Здоровье среды в Тамбове Желтов П.Е. педагог дополнительного образования МОУ ДОД СЮН г. Тамбова ©zheltov, 2007
Творческое название Дом, в котором мы живём… ©zheltov, 2007
Основные вопросы Каково состояние окружающей среды в Тамбове? Как состояние среды влияет на разные виды живых организмов? Каковы могут быть источники загрязнения окружающей среды? ©zheltov, 2007
Актуальность проекта Роль оценки среды Проведение оценки качества среды, ее благоприятности для человека необходимо для: определения состояния природных ресурсов; разработки стратегии рационального использования региона; определения предельно допустимых нагрузок для любого региона; решения судьбы районов интенсивного промышленного и сельскохозяйственного использования, радиационно-зараженных районов и др.; выявления зон экологического бедствия; решения вопроса о строительстве, пуске или остановке определенного предприятия; оценки эффективности природоохранных мероприятий, введения очистных сооружений, модернизации производства и др.; введения новых химикатов и оборудования; создания рекреационных и заповедных территорий. ©zheltov, 2007
Актуальность проекта Здоровье среды и здоровье человека Данная система оценки позволяет получить интегральную характеристику состояния среды в целом, ее пригодности для человека и при этом лишена ряда ограничений, связанных с непосредственным изучением здоровья людей: нет социально-психологических барьеров, неизбежных при проведении обследования людей; есть возможность исследовать живые организмы, находящиеся при исследуемом воздействии на протяжении всей жизни; появляется возможность оценки качества среды и ее благоприятности для проживания человека даже в районах, где люди сейчас не живут. ©zheltov, 2007
Методика, используемая при реализации проекта апробирована, проверена и издана в виде методического пособия Центром Экологической Политики России. Нет никаких нюансов, как то у популярной методики лихенологических исследований. Даётся оценка не степени загрязнения среды теми или иными веществами, а состояния живых организмов в данных условиях обитания. Доступность объектов исследования. Преимущества ©zheltov, 2007
Цель и задачи проекта Цель: сформировать у учащихся навыки исследователя, сформировать экологическое сознание. Задачи: научить работать самостоятельно и творчески; развить навыки анализа полученной информации; научить проводить сравнительный анализ. ©zheltov, 2007
Образовательный аспект Углубление знаний в области систематики и морфологии растений. Освоение новой методики исследования состояния окружающей среды. ©zheltov, 2007
Воспитательный аспект Воспитание бережного и внимательного отношения к живым организмам и окружающей среде вообще. Воспитание ответственности и честности при анализе и обработке данных. ©zheltov, 2007
Развивающий аспект Развитие внимательности, усидчивости и целеустремлённости. Развитие навыков работы с измерительными приборами. Развитие навыков работы с электронно- вычислительной техникой. ©zheltov, 2007
Сфера применения Курс природоведения в средней школе (с преобладанием деятельности учителя). Курс экологии в старших классах средней школы (в виде индивидуальных или групповых заданий). Преподавание элективных курсов по экологии родного края, охране природы и пр. ©zheltov, 2007
Этапы работы по темам проекта Предоставление воспитанникам пакета информации об объектах и методике исследования (апрель). Инструктаж по технике и методике исследования (май). Самостоятельный сбор информации в процессе полевых исследований, ведение дневника (июль- сентябрь). Анализ полученных результатов и сравнение их с уже имеющимися (при необходимости), оформление результатов в виде докладов, статей и др. (октябрь-ноябрь). ©zheltov, 2007
Учебно-методический пакет По проекту созданы: информационно-методические материалы к проекту; руководство по обработке и анализу данных; электронная таблица для обработки данных; Воспитанниками проведена работа по сбору материала, обработана одна пробная выборка, в настоящее время проводится работа по обработке остального материала (из 5 точек Тамбова). ©zheltov, 2007
Ресурсы Захаров В. М. и др. Здоровье среды: методика оценки. Оценка состояния природных популяций по стабильности развития: методическое руководство для заповедников. Москва: Центр экологической политики России, ©zheltov, 2007