Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО.
Advertisements

Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Основные параметры внедрения ФГОС В презентации использованы материалы выступлений, статьи и презентации Всероссийских конференций разных лет ректора МГППУ.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
ПРИНЦИПЫ, ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
План мероприятий по созданию условий для введения и реализации федеральных государственных стандартов в образовательных учреждениях Ярославля Август 2013.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
В соответствии с приказом Минобрнауки России 373 от г. (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785) «Об утверждении и введении.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Транксрипт:

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования

критерии готовности ОУ к реализации ФГОС ООО: – разработана и утверждена основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, включая часть, формируемую участниками образовательного процесса; – осуществлено повышение квалификации педагогических работников учреждения по проблеме реализации нового образовательного стандарта (возможно поэтапно по мере перехода на ФГОС общего образования); – разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС ООО; – Устав образовательного учреждения, его локальные акты (положения, инструкции и т.д.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, компетенция органов государственно-общественного управления и т.п.); – определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС общего образования; – разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с новой системой оплаты труда; – обеспечено психолого-педагогическое сопровождение реализации ООП ООО; – определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая реализацию внеурочной деятельности обучающихся; – обеспечены необходимые материально-технические условия реализации ООП ООО; – создана информационно-образовательная среда образовательного учреждения; – обеспечена преемственность в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г в структуру основной образовательной программы начального общего образования был включен план внеурочной деятельности, являющийся, вместе с учебным планом, основным организационным механизмом реализации этой программы. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая осуществляется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объм внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения.

Направление внеурочной деятельности Форма организации внеурочной деятельности Количество часов (по классам) IIIIIIIV спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Всего (по классам): Итого: Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности ____________________________________ (образовательное учреждение)

Нормативно-правовая база введения ФГОС В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г р, предусмотрено: – введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 1-х классах в 2011 году; – приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; – приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373»; – приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373».

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В Программе необходимо отразить цели, задачи, направления, принципы, содержание, формы и результаты деятельности ОУ, направленные на духовно- нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся.

Содержательные элементы программы Задачи - это те проблемы в организации процесса воспитания, которые необходимо решить ОУ для достижения цели Направления - это векторы воспитательной деятельности, ее основные ориентиры Принципы - это те обобщенные правила, ограничения, рекомендации, опираясь на которые вы планируете осуществлять процесс воспитания ( у каждого педколлектива –свои) Содержание - это те конкретные практические действия, которые вы будете совершать для того, чтобы достичь поставленных целей и решить поставленные задачи Формы - это то, в чем будут воплощены ваши действия, это их своеобразная организационная оболочка

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи. В области формирования личностной культуры В области формирования социальной культуры В области формирования семейной культуры

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям. Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание социальной ответственности и компетентности воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно- нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Принцип ориентации на идеал. Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру Принцип диалогического общения со значимыми другими. Принцип идентификации. Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Школе как социальному субъекту носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.

«Основное содержание воспитания и социализации обучающихся» Необходимо не только максимально конкретно прописывать ваши воспитывающие действия, но и по возможности, указывать их воспитательный смысл то есть, показывать, зачем вы осуществляете то или иное действие.

«Основное содержание воспитания и социализации обучающихся» Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, о символах государства; знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми представителями разных народов России; участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума, участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; Разрабатывают на основе полученных знаний и участвуют в реализации посильных социальных проектов проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу; Участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения. Ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу в местных и дальних туристических походах и экскурсиях, путешествиях и экспедициях. Приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от ПАВ, Проводят школьный экологический мониторинг; Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой школы и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов. Организационно-административный этап Организационно-педагогический этап Этап социализации обучающихся Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами.

«Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся» Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должны быть предусмотрены и обучающимися могут быть достигнуты определённые результаты.

Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся выступают: 1. Особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении. 3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся: принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся; принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности; принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся; принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся. Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов: Тестирование (метод тестов) исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий. Опрос получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса: анкетирование эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты; интервью вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов; беседа специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся. Психолого-педагогическое наблюдение описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения: Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод исследования воспитания и социализации обучающихся. Основной целью исследования является изучение динамики процесса воспитания и социализации обучающихся в условиях специально-организованной воспитательной деятельности (разработанная школой Программа).

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся: 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении. 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс. Необходимо указать критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся. 1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический). 2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический); 3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.