МОУ ДПОПР «ЦПКИМР» Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса (согласно ФГТ к структуре ООП дошкольного образования) Зорина Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Advertisements

Организация непосредственно –образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Организация образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «СЕМИЦВЕТИК» городского округа город Шарья Костромской области.
1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 2. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.
«Планирование с учетом современных требований» год Музыкальный руководитель Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад 369» г. Перми Шуваева.
Муниципальное учреждение «Методический кабинет» Ртищевского муниципального района Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса (согласно.
Планирование и организация работы воспитателей в процессе реализации образовательных областей.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
Транксрипт:

МОУ ДПОПР «ЦПКИМР» Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса (согласно ФГТ к структуре ООП дошкольного образования) Зорина Н.А. начальник отдела дошкольного образования

Комплексно – тематическое планирование Комплексно – тематическое планирование – это планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем направлениям развития и образовательным областям.

Принципиальные отличия новой структуры плана от старой Замена учебного блока, который ранее в календарном и перспективном планировании назывался «Специально организованные занятия» на блоки «Образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей». Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей, в которую входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность, не связанная с одновременным проведением режимных моментов. Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных (а не формальных) признаков. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность».

Требования к комплексно-тематическому планированию основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации образовательного процесса учитывается время, отведенное на : на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (утренний прием детей, утренняя гимнастика, завтрак, прогулка в первую половину дня, обед, динамический час после дневного сна, полдник, прогулка во вторую половину дня, вечер).

При планировании и организации образовательного процесса учитывается время, отведенное на : самостоятельную деятельность детей в предметно – развивающем пространстве взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Структура образовательного процесса Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность в ходе режимных моментов Взаимодействие с семьями воспитанников Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Совместная деятельность, направленная на решение образовательных задач Совместная деятельность, направленная на осуществление функций присмотра и (или) ухода Свободная деятельность по интересам ребенка Организованная воспитателем деятельность

Реализация основных направлений развития дошкольников

Формы организации детских видов деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Познавательно- исследовательск ая Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами, режиссерские) Трудовая Совместные действия, дежурства, поручения, задания, реализация проекта

Формы организации детских видов деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Двигательная Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования, эстафеты Игровая Сюжетные игры, игры с правилами, драматизации, театр Продуктивная Мастерская, реализация проектов, занятия в изостудии, кружке Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, разучивание Музыкально- художественная Слушание, исполнение, импровизация, подвижные игры под музыку, дидактические игры

Схема развития деятельности самостоятельная деятельность (самодеятельность) совместная деятельность со взрослым совместная деятельность со сверстниками

Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) Определяется дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.

Совместная деятельность Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Организация совместной деятельности взрослого с детьми (Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Алгоритм организации совместной деятельности Мотивация деятельности Постановка общей цели Мотивация объединения Конкретизация результата Планирование предстоящей деятельности Распределение материала, действий или ролей Конкретизация индивидуальной цели Организация рабочего места Осуществление деятельности Оценка результата (соответствие цели) Рефлексия

НОД - специально спланированная деятельность, где развиваются интегративные качества ребенка и расширяются его знания об окружающем мире.

НОД организуется как совместная деятельность взрослого и ребенка, выстраиваемая на основе увеличения доли самостоятельности ребенка Совместная деятельность взрослого и ребенка Каждый делает свою часть работы Ты делаешь, Я - помогаю Я делаю, ты – помогаешь Делай как я

Отличительные особенности непосредственно образовательной деятельности НОД: Воспитатель + дети, Ребенок + ребенок Переход от НОД к самостоятельной деятельности Самостоятельная деятельность: игровая коммуникативная трудовая познавательно- исследовательская, продуктивная музыкально- художественная чтение

При планировании и составлении расписания НОД учитывается: общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.

При планировании и составлении расписания НОД учитывается : В соответствии с п при планировании НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени. Общественно – полезный труд в соответствии с п.12.22, продолжительность не более 20 минут в день.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов При планировании образовательного содержания в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму, позволяющую педагогу установить «разумный баланс» между видами образовательной деятельности, амплифицировать развитие детей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому.

Время суток Понедельник (Экология и речь) Вторник (развитие) Среда (занятия по интересам) Четверг (день общения) Пятница (труд и физ. культура) УтроОбразовательная деятельность в режимных моментах 1. Дежурства и наблюдения в уголке природы. 2. Знакомство с народными приметами. 3. Экологические дидактические игры. 1. Дежурства и наблюдения в уголке природы. 2.Рассматривание иллюстраций. 3. Игры, упражнения с эл. психогимнастики. 1. Дежурства и наблюдения в уголке природы. 2. Работа в книжном уголке 3. Сюжетно-ролевые игры. 1. Дежурства и наблюдения в уголке природы. 2. Коммуникативные игры. 3. Загадки по темам обучения. 1. Дежурства и наблюдения в уголке природы. 2. Игры с элементами психогимнастики. 3. Настольно – печатные игры общее – утренняя гимнастика с элементами дыхательной, релаксационной, игрового массажа 1-я полов ина дня Самостоятельная деятельность детей 1. Сюжетно – ролевая игра. 1 Сюжетно – ролевая игра. 1. Сюжетно – ролевая игра. общее - занятия по интересам. Непосредственно образовательная деятельность 1.Социализация / Развитие речи 1. Познание – формирование целостной картины мира 1.Познание- продуктивная (конструктивная) деятельность 3. Познание - ЭМП3. Художественное творчество 2. Физкультура2. Музыка2. Физкультура2. Музыка2. Физкультура Самостоятельная деятельность детей 1. Режиссерские игры. 2. Занятия по интересам. 1. Опытно – эксп. деятельность в мини – лаборатории. 2. Занятия по интересам. 1. Режиссерские игры. 2. Занятия по интересам. 1. Занятия по интересам. 2. Театрализованные игры, игры – драматизации 1. Занятия по интересам. 2.Самостоятельная деятельность детей в зоне творчества. Прогулка Экскурсия - Труд и наблюдение на мини – огороде. 3. Чтение худ. лит-ры - Разучивание новых подвижных игр. Экскурсия - Наблюдение за трудом взрослых. 1.Коммуникация - Игры, упражнения, ситуации на освоение правил поведения. 1. Безопасность - Труд в группе и на участке. Циклограмма образовательной деятельности в группах по образовательным областям

2-я половин а дня гигиенические процедуры, полдник 1. Дидактические игры и этюды на формирование КГН. 2. Индивидуальная работа по ЗКР. 3. Разучивание чистоговорок, скороговорок. 1. Дидактические игры и этюды на формирование КГН. 2. Индивидуальная работа по ЗКР. 3. Разучивание чистоговорок, скороговорок. 1. Дидактические игры и этюды на формирование КГН. 2. Индивидуальная работа по ЗКР. 3. Разучивание чистоговорок, скороговорок. 1. Дидактические игры и этюды на формирование КГН. 2. Индивидуальная работа по ЗКР. 3. Разучивание чистоговорок, скороговорок. 1. Дидактические игры и этюды на формирование КГН. 2. Индивидуальная работа по ЗКР. 3. Разучивание чистоговорок, скороговорок. Совместная деятельность взрослого и детей 1. Кружок1. Знакомство с разными видами творчества. 1. Кружок.1. Беседы, игры на формирование валеологической культуры. 1. Развлечение - Чтение художественной литературы. -Рассматривание иллюстраций. -Изготовление атрибутов. -Посадка семян или рассады. -Игры – занятия в книжных уголках. -Дидактические игры. -Развивающие и логические игры. -Игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов. -Конструктивная деятельность. -Работа с копилкой предметов – заместителей. -Игры на развитие геометрического мышления. -Психогимнастика, сказко-, игротерапия. -Ознакомление с произведениями искусства. -Игра с мозаикой. -Конструктивные игры. -Рассматривание иллюстраций -Беседы по воспитанию культуры поведения. -Работа со сказкой. -Викторины, конкурсы. -Чтение художественной литературы. -Правила безопасного поведения. -Коллективные творческие дела. -Игры по социально – эмоциональному воспитанию. -Динамический час. -Ручной труд. -Дидактические игры, рассматривание иллюстраций о профессиях, спорте. Работа с родителям и

Самостоятельная деятельность Планирование самостоятельной деятельности предполагает выбор деятельности, актуальной на данный день, неделю в зависимости от поставленной задачи, а также ранее запланированных видов деятельности. В плане указываются зоны, в которых педагог организует деятельность.

Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в МДОУ Дизайн – проект прогрессивной развивающей среды детства: Создание условий для творческого развития и возможностей черпать из организованной среды информацию, необходимую для постановки задач. Соответствие предметно-развивающей среды возможностям ребенка при переходе к следующему этапу развития. Обогащение среды природными, социокультурными средствами для ОД. Создание функционального комфорта в процессе активной деятельности.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников по реализации ООПДО. Формы взаимодействия с семьей (преимущественно совместное творчество детей, родителей и педагогов: семейные клубы по интересам; студийные занятия родителей и детей; семейные встречи; «гостиные»; спортивные праздники. В Родительском уголке размещаются информационные материалы по теме недели и рекомендации для родителей по проведению образовательной работы с детьми.

Алгоритм планирования 1. Выбор основы для построения тематического календаря: Лексические темы (реальные события, происходящие в окружающем мире и описываемые в художественных произведениях, специально смоделированные воспитателем, события жизни возрастной группы) Празднично – событийного цикла 2. Планирование тематического периода (одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период 2 недели). 3. Распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов:

Алгоритм планирования ТемыСрок реализацииЦелиИтоговое мероприятие День знаний15августа-1 сентябряФормирование первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения в школе (предметам, урокам, оценкам, школьным принадлежностям, распорядку дня школьника, новой роли ученика и др.), труду учителя. Массовое развлечение «Путешествие в страну знаний»

Алгоритм планирования 4. Выделить задачи работы с детьми в рамках темы. 5. Планирование формы и содержания итогового мероприятия; 6. Определить содержание образовательного материала. 7. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми. 8. Выстраивание последовательности форм ОД; 9. Подготовить оборудование и внести изменения в предметно-развивающую среду (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр, панорам)

Комплексно-тематическая модель ДостоинстваНедостатки Возможность проживания темы в разных видах деятельности Возможность варьирования тем, времени освоения содержания, включения новых тем по интересам и желанию детей Создание содержательно- смыслового поля как мотивации к познанию Отсутствие разделения времени на обучение и присмотр Трудности в организации системной подачи материала

Современные требования к профессиональным умениям воспитателя Своевременно вносить изменения в собственную профессиональную деятельность в соответствии с изменениями государственной политики в области дошкольного образования. Выстраивать образовательный процесс в ДОУ на адекватных возрасту формах работы с детьми: игре, беседе, наблюдении, слушании музыки, пении, чтении фольклорных и художественных произведений, конструировании, рисовании и др. с учётом интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).

Создавать образовательное пространство на основе единых педагогических подходов через взаимодействие с коллегами по работе (сменным педагогом, помощником воспитателя, руководством ДОУ и др.), а также формировать субъектную позицию у всех участников образовательного процесса в совместной творческой деятельности. Обеспечивать смену интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха в различных видах самостоятельной детской деятельности и совместной деятельности педагога с ребёнком. Современные требования к профессиональным умениям воспитателя

Перестраивать собственную деятельность в зависимости от желаний и увлечений детей, реагировать и удовлетворять их природное любопытство, учитывать специфику психофизического развития ребёнка. Организовывать и умело использовать предметное пространство в обучении и воспитании детей. Современные требования к профессиональным умениям воспитателя