"Деятельность совета директоров агентств (организаций) развития профессиональных квалификаций и систем сертификации персонала на современном этапе" Жильцов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
II Каспийская международная образовательная Ассамблея Формирование региональной системы развития квалификаций Астраханская торгово-промышленная палата,
Advertisements

Национальная система квалификаций и компетенций России.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Опыт создания региональных/отраслевых систем развития профессиональных квалификаций на базе профессиональных стандартов ЖИЛЬЦОВ Владимир Анатольевич директор.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Кировская область Кузнецов Алексей Борисович, Заместитель Председателя Правительства Кировской области Внедрение на территории Кировской области Стандарта.
Роль работодателей в реализации ФГОС Людмила Ивановна Косова, зав. методическим отделом ФГОУ СПО «Петровский колледж» 2011 год.
Описание концепции проекта Национальной системы квалификаций и компетенций России Вице-президент, Председатель Комитета по развитию профессионального образования.
Транксрипт:

"Деятельность совета директоров агентств (организаций) развития профессиональных квалификаций и систем сертификации персонала на современном этапе" Жильцов Владимир Анатольевич, исполнительный секретарь Совета директоров Агентств развития квалификаций директор АНО «Национальный центр сертификации управляющих», кандидат психол.наук, доцент, член-корр. МАПН, член IVETA,

Основные элементы системы развития профессиональных квалификаций Система требований (профессиональных стандартов в Национальной рамке квалификаций) Система использования/применения профессиональных квалификаций в сообществах, компаниях, отраслях, регионах Система обучения/подготовки в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Системы сертификации профессиональных квалификаций - оценки соответствия требованиям профессиональных стандартов Система развития профессиональных квалификаций и профориентации человека Сфера труда Сфера проф.образованияСфера независимой оценки

Основы для развития систем профессиональных квалификаций - международный уровень 1.Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.) ст. 23, 24, Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (г. Нью-йорк, г.) ст. 6,7 3.Декларация Европейской Комиссии министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области ПОО в Европе «Зона европейского высшего образования» (июнь 1999 года, Болонья) 4.Декларация Европейской Комиссии министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области ПОО в Европе (Копенгаген, ноябрь 2002). 5.«Обновленная стратегическая рамка европейского сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки» декабрь 2008г. документ Европейской Комиссии

Основы для развития систем профессиональных квалификаций - национальный уровень 1. Конституция РФ (принята на Всенародном голосовании, 12 декабря 1993г.) ст. 7, 37, 43 2.Федеральный закон «Трудовой кодекс» от г 197.ФЗ ст Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от г ст. 7, 14, п.1-5 ст.15, 16, п.8 ст.19, ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» пп.13 п. 2 ст.24 ФЗ 5. ФЗ "Об объединениях работодателей", от 27 ноября 2002 года 156-ФЗ ст ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 92-ФЗ от 1/05/1999г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» 7. Постановление ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 июня 2004 года N 297 «О составе представителей Правительства Российской Федерации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» 8. Соглашения о взаимодействии Министерства образовании и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г. 9. Положение «О формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Министерством образования и науки РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, г. Москва, 2009г.) 10. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Указ Президента РФ Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года 184-ФЗ. 12. Федеральный закон от 1 мая 2007 года 65-ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» от года 65-ФЗ.

Нормативные основы для развития систем профессиональных квалификаций 1.Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (направления утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) 2.Постановление Правительства РФ от г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» 3.Постановление Правительства РФ от г. N 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» 4.Соглашение между Министерства образования и науки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) от г. 5.Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования от г. (Минобрнауки РФ ; АФ-318/03 и РСПП) 6.Положение об оценке и сертификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах от г. (Минобрнауки РФ АФ-317/03 и РСПП)

Проект ФЗ «Об образовании» Статья 98. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ 1. Объединения работодателей (работодатели) соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, профессиональные сообщества и (или) уполномоченные ими организации вправе осуществлять профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ является основной формой участия объединений работодателей и профессиональных сообществ в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования и профессионально-общественной оценки качества профессионального образования. 2. Профессионально-общественная аккредитация профессиональной образовательной программы представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов соответствующих отраслей и (или) видов деятельности, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим, служащим соответствующего профиля. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ объединениями работодателей (работодателями), профессиональными сообществами и (или) уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ. 3. Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ и права, предоставляемые реализующей аккредитованную профессиональную образовательную программу организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такую аккредитованную программу, определяются проводящим ее объединением работодателей (работодателем), профессиональным сообществом.

Тезисы выступления Президента РСПП А.Н. Шохина на совещании «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике» Санкт-Петербург, «….Предлагаем: Профессиональные стандарты должны разрабатываться отраслевыми объединениями работодателей, а утверждаться общероссийскими объединениями работодателей. Эту функцию необходимо закрепить в законе «Об объединениях работодателей». Законодательно определить, что разработка и обновление образовательных стандартов профессионального образования осуществляется на основе профессиональных стандартов; Профстандарты, успешно прошедшие общественно–профессиональную экспертизу, должны пройти государственную регистрацию, При этом предлагается уведомительный порядок такой регистрации. Такую государственную регистрацию и ведение реестра профессиональных стандартов можно поручить одному из государственных ведомств, отвечающих за развитие экономики. Кроме того, предлагаем: законодательно определить обязанность объединений работодателей, в партнерстве с государством, формирования независимых центров сертификации квалификации работников; предоставить ОР право проводить независимую аккредитацию программ профессионального образования, в первую очередь дополнительного…. ….Необходимо навести порядок в джунглях сертификатов, где работодатель и работник просто теряются. Необходимо здесь навести порядок при активном участии государства. В рамках этой работы полагаем важным доработать и утвердить Правительством Национальную рамку квалификаций. Тем самым мы запустим работу по сопоставлению различных квалификационных сертификатов и иных документов…. …Предложения: 1.госполитика в этой области должна разрабатываться, по меньшей мере, с паритетным участием бизнеса, например, на базе Общественно-государственного совета или аналогичных площадках. Задача исполнительной власти – разработка планов реализации и исполнение политики. 2.Полагаем, что в новом Правительстве человеком, который будет отвечать за вопросы профессионального обучения рабочих кадров, должен быть представитель бизнеса. 3.Поскольку проблема острая, в рамках нового Правительства есть смысл создать Министерство труда, занятости и профессиональных умений…»

Общие сведения о профессиональных стандартах ….Профессиональные стандарты – это классификации и дефиниции основных профессий человека. Следуя логике занятости, эти стандарты сфокусированы на том, что людям следует делать, как они должны это делать, и насколько хорошо они это делают. Таким образом, профессиональные стандарты должны быть описаны как компетенции в терминах результатов обучения. Стандарты образования – подготовки, следуя логике образования и подготовки, фокусируются на том, что люди должны изучать, как они должны это учить, и как будет оцениваться качество и содержание учения. Основное значение, следовательно, формулируется в терминах входящих затрат (input): предмет, программа, методы обучения, процесс и оценивание. …Образовательные стандарты обычно пишутся как спецификации преподавания и спецификации квалификаций…. … Профессиональные стандарты, написанные как компетенции, обусловливают изменение в написании образовательных стандартов как результатов обучения, которые являются формулировками того, что индивид знает и может сделать в трудовой ситуации….. ….Профессиональные стандарты служат мостиком между рынком труда и образованием, потому что из них могут выводиться образовательные стандарты (программа и педагогика)…. Из материалов «Обзора» CEDEFOP

Комитет ТПП по сертификации персонала Системы сертификации (межотраслевые, отраслевые) профессиональные стандарты 9 Участники Системы развития профессиональных квалификаций Работодатели: идентифицировать компетенции при сертификации и найме сотрудников, опознавать индивидуальные компетенции в бизнес компетенциях организации, получать подготовленных в соответствии с ПС специалистов всех уровней, формулировать требования к профессиям внутри отрасли и между отраслями Государство : формировать политику в области занятости населения, определять качество, структуру и мобильность кадрового резерва Профессионал: повышать свою капитализацию, квалификацию, повышать качество труда, самостоятельно управлять своим развитием Сфера образования: формировать ФГОС, учебные программы на основе ПС, получать независимую оценку качества обучения в соответствии с требованиями ПС (работодателей), активно обновлять содержание ФГОС в соответствии с изменяющимися требованиями ПС Сфера образования, Минобразования РФ, вузы РСПП (НАРК) Профессиональные сообщества Трехстороняя комиссия, Роструд, Ростандарт, и др.

Федеральный уровень национальной квалификационной системы Государственный Регулятор-регистратор (АСИ) Отраслевые (профессиональные) советы по квалификациям Системы сертификации квалификаций Отраслевые предприятия Приобретение квалификации Неформальное обучение Формальное обучение Спонтанное обучение Применение квалификации Подтверждение квалификации

Функции АСИ в НСК Формирование РЕЕСТРОВ - профессиональных сообществ, которые имеют отраслевые (профессиональные) советы по квалификациям. - профессиональных стандартов/квалификационных требований (как части профстандартов). систем сертификации (оценки) профессиональных квалификаций ( Формирование портал а – единого окна всей НСК. Поддержка административная и информационная (PR) инициативы по формированию отраслевых (профессиональных) Советов по квалификациям от профессиональных сообществ, особенно от среднего бизнеса, и от корпораций - лидеров отраслей. Совместно с Правительством определяет приоритеты развития квалификаций под нужды социального и экономического развития РФ. Осуществляет прогнозирование развития профессий и рынка труда/квалификаций на стратегическую перспективу.

Функции Отраслевых Советов в НСК 1.Отраслевые (профессиональные) Советы создают/привлекают национальные системы сертификации, международные системы сертификации, а в отсутствии оных 2.Создают нужные системы сертификации, профессиональных квалификаций 3.Совместно с ведомствами и министерствами определяет приоритеты развития квалификаций под задачи отрасли в масштабах РФ 4.Осуществляет моделирование изменений и новых профессий, профессиональных квалификаций. 5.Постоянно поддерживает в актуальном состоянии требования профессиональных стандартов.

Функции Систем сертификации в НСК 1.Осуществляют координацию деятельности на национальном уровне всех систем сертификации: международных, национальных, отраслевых, а также профессиональных и региональных агентств развития квалификаций. 2.Непосредственно реализовать работу по сертификации, признанию и присвоению квалификаций.

Региональная Система развития профессиональных квалификаций Цель - обеспечение Стратегии развития региона квалифицированными кадрами Показатели эффективности: -Сбалансированность спроса и предложения профессиональных квалификаций (кол-во, профиль) -Эффективность применения и движения профессиональных квалификаций (миграция, безработица) -Эффективное использование человеческого потенциала региона (направление структурных изменений)

Региональный уровень национальной квалификационной системы Регулятор-координатор ЧГП региона ( Координационный совет ) Координатор от бизнеса ( агентство развития квалификаций ) Органы сертификации квалификаций Отраслевые комитеты предприятий региона Приобретение квалификации Неформальное Обучение (на раб.месте) Формальное Обучение ( УО) Спонтанное обучение (самообучение) Применение квалификации Подтверждение квалификации

Основные функции Региональных координационных Советов по квалификациям 1.Информирование бизнеса, власти и образования о выгодах добровольной сертификации. 2.Информирование о необходимости повышения квалификации персонала с помощью разработки стандартов профессиональной деятельности. 3.Организация взаимодействия бизнеса, власти и образования по продвижению добровольной сертификации и разработки стандартов (круглые столы по кластерам и отраслям). 4.Привлечение к работе организаций образования, которые уже ведут работу в этом направлении. 5.Сбор информации о всей работе в регионе и донесение ее до всех заинтересованных сторон. 6.Разработка программ для ЧГП, привлечение финансирования со стороны гос. управления и со стороны бизнеса. 7.Определение приоритетов развития профессиональных квалификаций в регионе.

Основные функции Региональных Агентств развития квалификаций 1. Организация круглых столов по распространению информации о системах добровольной сертификации, применению стандартов квалификаций и корпоративных стандартов. 2.Работа с бизнес-сообществом (предприятиями региона) по заключению соглашений о применении стандартов разного уровней. 3.Работа с учреждениями образования (дополнительного образования) по заключению соглашений о применении стандартов квалификаций и стандартов управления при разработке обучающих программ. 4.Организация общественно профессиональной аккредитация учебных программ бизнес-сообществом. 5.Распространение информации об образовательных программах и учреждениях среди бизнес-сообщества. 6.Участие в круглых столах по отраслям, помощь в отборе кандидатов в эксперты по отраслям, организация их обучения методике написания стандартов и методики оценки.

Основные функции провайдеров обучения, реализующих учебные программы повышения квалификаций (системы образования, включая неформальное и самообразование): 1.Предлагать на общественно-профессиональную аккредитацию программы профессионального образования, подготовленные в соответствии с требованиями профессиональных стандартов 2.Проводить обучение по аккредитованными в Отраслевых (профессиональных) советах учебным программам 3.Проводить оценку качества подготовки своих слушателей на основе результатов прохождения ими сертификации. 4.Дорабатывать аккредитованные программы профессионального образования по требованиям отраслевых советов и систем сертификации. 5.Инициировать прогрессивные формы обучения и организации самообучения по требованиям профессиональных стандартов. 6.Участвовать в разработке/доработке профессиональных стандартов 7.Инициировать создание и применение оптимальных траекторий обучения с одного квалификационного уровня на другой.

Макет региональной системы сертификации квалификаций (государственно-частное партнерство) Координационный совет - учредитель Региональной Программы Профессиональные сообщества РФ/региона Администрация региона (Минтруд, Минмолодежи, Минобр, Минразвития и др.) Работодатели региона Провайдеры образования региона Органы сертификации Модульные программы обучения на основе ПС Реестр профессиональных стандартов Професс иональны й стандарт (ПС) Система оценки при сертифика ции Региональное агентство развития квалификаций (координатор Региональной Программы) Реестры сертифицированных лиц по отраслям Реестры экспертов по профессиям Реестр аккредитованных модульных программ обучения по профессиям Реестры экспертов – разработчиков модульных программ по профессиям Учебные организации ПО Национальные центральные органы систем сертификации квалификаций

Механизм работы системы квалификаций Разработка требований по квалификациям (профессиональные стандарты, каталоги по отраслям) Спрос на квалификацию в компаниях, отраслях, регионах (Рейтинги привлекательности, конкретные вакансии) Программы обучения квалификациям в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (Реестры, каталоги программ) Предложение квалификаций подтвержденное соответствие требованиям профессиональных стандартов (Реестры сертифицированных) Система развития профессиональных квалификаций и профориентации человека (ОБЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ с логистикой информации под каждого пользователя )

О проекте НСКК Национальная Система Квалификаций и Компетенций Роль государства в НСКК состоит в создании площадки для «сообществ практик», в которой государство не участвует, а обеспечивает максимальную сверхпроводимость людей и идей, упрощает процедуры перепроверки выпускников ВУЗов, ограничивает «местечковые» сертификаций квалификаций (ориентация на лучший международный опыт). Для Агентства АСИ важно создать такую систему (НСКК), где человек сам проходит оценку, предприятие учит человека, предприятие создаёт продукты с ВУЗами, продукция продается. Важное условие - на данной площадке ни один из субъектов (государственный служащий, предприниматель, гражданин) не должен быть дискриминирован. НСКК – площадка равных возможностей.

Первоочередные шаги по созданию НСКК ШАГ 1 - В июне 2012 года в рамках НПИ будет сформирована рабочая группа по реализации НСКК, куда на равных правах будут входить представители ТПП РФ, РСПП, Деловой России, Опоры России и ФОИВов. ШАГ 2 - Рабочая Группа в период с июня по октябрь 2012, выработает согласованную, наиболее эффективную и целесообразную систему решений по развитию НСКК России. ШАГ 3 - В ноябре 2012 года дорожная карта будет представлена Президенту РФ для утверждения к реализации.

Вызовы для национальной системы квалификаций и компетенций Сегодня мы находимся в историческом моменте – нам предстоит определиться, в какой системе отношений между образованием и экономикой нам жить. Очевидно, что роль образования для человека стала другой, да и экономика не стоит на месте, но что еще сложнее - ситуация в этих сферах динамична. Кто должен взять на себя нормативную поддержку формируемой системы компетенций и квалификаций? Сегодня выбор находится между тремя министерствами – Минэкономразвития, Министерством труда и Министерством образования и науки. За каждым из этих министерств стоит своя идеология и свой подход к проблеме: Минэкономразвития идет, по пути международных подходов к оценке и стандартизации ISO и опирается на закон «Об Аккредитации» (ставка на конкурентоспособную продукцию), Минобрнауки идет по пути Болонского процесса и улучшения качества образовательного процесса (ставка на какую-то свою модель) и Минтруд который пытается использовать наработки НАРК – РСПП и НИИ Труда. Есть еще и Ростехрегулирование, которое сегодня осуществляет функции в области оценки и стандартизации, но согласно принятому указу президента о создании единой службы по аккредитации, может перейти в Минэкономразвития. Помимо нормативной поддержки предстоит определиться по платформе, а именно на какой базе будет формироваться система компетенций и квалификаций – централизованно, либо это будет сеть? Это будет одна из развилок, которая будет обсуждена на рабочей группе по НСКК в рамках реализации НПИ.

Модель управления внедрением инициатив

История и решения принятые по НСКК 21 октября 2011 г.03 мая 2012 г.20 июля 2012 г.31 июля 2012 г. Проекты: 1.Форсайт Компетенций Дорожная карта НСКК 3.Информационная система НСКК НПИ: Дорожная карта НСКК включена в план-график разработки дорожных карт проектов национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации (срок - ноябрь 2012 года). НПИ: Первая рабочая группа по дорожной карте «Национальная система компетенций и квалификаций» НПИ: Вторая рабочая группа по дорожной карте «Национальная система компетенций и квалификаций» ФОИВы: 1.Минэкономразвития России 2.Минобрнауки России 3.Минтруд России 4.Минфин России 5.Федеральная Миграционная служба Руководитель рабочей группы А.Е. Репик, председатель совета директоров ЗАО «Р-Фарм» 2018 г. Общественные организации: 1.Деловая Россия 2.РСПП 3.ТПП РФ 4.Опора России 5.Федерация профсоюзов России

Схема взаимодействия субъектов НСКК Государство Гос. служащий Человек Гражданин Бизнес Предпри ниматель Проект Компет енции

Что сделано

Ожидания по результату Утвержденная дорожная карта по НСКК к 1 ноября 2012 года; Период реализации мероприятий дорожной карты гг. Набор мероприятий до 2018 года и развилок (профессиональные стандарты, сертификация, СПО – ВПО, классификаторы, статистика рынка труда и образования и т.д.; Общий язык; Дружелюбное нормативно-правовое поле.

Жильцов Владимир Анатольевич, директор АНО «Национальный центр сертификации управляющих», исполнительный секретарь Совета директоров Агентств развития профессиональных квалификаций кандидат психол.наук, доцент, член-корр. МАПН, член IVETA Благодарю за внимание! АНО «Национальный центр сертификации управляющих», +7(910)