Омонимия вводных слов и членов предложения. Урок русского языка в 11 классе. Подготовила О.В. Шкунова, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ «Горки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Advertisements

Вводные слова и предложения. Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению. Лингвист А.М.Пешковский Муниципальное.
Вводные конструкции 8 класс. Оглавление Обращение Вводные конструкции.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
«РУССКИЕ ЛИНГВИСТЫ» Выполнила ученица 10 «Б»класса Михайлова Мария Руководитель: учитель русского языка и литературы Шунько Т.Н. Муниципальное образовательное.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Тема урока: Вводные слова. Цель урока: Систематизировать полученные знания, закрепить постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
Ученые-русисты. Михаил Васильевич Ломоносов 1)разработка научной классификации частей речи и в создании теории «трех штилей»; 2)создал первую научную.
Лингвистическая минутка Лингвистическая минутка Какое отношение «вводные слова» имеют к «воде» и «подводным камням»?Какое отношение «вводные слова» имеют.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Кузнецова Ольга Вениаминовна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Б.Глушица.
Виноградов Виктор Владимирович Презентацию подготовила: Доброхотова Елена, ученица 8 класса школы 3.
Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
Выполнила учитель МОУ «Батыревская СОШ 1» Батыревского района Майрина А.Н. Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского.
Презентация по теме: Синтаксис. Изучение в школе. Словосочетание Простое предложение Осложнённое предложение Пунктуация Брянцева Елена Степановна учитель.
Словосочетание и предложение К урокам русского языка в 8 классе.
Грамматический сон Почемучки. Хотите верьте, хотите не верьте, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления.
Понравился ли вам текст? Чем? Можно ли назвать предложения текстом? Почему? Какова тема текста? О чем он? Какова основная мысль текста? Озаглавьте текст.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Транксрипт:

Омонимия вводных слов и членов предложения. Урок русского языка в 11 классе. Подготовила О.В. Шкунова, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ «Горки – Х».

Лексическая разминка Игра «Собери пару» 1.Конструктивный1.Неприятный 2.Антипатичный2.Вывод 3.Апатичный3.Хандра 4.Резюме4.Отрицание 5.Меланхолия5.Терпимость 6.Нигилизм6.Плодотворный 7.Толерантность7.Безразличный

Вводные слова. Вводные слова это слова, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Несмотря на то, что вводные слова синтаксически не связаны с членами предложения, они могут являться частью его структуры. Противительные Разделительные впрочем может Уступительные правда

Вводные конструкции. Вводные конструкции это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п. Примеры: может быть, на моё счастье, по- моему, следовательно, по совести говоря и тд.

А.М. Пешковский. Александр Матвеевич Пешковский (11 августа 1878, Томск 27 марта 1933, Москва) российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка.

Главный труд – Русский синтаксис в научном освещении (1914). Книга, написанная в доступной форме, и сейчас остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и грамматики.Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения единиц языка, в частности слова (О понятии отдельного слова).

«Семантичность» синтаксиса. К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Александр Матвеевич вводные конструкции считает инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению».

В.В.Виноградов Ви́ктор Влади́мирович Виногра́дов (31 декабря 1894 (12 января 1895), Зарайск 4 октября 1969, Москва) русский литературовед и лингвист-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951).

Виноградов автор ряда заметных работ по истории русского языкознания, таких как «Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова)» (1958), «Русская наука о русском литературном языке» (1946), «Русский язык. Грамматическое учение о слове». В последней большое внимание автор уделил разделу «Об омонимии в русской лексикографической традиции».

Проанализируйте предложения На месте каких цифр должны, по-вашему, стоять знаки препинания?

Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике под рекой, или (1) наконец (2) на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев.(В.Г. Короленко) Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены (3) наконец (4) и большая часть приданого дочери. (И.А. Гончаров).

ТЕМА УРОКА: «Омонимия вводных слов и членов предложения».

Вводное… Вводное ? Вводное!!! наконецзначитоднакоглавным образом образом

Омонимия вводных слов и членов предложения Слово является вводнымСлово вводным не является Наконец Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту. Выполняет функцию обстоятельства (= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины. В этом значении можно добавить частицу –то.

Однако Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожен. Сколько хлопот, однако. Если стоит в начале предложения (части СП) или связывает однородные члены (= но): Мы не надеялись встретиться, однако судьба распорядилась иначе.

Значит Если синонимично словам стало быть, следовательно: Значит, сегодня Вы не сможете прийти? Если находится между придаточным и главным предложениями: Если весна, значит, будет тепло. Если находится между частями БСП: Прозвенел звонок, значит, урок начинается. Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём. Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить.

Главным образом Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом. (Главным образом = самое главное) Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успехом главным образом благодаря своему трудолюбию.

Вывод: Итак, при определении вводности слов необходимо учитывать совокупность критериев-признаков: 1.Интонация. 2.Приём «выбрасывания». 3.Вопрос. 4.Отсутствие грамматической связи.

Итог урока Я достиг цели, так как … Я не достиг цели, так как …

Спасибо за сотрудничество!

Литература 1.В.Г.Короленко «Слепой музыкант» 2.И.С.Тургенев «Певцы». 3.Н.В.Гоголь «Мёртвые души». 4.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 5.