МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об общих и специфических проблемах работ над программами развития сети ОУ и их реализацией Сартакова Е.Е.
Advertisements

Основные направления и и механизмы сетевого взаимодействия ОУ в региональной образовательной системе Сартакова Е.Е., к.и.н., доцент, зав. лаб. «Сельская.
Секция «Развитие сети общеобразовательных учреждений Томской области: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от.
Технологии саморегуляции механизмов формирования содержания образовательных программ в муниципальных образовательных системах Томской области Сартакова.
Государственный университет – Высшая школа экономики Директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ-ВШЭ Абанкина Татьяна.
«Сеть общеобразовательных учреждений» – совокупность всех образовательных учреждений района (региона, страны) реализующих программы начального общего,
О региональной специфике деятельности сельских школ по реализации ФГОС Сартакова Е.Е.
Под развитием сети общеобразовательных учреждений, понимается оптимизация региональной системы образования, обеспечивающая повышение качества образования.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ДО Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от
Приоритеты образовательной политики в Московской области Запалацкая Вероника Станиславовна, зав. отделом стратегии развития образования и информационных.
Семинар-совещание руководителей муниципальных образовательных учреждений Вязниковского района Тема: «Управление развитием школы с учетом новых требований.
Организация обучения в малокомплектных классах в условиях подушевого финансирования.
Особенности развития муниципальной образовательной системы Зырянского района в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Развитие сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования.
НСОТ как механизм развития сети общеобразовательных учреждений Томской области.
Модель развития системы методической работы МЕЛИХОВСКОГО школьного округа.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Инновационная и экспериментальная деятельность муниципальной системы образования. Методист по инновационной работе Стрельникова А.А.
Саморегулирование сети ОУ в условиях внедрения новых экономических механизмов в рамках КПМО Сартакова Е.Е., к.п.н.,зав. лаб. ТОИПКРО, Тоболкина И.Н., к.п.н.,
Модели реализации межшкольными учебными комбинатами профориентационной работы со школьниками в рамках сетевого взаимодействия и расширения социального.
Транксрипт:

МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Актуальность. Одним из важнейших аспектов развития системы образования Российской Федерации является ее регионализация, которая обусловила разграничение компетенций между различными уровнями властных структур, формирование местных образовательных систем (МОС) в целом и становление отдельных элементов в частности. Постоянно растущие требования со стороны государства и общества в области качества, доступности и эффективности образовательных услуг способствовали формированию новых условий развития местных образовательных систем (переходу на нормативное финансирование; введению государственного контроля за качеством общего образования, развитию содержания образования, внедрению инновационных педагогических технологий и проч.).

Механизмы развития муниципальных образовательных систем были определены в ряде государственных документов, в том числе в Законе «Об образовании», Концепциях модернизации российского образования на период до 2010 г., предпрофильной подготовки, профильного обучения и др. Документом, определяющим стратегию развития сельских муниципальных сетей и отдельных ОУ, стала Концепция реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности.

В тоже время потребность в разработке концептуальных основ и механизмов модернизации современных сельских муниципальных образовательных систем не удовлетворена и обусловлена рядом факторов. Слабый уровень развития образовательного права не в полной мере позволил использовать предложенные технологии и механизмы модернизации сельских образовательных учреждений. Задачи профилизации старшей школы, и, соответственно, формирование муниципальных образовательных сетей были частично решены в условиях низкой плотности населения, малодоступности, отдаленности, низком уровне развития технических коммуникаций российской действительности. Малочисленность и малокомплектность образовательных учреждений как специфический элемент региональных и муниципальных образовательных систем РФ определило и слабую степень модернизации педагогического процесса в рамках сетевого взаимодействия. Введение нормативного финансирования в силу высоких затрат на обучение детей в сельских школах требовало теоретического обоснования моделей местных образовательных систем.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности.

Выявленные недостатки теории и практики модернизации сельских муниципальных образовательных систем объективно обусловлены наличием противоречий между: потребностями развития инновационного сектора экономики в современном образовании и ограниченными ресурсными возможностями сельских муниципальных образовательных систем, отсутствием концепции их устойчивого развития в новых финансово-экономических и нормативно-правовых условиях деятельности; инвариантными отдельными методиками развития образования (Концепции реструктуризации сети ОУ, находящихся в сельской местности, предпрофильной подготовки, профильного обучения и др.) и потребностью в теоретическом обосновании и использовании вариативных комплексных педагогических механизмов модернизации сельских образовательных систем в силу социально- экономической, гео-территориальной, природно- климатической неоднородности регионального и муниципального пространства России;

потребностями субъектов образовательного процесса в широком спектре образовательных услуг в рамках введения обязательного полного среднего образования, отдельных его уровней (предшкольного, профильного, допрофессионального и др.) и сохранение локального образовательного пространства, низкая степень формирования муниципальных образовательных сетей сельских муниципальных образований; возрастающими требованиями к уровню и качеству подготовки подрастающего поколения и недостаточном качестве образовательных услуг, предоставляемым определяющим компонентом муниципальных образовательных систем - сельской школой, в том числе и малокомплектной (как в силу специфики ее деятельности, так и по причинам слабой концентрации внимания на результатах обучения и воспитания; сохранении традиционной конструкции педагогического процесса, в том числе и низкой степени использования педагогических технологий); необходимостью модернизации сельских муниципальных образовательных систем и слабой подготовленностью кадров, деятельность которых направлена на поддержание традиционных моделей обучения и воспитания в сельских образовательных учреждениях.

Основные положения МОС 1.Концептуальные педагогические основы модернизации сельских МОС включают в себя -условия: создание единого информационно- образовательного пространства, введение нормативного финансирования; формирование региональной модели нормативно-правовых отношений в области образования; -направления: формирование муниципальных образовательных сетей, моделей отдельных ОУ, МКШ, партисипативной системы управления МОС, подготовки, переподготовки, организации профессионального роста менеджеров и педагогов; -принципы: полнота реализации потребностей личности, общества и государства, открытость, обязательность выбора образовательной услуги, учет всех потребностей, вариативность способов освоения образовательных программ и др.

3.Муниципальная образовательная сеть это часть муниципальной образовательной системы, формирующаяся постепенно на основе моделей педагогических ассоциаций (ОО) для обеспечения разностороннего развития и полноценного образования детей, стимулирующая процессы повышения качества, доступности и эффективности образования, которая включает образовательные учреждения, удовлетворяющие разнообразные потребности населения, в том числе и социально- педагогического типа на основе совмещенных образовательных программ и стандартов; чьи условия функционирования обусловлены гео - территориальной и социально-экономической спецификой.

Главным элементом МОС, с нашей точки зрения, является муниципальная образовательная сеть (МС) часть муниципальной образовательной системы, создаваемая на селе для обеспечения разностороннего развития и полноценного образования детей, стимулирующая процессы повышения качества, доступности и эффективности образования, которая включает образовательные учреждения, удовлетворяющие разнообразные потребности населения, в том числе и социально-педагогического типа. На основании историко-педагогического анализа и результатов пилотного исследования было выявлено, что в настоящее время управленчески созданные сети общеобразовательных учреждений не обеспечивают в необходимой степени полноты и территориальной доступности образовательных услуг; возможности МОС используются нерационально, не создаются условия отдельным ОУ для эффективного использования своих ресурсов (человеческих, информационных, материальных, финансовых); школы не способны быстро адаптироваться к демографическим волнам. На наш взгляд, формирование муниципальных образовательных сетей должно строиться постепенно на основе идеи педагогических ассоциаций (А.М. Цирульников), т.е. добровольных, «естественных» объединений ОУ различного типа, в число которых можно отнести образовательные округа (муниципальные, межмуниципальные, ассоциации педагогов и учащихся). Условиями создания территориальной сети являются следующие: наличие территориальной специфичности, связанной с индивидуальностью муниципальной образовательной сети, в том числе и транспортной схемы; формирование единых подходов к реализации Федерального компонента ГОС общего образования, регионального, местного образовательного стандарта; преемственность образовательных программ; наличие нормативно-правовой базы функционирования сети.

В рамках концепции можно выделить следующие виды муниципальных образовательных сетей, формирующихся на базе: -на базе педагогических ассоциаций; -в рамках «ресурсного центра» (крупного ОУ); -в территориальных общеобразовательных центрах; -в отдельных вузах («выездные школы»); -в условиях центров профильного обучения; -в старших профильных школах; -в образовательных комплексах, объединяющих ОУ как общего, так и профессионального образования; -в центрах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся учреждений общего образования; -в межшкольных ресурсных образовательных центрах; -в дистанционной модели обучения. В структуру МОС и Сети могут быть включены разнообразные модели ОУ, разработанные на основе работ В.М.Артюхова, М.П.Гурьяновой, Б.Кугана, Т.А. Фральцовой и др., так и формирующиеся в настоящее время: базовые. окружные школы. ресурсные центры, а также различного вида малокомплектные школы (разновозрастного, частично разновозрастного, индивидуального обучения, семейного образования и др.). В структуру сети могут быть включены образовательные округа (Томская модель) как механизмы реализации профессионального роста педагогов.

Теоретико-методологическое, технологическое обеспечение построения моделей модернизации МОС было связано с классификацией образовательного пространства сельских территорий (М.В. Груздев, М.П. Гурьянова) на основе учета национально-территориального фактора, при этом модели модернизации МОС обусловлены гео- экономической характеристикой территории. Наибольшее значение для проектирования территориальных сетей имеют следующие расселенческие структуры: отдаленные и сохраняющие традиционные сельскохозяйственные функции в сочетании с отраслевым природопользованием; находящиеся в буферной зоне городов с высокоинтенсивным сельским хозяйством при очевидном влиянии города; эволюционизирующиеся в рамках перехода сельских населенных пунктов в агрорекреационные поселения; отмирающие «дистрофные» населенные пункты, утратившие прежние хозяйственные функции. Характеристика расселенческих структур позволила выделить три группы МОС: пригородные, центральные, отдаленные. При этом в пригородных МОС преобладают второй-третий типы расселения, в центральных – третий- второй, а в отдаленных – первый-четвертый.

Модели сетей Томской области. Центральный район: Шегарский

Модели сетей Томской области. Центральный район: Зырянский район Описание модели «Зырянский образовательный округ»: 1.Социально-правовой статус базовых школ «Средняя школа полного дня с организацией профильного образования в старших классах, с группами дошкольного образования» «Средняя школа полного дня с организацией профильного образования в старших классах с предшкольным интернатом» 2.. Социально-правовой статус школ-спутников: МОУ «Цыгановская ООШ» основная школа, со сроком реализации программ основного общего образования 2 года, с группами предшкольного образования. МОУ «Причулымская ООШ» основная школа с группами предшкольного образования МОУ «Семеновская ООШ» основная школа с группами дошкольного образования МОУ «Берлинская ООШ» основная школа с группами предшкольного образования МОУ «Красноярская ООШ» основная школа с группами предшкольного образования МОУ «Богословская НОШ» начальная школа с группами предшкольного образования

Модели сетей Томской области. Центральный район: Зырянский район Описание модели «Дубровский образовательный округ»: 1.Социально-правовой статус базовой школы «Средняя общеобразовательная школа» с организацией групп продленного дня, организацией профильного образования в старших классах, с группами предшкольного образования 2. Социально-правовой статус школы-спутника: ГромышевскаяООШ – самостоятельное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа»- Социокультурный центр – в здании школы расположена сельская библиотека, сельский ДК, ФАП. Описание модели «Михайловский образовательный округ»: Социально-правовой статус базовой школы «Средняя общеобразовательная школа» с организацией групп продленного дня, организацией профильного образования в старших классах, с группами предшкольного образования 2. Социально-правовой статус школы-спутника: МОУ «Окуневская ООШ» – самостоятельное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» Описание модели «Высоковский образовательный округ»: 1.Социально-правовой статус базовой школы «Средняя общеобразовательная школа» с организацией групп продленного дня, организацией профильного образования в старших классах. Социально-правовой статус школ-спутников: МОУ «Шиняевская ООШ» – самостоятельное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа» МОУ «Беловодовская НОШ» - самостоятельное обшеобразовательное учреждение. Описание модели «Чердатский образовательный округ»: 1.Социально-правовой статус базовой школы «Средняя общеобразовательная школа» с организацией групп продленного дня, организацией профильного образования в старших классах, с группами предшкольного образования 2. Социально-правовой статус школ-спутников: МОУ «Иловская ООШ» – самостоятельное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа»

Модели сетей Томской области. Центральный район: Молчановский район

Модели сетей Томской области. Центральный район: Первомайский район

Модели сетей Томской области. Центральный район: Кожевниковский район Основные модели реструктуризации общеобразовательных учреждений С учетом специфики района предлагаются следующие модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений: 1 модель. Интеграция дошкольных и общеобразовательных учреждений. Общеобразовательные учреждения реализуют программы начального, основного, среднего общего образования, а также дошкольные общеобразовательные программы. 2 модель Организация деятельности образовательного округа, выделение в структуре округа опорной школы, обеспечивающей более высокий уровень преподавания. 3 модель. Опорная школа - образовательная организация, реализующая программы общего образования, оснащённая современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием. 4 модель. Реорганизация основных общеобразовательных школ в начальные школы, средних в основные, открытие филиалов для обучения. Формы сетевого взаимодействия учреждений в зависимости от типа сети и условий ее функционирования: Взаимодействие в осуществлении обучения: организация подвоза в общеобразовательные учреждения (из 7 сел подвоз осуществляется с 1 класса, из 7 сел подвоз осуществляется с 5 класса, из 11 сел осуществляется подвоз в классы, на базе МОУ Кожевниковская СОШ 1 реализуется программа «автодело»); в реализации программы гражданского самообразования (деятельность Центров гражданского самообразования на базе Кожевниковской СОШ 1, Кожевниковской СОШ 2, Дома детского творчества); в организации деятельности образовательных округов.

Модели сетей Томской области. Центральный район: Асиновский район Модели развития муниципальной сети: Дистанционная модель – Батуринский ОО. Внутрипоселенческая сеть– Новониколаевский ОО. Классическая сеть, основанная на подвозе – Ягодный ОО, Новиковский ОО, городской ОО. Школа с углубленным изучением отдельных предметов – СОШ 2. СОШ 4. Культурно-образовательный центр – Новокусковский ОО.

Модели сетей Томской области. Центральный район: Кривошеинский район

Модели сетей Томской области. Отдаленный район : Каргасокский район

Модели сетей Томской области. Отдаленный район : Верхнекетский район Основные модели реструктуризации общеобразовательных учреждений С учетом специфики района предлагаются следующие модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений: 1 модель. Интеграция дошкольных и общеобразовательных учреждений. Общеобразовательные учреждения реализуют программы начального, а также дошкольные общеобразовательные программы. 2 модель Общеобразовательные учреждения реализуют программы основного общего образования (1 - 9 классы) с предпрофильной подготовкой, а также дошкольные общеобразовательные программы. 3 модель. Опорная (базовая) школа - образовательная организация, реализующая программы общего образования, оснащённая современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием. В школу организуется транспортная доставка детей из близлежащих населённых пунктов. Школа при необходимости является центром дистанционного обучения для школьников из других населённых пунктов. Школа также может быть ресурсным образовательным центром, осуществляющим информационное и методическое обеспечение образовательного процесса в сельских малокомплектных школах. Данная модель позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы для повышения качества образовательного процесса. 3 модель. Реорганизация основных общеобразовательных школ в начальные школы.

Модели сетей Томской области. Бакчарский район

создание базовых школ, обеспечивающих качественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых ресурсов, подвоза обучающихся или открытия пришкольного интерната; создание на базе школ сельских социокультурных комплексов, представляющих общеобразовательную школу, интегрированную с образовательными, культурными, социальными учреждениями микросоциума и работающую с ними по единому плану и в едином режиме; создание образовательных комплексов, объединяющих школы с дошкольными образовательными учреждениями; создание школы - ресурсного центра, представляющей общеобразовательную школу, имеющую высокий педагогический, методический и творческий потенциал, интегрированную с дополнительным образованием, осуществляющую довузовскую подготовку.

Модели сетей Томской области. Колпашевский район

Ресурсно- методический центр МОУ «СОШ 2» СОШ ТОИПКР О ДОУ НОШООШ УДО ИДО ТГУ РЦРО

Модели сетей Томской области. Колпашевский район Ресурсно-методический центр МОУ «СОШ 7» СОШ ТОИПК РО ДОУ НОШООШ УДО ТГУ РЦРО

Модели сетей Томской области. Колпашевский район Ресурсно-методический Центр МОУ «Чажемтовская СОШ» Инкинская СОШ ТОИПК РО ДОУ Чажемтовское, Озёренское Могильно- Мысовская НОШ Старо- Короткинск ая ООШ ИДО ТГУ РЦРО Нвогоренск ая СОШ Озёренская СОШ СДК

Модели сетей Томской области. Колпашевский район

Модели сетей Томской области. Парабельский район

Модели сетей Томской области. Александровский район Отдел образования МОУ СОШ с.Назина МОУ СОШ с.Новоникольское МОУ ООШ п.Октябрьский МОУ СОШ 2 с.Александровское МОУ СОШ с.Александровское МОУ СОШ с.Лукашкин Яр Филиал МОУ ООШ п.Северн ый Филиал МОУ НОШ д.Ларино

Модели сетей Томской области. Чаинский район

Модели сетей Томской области. Г. Северск Сеть профильного обучения

Модели сетей Томской области. Г. Северск Сеть ресурсного центра

Модели сетей Томской области. Г. Северск Профессионально-ориентированная сеть

Спасибо за внимание!