По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Константин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок -практикум. Лексические нормы – это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Слово – это.
Advertisements

Повторение изученного из раздела « Лексика ». Знакомство с понятием « паронимы »
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
Речевые ошибки УРОК-практикум Русский язык,10 класс.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
МОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа» Автор проекта: Дахина А.Ш., учитель русского языка и литературы 2011 КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Типы речевых ошибок. Речевая ошибка - ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только.
Главные члены предложения: подлежащее и простое глагольное сказуемое.
Повторение изученного из раздела « Лексика ». Знакомство с понятием « паронимы »
Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ.
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
Особенности речевого развития детей 4-5 лет. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает.
Типы стилистических ошибок. 1 часть. Произносительные, лексические ошибки. Элективный курс «Практическая стилистика»
Занятие элективного курса 1 10 класс. Культура речи предполагает знание основных языковых норм, закономерностей функционирования средств языка, владение.
Творческая площадка, 2012 г. Кожевникова И. В.. По отступлениям от норм литературного языка ( в сочинениях и изложениях ) судят о состоянии речевой подготовки.
Что изучает синтаксис? Что такое словосочетание? Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры. Назовите типы связи. Объясните, приведите примеры.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА ГРУППЫ СП2П БОНДАРЕНКО В.В. ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПРОВЕРИЛА: БОНДАРЕНКО О.В. Ортология.
Транксрипт:

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Константин Георгиевич Паустовский – писатель Лексические нормы русского языка

Орфоэпическая разминка Спишите, расставьте ударение в словах: Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский, развитой, возрастной, великовозрастный Премировать граждане, гражданство, добыча, баловать, каталог, ходатайство, красивее, средствами, копировать, звонят, грушевый, торты, черпать, эксперт, доцент, прадедовский,, развитой, возрастной, великовозрастный

НОРМЫ ЯЗЫКА Орфоэпические (произносительные) нормы связаны со звуковой стороной литературной речи, ее произношением. Орфографические нормы связаны с правильным написанием слов. Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания Лексические нормы – это правила использования слов в соотвествии с их значением и особенностями лексической сочетаемости. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Фразеологические нормы регулируют употребление фразеогизмов в соотвествии с их значением Грамматические нормы связаны с использованием морфологических форм разных частей речи (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы) Словообразовательные нормы требуют соблюдения правил сочетания морфем и образования слов в соответствии с законами языка. Стилистические нормы регулируют употребление речевых средств в различных сферах литературно-нормированного общения в зависимости от контекста и речевой ситуации

ВИД ОШИБКИПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из- за невнимательности. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов. В РАССКАЗЕ А.П.Чехова « ИОНЫЧ » РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»). В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова « Ионыч » говорится – (повествуется, идет речь) о враче… Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял ПИДЖАК, засучил рукава и принялся за работу. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что ЕГО предположение оказалось правильным. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Устный тренинг ПРИМЕРЫ С РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ ОШИБКИ 1.С вами будут беседовать ученые, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире. 2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе. 3.Трилогия Ю.Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции. 4.На обложке книги – цитата из вышеназванного языковеда. 5.Игорь с отцом посадили березку, когда ему исполнилось тридцать лет. 6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы. 7.Магазин «Богатырь» я обошел быстро. 8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова

Устный тренинг 1.Сегодня выдался очень прекрасный день. 2.Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей. 3.На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности. 4.У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля. 5.Прейскурант цен вывешен на доске.

Тренировочные упражнения упражнение 1 Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственном им значении. В парке было заложено тридцать два дерева. Бабушка ласково кивает добрым морщинистым лицом. Оратор говорил очень конспективно. Многочисленные предки А.С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. В поступившей в библиотеку партии книг оказалось несколько дефективных экземпляров. Результаты следствия ясны всем. Осталось резюмировать приговор. По окончании военного училища юноша превратился в настоящего солдафона, которым гордятся родит

Упражнение 2 Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов. 1.Этот фильм настоящий бестселлер. 2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. 1.Этот фильм – настоящий бестселлер. (бестселлер – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиража ми) 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. {Шоп-тур поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п.) Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. (Стагнация застой в производстве, торговле. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. (Коттоновый хлопчатобумажный. 5. Эмигрант это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. (Эмигрант переселенец из своей страны в какую-либо другую. Иммигрант иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.)

Упражнение 3 Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов). 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война. 2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу). Опереться спиной, заклятый враг, вороной конь, стоимость высокая, цена низкая, играть роль, произво­дить впечатление, отъявленный лодырь, обречён на провал, неминуемый провал, началась война. Утолить жажду (утолить голод), плеяда талантливых учёных, стая ворон (стая волков), глубокая старость (глубокая ночь), ранний вечер (раннее утро), оказать помощь (оказать содействие), одержать победу.

Упражнение 4 Укажите правильный вариант словосочетания. а) гуманное решение б) гуманитарное решение а) жёсткий поступок б) жестокий поступок а) успевающий человек б) преуспевающий человек. а) решающий человек б) решительный человек а) выглядеть комично б) выглядеть комически. а) слова осуждения б) слова обсуждения а) абонент не отвечает б) абонемент не отвечает а) освободительное движение б) освобождённое движение а) человеческий род б) человечный род. а) обратный билет б) обратимый билет.

Упражнение 5 Внимательно прочитайте и постарайтесь исправить ошибки, допущенные в предложениях 1.Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких и других заболеваний. 2. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника". 4. Придя домой, уже стемнело. 5. Я поднял тост за моих далеких друзей. 6. Такие полицейские скоро будут патрулировать на улицах города. 7. В магазине нам предложили ознакомиться с прейскурантом цен. 8. Качество изделий желает много лучшего. 9. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией. 1.Загрязнение воздуха вызывает рак легких и другие заболевания. 2. Он был смешливый парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 3. Читатели нашей газеты уделяют большое внимание рубрике "Мир глазами путешественника". 4. Я пришел домой, когда уже стемнело. 5. Я произнес тост за моих далеких друзей. 6. Такие полицейские скоро будут патрулировать улицы города. 7. В магазине нам предложили ознакомиться с перечнем товаров и цен. 8. Качество изделий оставляет желать лучшего. 9. Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продуктами

Упражнение 6 Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании. 1) Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье) 2) (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО. 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм

Упражнение 7 Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что: - предлог ВВИДУ употребляется при указании на то, что еще будет: ВВИДУ предстоящего отпуска; - предлог ВСЛЕДСТВИЕ употребляется при указании на уже произошедшее: ВСЛЕДСТВИЕ прошедших снегопадов. 1) (ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ) многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе. 2) Уважаемые жильцы! (ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно. 3) (ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ) отсутствия состава преступления дело было закрыто. 4) (ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка. 1. ВСЛЕДСТВИЕ многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе. 2. Уважаемые жильцы! ВВИДУ предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водопровода просим вас запастись водой заблаговременно. 3. ВСЛЕДСТВИЕ отсутствия состава преступления дело было закрыто. 4. ВСЛЕДСТВИЕ употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.

Упражнение 8 Подчеркните предложения, в которых наблюдается речевая избыточность. 1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2) Заверни детали в промасленную маслом бумагу. – Заверни детали в промасленную бумагу. 3) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан. 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 1.Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2. Заверни детали в промасленную бумагу 3.От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4.Сергей – настоящий меломан. 5.Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

Упражнение 9 Найдите лексические ошибки в предложениях, исправьте предложения 1. В преддверии предстоящего туристского сезона была организована продажа путевок. 2. Местный абориген познакомил туристов с обычаями своего племени. 3. Научные калькуляторы соответствуют требованиям Российской Академии образования к средствам обучения. 4. По шоссе ехал кабриолет с крытым кардиганом. 5. Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников-авангардистов. 6. На столе вперемежку лежали разные предметы. 7. В овощной бутик привезли свежие фрукты. 8. Она мучалась угрызением совести и непременно хотела искупить свою вину. 9. Выигранные в лотерее деньги мы честно разделили на три равные половины. 10. Выступая перед коллегами, депутат так увлекся, что допустил в своей речи незначительную оплошность. 11. Чехов – один из талантливейших авторитетов своего времени. 12. Мы тут с товарищами обменялись. 13. Тут некоторые стали себе позволять. 14. Он был очень замечательным человеком, талантливым художником и прекрасным педагогом. 15. Летом он любил скакать на велосипеде по проселочной дороге.