Ф.И.О: Саргсян Анна Манвеловна Дата рождения: г. Место работы: ГБОУ СОШ 305, корпус 5, СВАО Должность: Воспитатель Стаж работы:3г. Проект: «Опыты и эксперименты» Вид проекта: Исследовательский. Возраст детей: Старшая группа.
« Чем больше ребёнок видит, слышит и переживает, чем больше он узнаёт и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.» Лев Семёнович Выготский
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Вид проекта: творческо-исследовательский. Продолжительность проекта: долгосрочный. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Мы сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит:Я не могу, не умею.Причем если один в эти слова вкладывает смысл научи меня, то другой как бы говорит не хочу и отстань от меня. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Задача проекта. Познавательные задачи: – расширить и систематизировать элементарные естественно-научные и экологические представления детей; - формировать навыки постановки элементарных опытов и умений делать выводы на основе полученных результатов; Развивающие – развивать стремление к поисково- познавательной деятельности; - развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать; Воспитательные – воспитывать интерес к познанию окружающего мира; - стимулировать желание детей экспериментировать.
Деятельность родителей в результате проекта: Помощь педагогам в подборе научно-популярной литературы, интересной информации. Беседы с детьми. Чтение научно-популярной и художественной литературы детям. Рассматривание иллюстраций. Выполнение домашних заданий совместно с детьми.
Деятельность воспитателя в результате проекта: Разработка конспектов занятий, организация экскурсий, проведение бесед, подбор научно-популярной и художественной литературы. Оформление выставок детских работ, информационных стендов. Создание альбомов Разработка домашних заданий для детей и родителей. Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Методы Поисково-исследовательские: - Случайные наблюдения и эксперименты; - Плановые; - Проблемные вопросы; - Тематические беседы; - Метод проектов; Практические: - Проведение опытов, экспериментов; Конструктивные: - Беседы; Творческие: - Презентации; - Создание макетов; - Оформление фоторепортажа, альбомов, дидактических игр, выставок, акций.
Работу осуществляю через : 1.Создание технической базы для детского экспериментирования; 2. Составления перспективного плана; 3. Разработка конспектов и сценарий мероприятий; 4. Создание библиотечки для почемучек; 5. Взаимосвязь с родителями; 6. Взаимосвязь с коллегами.
Основу форм и методов работы с детьми составляют эксперименты, наблюдения и опыты.
Наблюдение- это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы все наши органы чувств.
Эксперимент – это опыты, которые проводят учёные, чтобы убедиться в правильности своих предположений, или гипотез.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывает бережное отношение ко всему живому.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с представителями животного и растительного мира может быть полноценно осуществлено в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием ребёнка в семье.
Литература 1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. М., Ван Клив Дж. 200 экспериментов: Пер.с англ. М., Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска. М., Ковинько Л.В. Секреты природы – это интересно. М Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, Поддъяков Н.Н Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник Рыжова Н.А. Почва – живая земля. М., Поддъяов Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1988.