. Обладал безграничной властью. Резко увеличил численность армии. Император Константин г.г.
Император Константин Родители Константина Константин Великий
По его приказу в Риме воздвигли триумфальную арку. Впервые установили такую арку в честь победы одних римлян над другими. Арка Константина в Риме, построенная в честь его побед Император Константин
Константин носил пышные наряды, шитые золотом одежду, украшенную драгоценностями корону. Он был неограниченным правителем, его воля – закон для всех. Император Константин
Прикрепление колонов к земле Кто такие колоны? Каково было их положение при Траяне? Как вы думаете, изменилось ли их положение? В какую сторону? Прикрепление колонов к земле
Содержание армии требовало денег и Константин ввел налог на колонов. Сборщики налогов обирали колонов до последней нитки и те спасались бегством. Константин принял закон запрещавший уход с земли. Дети колонов оставались на земле родителей. Прикрепление колонов к земле Колон на своем участке.
Ухудшение положения колонов: 1.Часть урожая владельцу земли 2.Налог в императорскую казну Бегство колонов Прикрепление колонов к земле
По словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста. Перемены в положении христианства. Первые символы христиан
Апостол Павел учил: « Нет власти не от Бога, противящийся власти противится Божию установлению». Способствовала ли такая позиция церкви прекращению преследования христиан со стороны властей? Какие причины могли подтолкнуть Константина к прекращению преследований?
При Константине количество христиан возросло. В каждом городе они выбирали «епископов». Гонения на христиан прекратились. Вселенский собор в Ницце 325 г.Фреска.
Епископ – руководитель христиан целой области Запишем определение.
В 325 году епископы договорились о создании единой организации-церкви. Особое влияние приобрел епископ Рима-Папа. Считалось что первым епископом в Риме был апостол Павел. Апостол Павел. Гравюра 18 века.
Устройство церкви: Папа Римский Епископы Священники Верующие Изменение в положении христиан
В 313 г. Константин издаёт указ, разрешающий христианам строить храмы
Запишем определения: Новый Завет – вторая часть Библии. Папа римский – епископ города Рима
Перенесение столицы Константин не любил Рим, бывал в нём редко. Он замыслили перенести столицу из Рима на восток. Местом для столицы он выбрал греческий город Византий. Константин Великий приносит город в дар Богородице
Перенесение столицы Это место имело выгодное положение, так как здесь находился перекрёсток путей: водного - из Средиземного моря в Чёрное, сухопутного – из Малой Азии в Европу.
Новая столица - Константинополь. Для украшения новой столицы Константин не постеснялся ограбить Рим, Афины и другие города империи. Оттуда были вывезены статуи, колонны, портики.
С 330 г. столицей империи стал город Константинополь, названный в честь императора Константина. Остатки крепостной стены в Стамбуле (Константинополе), построенной еще Константином Перенесение столицы
Причины перенесения столицы в Византию: 1.Удаленность от набегов варваров. 2.Перкресток торговых путей. Каковы последствия переноса столицы? П. Рубенс. Основание Константинополя.
Как вы думаете, чем можно объяснить перемены, которые произошли в Риме в годы правления императора Константина ? Задание на урок.
Подведём итог: Игра « Правда или ложь»
Если вы согласны полностью с тем, что я буду называть, пишете букву «П», если не согласны – «Л», 1. В пределы римлян вторгались постоянно племена вендетов 2. В начале 4 века в ожесточённой борьбе полководцев верх одержал Константин 3. Константин не обладал ограниченной властью
4. Положение колонов при Константине изменилось к худшему 5. В 313 году Константин издал указ, разрешающий христианам строить храмы и открыт молиться 6. Место новой столицы располагался на проливе Дарданеллы 7. В 330 г. столицей Римской империи стал город Константинополь
1. Колон 2. Епископ 3. Папа Римский 4. Апостол А. Глава церкви в целой области Б. Ученик Иисуса В.Земледелец,бравший землю для обработки на определенных условиях Г. Глава всей христианской церкви Установите правильное соотношение
Домашнее задание: Параграф 59, вопросы. Термины с параграфа 44 повторить. Автор: Кулик Лариса Егоровна Учитель истории МБОУ «СОШ 3» город Камень-на-Оби