Методологические аспекты науки на уроках биологии Методологические аспекты науки на уроках биологии Догадина Татьяна Владимировна, учитель биологии высшей категории МОУСОШ15 г.Пензы Догадина Татьяна Владимировна, учитель биологии высшей категории МОУСОШ15 г.Пензы
Методология – наука о способах получения знаний Явления – событие окружающей действительности Законы – основа для формулировки научных теорий Теория – структура, состоящая из элементов - видов научного знания наблюдениягипотезаэксперимент Важнейшая характеристикой научной теории является ее прогностическая функция Научное знание формулируется на языке терминов и понятий
вода наземно-воздушная почва тела организмов Теория Ч. Дарвина позволила предсказать и объяснить механизмы возникновения разнообразных приспособлений у живых существ Пример
Логика построения школьного курса биологии определяется рядом условий, которые должны быть учтены учителем отражение в содержании учебного предмета истории возникновения и развития науки - биологии наличие содержательных средств для формирования знаний о методах биологической науки и способах их применения отражение в содержании учебного предмета способов познания научных закономерностей и законов (методология науки) знакомство с основными биологическими концепциями (теориями) Условия Учет этих условий позволяет учителю представить биологические знания, как развивающую систему от момента ее возникновения до современного уровня развития и перспектив биологии как науки
Творческая задача учителя Преобразование учебного материала в систему научных знаний и умений, которые могут быть усвоены школьником определенного возраста, уровня развития, способностей и склонностей Формирование системности знаний и умений требует от учителя проведения ряда процедур
Примерная схема формирования научного мировоззренияформирования научного мировоззрения и научного биологического знания
В начальной школе и основной школе развертывается биологическая картина мира и ее связь с миром неживой и живой природынеживой и живой природы зависимость жизни растения от других растений или животных, грибов и бактерий влияние совокупности растений на неживой и живой окружающий мир задания учащимся на прогнозирование результатов выпадения того или иного элемента из системы Такой подход к преподаванию позволит варьировать индуктивными и дедуктивными методами в зависимости от содержания материала и других педагогических реалий изучение окружающего мира должно строится на раскрытии связей изучаемого объекта с другими
Постановка проблемы Выдвижение гипотезы Предсказание возможных результатов эксперимента Выработка у домашних животных условных рефлексов В начальной школе можно ставить простые эксперименты по выращиванию растений в различных условиях и обучать методам наукиэксперименты по выращиванию растений
В старшей школе формирование методологических знаний и умений продолжается на материале основных биологических теорийосновных биологических теорий развитие представлений о методах научных исследований формируется методологический понятийный аппарат даются полные определения понятий: закон, научная теория изучение теории сопровождается системой заданий на выявление объект изучения теории формулировку основных положений теории следствия из этой теории система заданийна постановку проблем обнаружения противоречий, сравнение анализ гипотез Образованность и познавательная самостоятельность школьников создает предпосылки для возникновения цивилизованного государства
1.Зорина Л.Я.Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников.-М., Зорина Л.Я.Системность –качество знаний.-М Комиссаров Б.Д.Методологические проблемы школьного биологического образования- М.Просвещение Краевский В.В. Методология педагогики. М., Лернер И.Я. Качество знаний учащихся.М Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М: Либроком, Методология науки. 8.Методология науки 9.Методологические основы биологического образования 8.Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения Сруктура научного знания О живой и неживой природе Формирование умений и навыков у учащихся второго класса при изучении комнатных растений Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии Список источников информации