Исправление нарушений произношения звука [Р] Исправление нарушений произношения звука [Р]

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исправление нарушений произношения звука [Р] Исправление нарушений произношения звука [Р] Учитель-логопед Воронина Л.П. МДОУ152.
Advertisements

Исправление нарушений произношения звука [Р] Учитель-логопед Зотеева О.С.
Часто нарушаемые звуки речи, их правильное и неправильное произношение. Разработал Учитель - логопед ГБДОУ 42 Степанова Ольга Александровна.
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л] Исправление нарушений произношения звуков [Л], [Л]
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 26 «ХРУСТАЛИК» ПОСТАНОВКА ЗВУКА «Л» Морма Марина Витальевна учитель.
Выполнила: Рудковская Кристина, 51группа.. Губы плотно сжаты, затем сильная струя воздуха размыкает, «взрывает» их. При произнесении звука П голосовые.
Звук [Р] у глухих детей Выполнила: ст 51 гр Баранова Мария.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Профиль артикуляции звука.. Как произносятся звуки "С" и "З". Характеристика звука "С": согласный, глухой, твердый, щелевой. Парный мягкий -С', парный.
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Л] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА для постановки звуков [р], [рь] Презентацию подготовила Михайлова Нина Николаевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного.
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки.
Презентация выполнена ученицей 5 «В» класса МОУ «Петуховская СОШ 1» Волосниковой Оксаной.
Автор: учитель- логопед Аглиуллина Г.А г. ГОУ, специальная /коррекционная/ школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
«Улыбка» «Трубочка» Растянуть губы в улыбке и удержать на счет от 1 до 10. Зубы сомкнуты и хорошо видны. То же с сомкнутыми губами и зубами. Вытянуть.
МОУ «ОХАНСКИЙ САНАТОРНЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ» Автор: Загребина Вера Павловна логопед ОХАНСК-2005г.
Транксрипт:

Исправление нарушений произношения звука [Р] Исправление нарушений произношения звука [Р]

ОТСУТСТВИЕ ЗВУКА Ребенок различает на слух, но не произносит звук [Р] Язык безучастно лежит во рту. При этом звук [Р] может быть лишен собственной присущей ему артикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного (КАаОВА).

Велярное произношение ротоцизм норма

Увулярное произношение ротоцизм норма

Двугубное произношение ротоцизм норма

Губно - зубное произношение I вариант ротоцизм норма

Губно - зубное произношение II вариант ротоцизм норма

Носовое произношение ротоцизм норма

Гнусавое произношение ротоцизм норма

Боковое произношение При одностороннем боковом ротоцизме кончик языка отклоняется вправо или влево. Выдыхаемая воздушная струя смещается в другую сторону и вызывает вибрацию бокового края языка. При двустороннем боковом ротоцизме боковые края языка не прижимаются к верхним коренным зубам, пропускают струю выдыхаемого воздуха и вибрируют

Щечное произношение Струя выдыхаемого воздуха проходит между краями языка и щеками, вызывая вибрацию одной или обеих щек.

Одноударное произношение ротоцизм норма

Межзубное произношение I вариант ротоцизм норма

Межзубное произношение II вариант ротоцизм норма

Гортанное произношение Проявляется при экстрапирамидальных заболеваниях или вызывается расщелиной нёба. Звук [Р] возникает за счет колебаний сжатых ложных складок или плотно сомкнутых голосовых складок.

Глухое произношение ротоцизм норма

Предрасполагающие факторы: * слабость мышц передней части языка; * неправильный артикуляционный праксис; * «вялая» воздушная струя; * нарушения фонематических процессов. А также различные анатомические аномалии: * узкое и высокое (готическое) нёбо; * короткая подъязычная связка; * чрезмерно короткий, узкий, массивный, или * недостаточно пластичный язык;

Постановка звука по подражанию от опорных звуков от артикуляционных упражнений от артикуляционных упражнений с механической помощью

Постановка звука [Р] по подражанию предполагает: слуховое восприятие звука акустический образ (рокот мотора, рев льва, рычание собаки…) визуальный контроль тактильные ощущения

Зондовый массаж кончика языка Логопедические зонды: «Вилочковый» «Крестовина»

Артикуляционные упражнения для постановки проторного [R] «Вкусно» «Качели» «Чашечка»

Артикуляционные упражнения для выработки вибрации кончика языка и формирования сильной направленной воздушной струи «Грибок» «Кучер» «Фокус»

Артикуляционное упражнение «3 ступеньки»: «Язычок – хитрый лис встает на верхнюю губу, на верхние зубы, на бугорочки. - Зачем он пришел? - Нечего ему тут стоять! - Сдуем его – прогоним прочь! Но лис не хочет уходить, пытается удержаться»

Артикуляционное упражнение «Индюк» Предложите ребенку, подражая «пению» индюка сначала пошлепать широким кончиком языка между губами, затем между зубами и, наконец, у альвеол. Если, глубоко вдохнув (при выполнении последнего этапа упражнения), ребенок с силой выдохнет воздух и «включит» голос – послышится раскатистый звук [Р]

Артикуляционное упражнение «Верблюд» Проглотить слюну, «высушить» язык. Маленький кусочек бумаги положить на самый кончик языка и, сразу же приподняв язык вверх, не прижать, а приложить его к основанию верхних резцов. Затем с силой выдохнуть, стараясь сдуть бумажку с кончика языка. Послышится либо глухой раскатистый звук [Р], либо звукосочетание «ТР»

Артикуляционное упражнение «Не вкусно»: Ребенок прижимает кончик языка к верхней губе и делает сильный выдох, имитируя плевок. При этом он очень быстро переносит кончик языка к основаниям верхних зубов. Получается раскатистое «Пррр»

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье» Широким передним краем языка «обнять» верхнюю губу и, не отрывая кончика языка, облизать – внутреннюю поверхность резцов до их оснований или чуть выше, при этом надо длительно выдувать сильную струю воздуха. Вибрация широкого кончика языка, начинающаяся на губе, не должна прекращаться и при переводе его на альвеолы. Получается глухое раскатистое звукосочетание «Пррр», а затем звонкое «Бррр».

Артикуляционное упражнение «Грибок» Предложите ребенку при открытом рте присасывать язык к небу и подуть на него, разрывая смычку языка с твердым нёбом. Возникает короткая вибрация кончика языка: Трр.

Опорные звуки Для звука [Р] опорными являются звуки [Т], [Д], [С]. Звуки [Т], [Д] обеспечивает подъем кончика языка, а их многократные быстрые повторения создают небольшую вибрацию кончика языка. Звук [С] способствует формированию направленной воздушной струи.

Постановка звука [Р] от звука [С] на выдохе Выдуть воздух изо рта со звуком [С], а потом резко всосать этот же самый воздух и звук [С] обратно вместе с языком, как будто улитку в раковину. При этом язык должен как бы «чиркнуть» по альвеолам. Затем нужно естественным образом произнести звук [С] и повторить эти же действия на выдохе.

Постановка звука [Р] от слогового сочетания или «ЗА» «Заводим мотоцикл». Протяжно произнося слог «Ззза» ребенок, как бы «газуя» делает РЕЗКИЙ поворот кистями рук, и, таким же РЕЗКИМ рывком «чиркая» кончиком языка вверх по альвеолам, делает резкий выдох на кончик языка. Получается фрикативный звук [ R ] или нормативный [Р] в сочетании с гласным [А]. Затем ребенок «катается на мотоциклах других марок», имитируя рев моторов РУ, РЫ, РЭ или РО.

Постановка фрикативного звука [R] от звука [Ж] Предложите ребенку протяжно произнести звук [Ж] при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к основаниям верхних резцов. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и альвеолами.

Постановка фрикативного [R] от верхнеязычного [З] Ребенок при верхнем положении языка тянет звук [З]. Верхние резцы должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя проходит между языком и верхними зубами. Звук должен произноситься максимально звонко «звенеть и дрожать на кончике языка». Во время такого произнесения нужно продвигать кончик языка в глубь рта, так, чтобы тот прикасался к альвеолам

Постановка звука [Р] от фрикативного [R] Если фрикативный достаточно звонкий [R] произносить очень коротко, как бы ударяя языком по альвеолам - получится одноударный [Р]. Скажите ребенку, что такое жужжание получается, когда муха бьется о стекло: «Язык, как муха вздрогнул, ударившись об альвеолы, как о стекло, и коротко жужукнул».

В русском языке звук [Р] никогда не произносится раскатисто, а, напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому НЕ НАДО добиваться от ребенка усиленной вибрации кончика языка.

ПОСТАНОВКА звука [Р] в сочетаниях «ТР» ( ДР)

Артикуляционное упражнение «Парус» Пусть ребенок очень звонко произносит звук [Д], прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Звук надо произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не отрывать от альвеол. Скажите ребенку, что его язык – это «парус» и при произнесении звука [Д] он должен выдувать воздух так, чтобы его «парус захлопал, затрепетал и завибрировал на ветру», так, чтобы «ветер прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол). Получится звукосочетание Дррр

Прерывание протяжного произношения фрикативного [ R ] звуком [Т] Как будто муху на мгновение прижимают, но тут же отпускают и она снова жужжит: «r т r т r т r…». Между звуками [ R ] и [Т] не должно быть никакого гласного. Если произносить звуки [ R ], [Т] кратко и чередовать их достаточно быстро, то к фрикативному [ R ] добавится легкая вибрация и у ребенка будет получаться звукосочетание Тр – тр – тр.

Произнесение звука [Д] вместо [Р] в словах, начинающихся сочетаниями ТР или ДР (тдава, тдамвай, тдуба,, ддуг)

Сочетание альвеолярных [Т] или [Д] с фрикативным [R] (тr, дr) с резким выдохом на первом звуке. Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожит лишь самый край языка и число колебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, что сразу замедлит частоту колебаний и доведет ее до нормальной

Прием «Фокус» Предложите ребенку произнести верхнеязычное [Т] в составе сочетания ДЗЫНЬ (или мягкое верхнеязычное [З ] - ДЗИНЬ), имитируя звон колокольчика, при этом он должен провести пальцем под языком. Вместо колокольчика зазвучит балалайка – вместо «ДЗЫНЬ» послышится «ДРЫНЬ» (или соответственно вместо «ДЗИНЬ» - «ДРИНЬ»). Затем следует постепенно удлинять произношение второго звука этого сочетания, обращая внимание ребенка на его звучание.

Прием «Подуй на карандаш» Ребенку предлагают слегка прижать широкий кончик языка к альвеолам и с силой подуть на лежащий перед ним карандаш так, чтобы тот покатился по столу. Сначала используют круглый, а затем (с целью повышения сложности упражнения) граненый карандаш. Получается глухое раскатистое Трр.

ПРИЕМЫ РАСЩИПЛЕНИЯ звукосочетаний ТР, ДР, Предложите ребенку сразу после слога ТРА произнести слог РА (Тра- ра – ра), затем Тро-ро – ро, Тры – ры – ры и т.д.

Прием «Машина буксует» Можно произносить звукосочетание Тррр «толчками», прерывая произношение [Р] короткими паузами, как будто машина буксует: «Трр – р – р…» Паузы нужно постепенно удлинять, пока звуки [Р] не будут звучать практически изолированно друг от друга в заданным ритме. Затем переходить к автоматизации звука [Р] в прямых слогах РА, РО, РЫ, РЭ, РУ и в словах с этими слогами.

Если и этот способ расщипления сочетаний ТР, ДР не приносит ожидаемых результатов, можно научить ребенка вклинивать между согласными редуцированный (нечеткий) гласный звук: ТРа – ТуРа, ДРа - ДыРа Постепенно удлиняя первый гласный, переходить к послоговому произношению Ту – ра, Ды – ра и, наконец, просто РА и т.д.

Отработав звукосочетания Др – Тр (друг, трубка…) следует постепенно менять первые согласные звуки: Др – Бр (брат, брошка…), Тр – Пр (правда, пруд…). Далее так же вводятся звуки: Ф – Фр, В – Вр, Ш – Шр, З – Зр и т.д.

Логопедические зонды для постановки звука [Р]

Постановка звука [Р] при помощи логопедического зондов «Рогатка» или «Широкая лопатка» Поднять зондом боковые края языка ребенка и слегка прижать их к коренным зубам. Попросить ребенка с силой подуть на кончик языка. Получится глухой раскатистый рокот. То же самое можно делать без зонда, прижимая боковые края языка к верхним коренным зубам при помощи большого и указательного пальцев.

Постановка звука [Р] при помощи логопедического зонда «Шарик» Ребенок длительно, протяжно произносит: - * либо фрикативный звук [R], - * либо верхнеязычный [З], - * либо одно из сочетаний: «ДЖ» или «ДН», - * либо одно из слов: «жир», «тыр», «дырка». Одновременно под язык ребенка подкладывается зонд «Шарик». Быстрыми движениями вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами

Логопедические зонды для постановки звука [Р]

Иллюстряции из книги Хватцева М.Е. Артикуляция звука «Р» Вызывание вибрации (вид снаружи) языка при помощи пальца

Постановка звука [Р] при аномалиях строения речевых органов. При ДИЗАРТРИИ – необходима длительная отработка артикуляционных упражнений, предназначенных для постановки звука [Р]. Ставить звук [Р] лучше всего механическим способом. При ПРОГЕНИИ, а также при ГОТИЧЕСКОМ НЕБЕ - ребенок должен прислонять язык несколько ближе к верхним резцам. Использование механической помощи может давать слишком грубое звучание. При отсутствии ВЕРХНИХ КОРЕННЫХ ЗУБОВ - целесообразна постановка временного одноударного произношения [Р]. Когда зубы вырастут, произношение звука [Р] надо будет уточнить.

Зондовый массаж подъязычной уздечки О

Особенности автоматизации Автоматизация звука [Р] в слогах и словах начинается еще до окончания отработки нормативного произношения: либо автоматизируется звук [Р], произносимый с механической помощью; либо (как, например, при исправлении бокового ротоцизма) автоматизируется фрикативный звук [R] в словах, фразах и даже в самостоятельной речи. Затем приступают к выработке вибрации кончика языка с механической помощью и осуществляют последующую автоматизацию вибранта [Р].

ПараротоцизмР Л Й Л Р Г Ы В Д

Подготовительный этап 1 * Сопоставление и определение на слух звука [Р] и его заменителя. 2 * Сравнительный анализ артикуляции звука [Р] и его заменителя. * Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки звука [Р].

Замена звука звуком Р Замена звука [Р] звуком [Р] Р 1. Путем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука [Р] можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад, что влечет за собой более твердый оттенок звука. Р 2. При произнесении мягкого [Р] для раскрытия рта можно слегка нажать большим пальцем на подбородок ребенка. 3. Для перемещения языка назад можно ввести под него шпатель или зонд.

Исправление нарушений произношения звука Р Исправление нарушений произношения звука [Р]

Р И Постановка [Р] в слоге с гласным [И]. Р Вслед за вами ребенок должен произнести слоги РИ – РИ – РИ. Губы должны быть вытянуты в улыбку, зубы сомкнуты в правильном прикусе. Кончик языка должен прикасаться к основаниям резцов. Повторяя за вами слоги, ребенок может начинать с твердого [Р], переходя к мягкому непосредственно перед гласным [И]. Р Чтобы [Р] звучал мягко, гласный [И] должен быть максимально закрытым. Губы должны быть вытянуты в очень широкую улыбку.

Р Постановка звука [Р] между двумя гласными Предложите ребенку широко улыбнуться, сомкнуть зубы в правильном прикусе и очень быстро слитно произнести звукосочетания ирИ – ирИ – ирИ. Р Между гласными будет слышаться мягкий согласный звук [Р]

Р Т Постановка [Р] от правильного [Т] Т Т После длительного произнесения мягкого звука [Т], ребенок должен вслед за Вами повторять звукосочетания три - три - три… Звук [Т] должен произноситься несколько протяжно. Р За ним будет слышаться мягкий [Р]

При замене мягкого Р на твердое Р При замене мягкого [Р] на твердое [Р] И необходимо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И]