Внеурочное мероприятие: «Путешествие в мир донской лексики»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все,
Advertisements

Занимательная химия. Конкурс 1: « Найди название » В течении 2 минут найти в таблице Менделеева названия городов, стран, фамилий ученых. Команды называют.
Т ЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «Д ИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА ». Урок русского языка в 5 классе Учитель: Веселова Н.Г. МБОУ СОШ 42 г. Владимира.
Установите соответствие Понятие 1 Понятие 2 Понятие 3 Понятие 4 Понятие 5 Соответствие 3 Соответствие 4 Соответствие 5 Соответствие 2 Соответствие 1.
Значение наречий Выполнила Чебакова Людмила Петровна учитель начальных классов МАОУ «СОШ 40» г. Чебоксары Выполнила Чебакова Людмила Петровна учитель начальных.
Урок русского языка Выполнила учитель русского языка и литературы Суворова Е.Г.
ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. Выполнила учитель русского языка и литературы АпалёноваО.В.
Выполнила: Таскина Елена Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 183 имени Р. Алексеева.
ПРАВОПИСАНИЕ ДЕФИСА В НАРЕЧИЯХ НАДО ЗНАТЬ: НАДО ЗНАТЬ: правописание дефиса в наречиях; правописание дефиса в наречиях; НАДО УМЕТЬ: отличать прилагательные.
Значение наречий Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ 40 города Чебоксары» Чебакова Людмила Петровна Выполнила: учитель начальных классов МОУ.
Состав и структура фразеологических оборотов с названием животных. Выполнила ученица 7 класса Сугоняк Наталья.
Расшифруйте название лекарственного растения
Расшифруйте название лекарственного растения
Название презентации. 1. пункт первый презентации 2. пункт второй презентации 3. пункт третий презентации 4. пункт четвертый презентации 5. пункт пятый.
Богатство русской лексики. Омонимы В основе: разные лексические значения одного и того же слова гаечный ключ музыкальный знак родник полные омонимыомоформыомографыомоформы.
Головоломка-шифровка. Обойди кружочки в определённом порядке и только по одному разу так, чтобы удалось прочитать старинную русскую пословицу.
МБОУ « ООШ с. Ленинское» «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления» Учитель начальных классов: Чинченко Л.А.
Имя существительное – хлеб языка. Л. Успенский.
Русский язык Выполнила учитель русского языка и литературы Суворова Елена Геннадьевна МОУ СОШ 8 г. Кирова.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Транксрипт:

Внеурочное мероприятие: «Путешествие в мир донской лексики»

Теоретическая станция

Понятие диалектологии

Классификация диалектизмов по тематическим группам

Практическая станция

Остановка первая! Игра «Кто быстрей» Рассортируйте данные слова по группам: в одну группу – общеупотребительную лексику, а в другую – диалектную. Время выполнения – 10 минут. Домовитый, дом, башлык, шлях, лук, нехай, луна, повечерить, компот, землянка, корзина, цибарка, волк, каймак, ночник, пол, бугай, плитка, кочет, обвал, бирюк, гутарить, бык, узвар, путь, курень, пляс, жерделы, груша, сапетка, сливки, луг.

Остановка первая. «Кто быстрей» Ответы: Диалектизмы: домовитый, башлык, шлях, нехай, повечерить, цибарка, каймак, бугай, кочет, бирюк, гутарить, узвар, курень, жерделы, сапетка. Общеупотребительные слова: дом, лук, луна, компот, землянка, корзина, волк, ночник, пол, плитка, обвал, бык, путь, пляс, груша, сливки, луг.

Остановка вторая! Игра « Установи соответствие ». Вы должны установить соответствие между диалектизмом и его лексическим значением, написав рядом с диалектизмом правильно его лексическое значение. Время выполнения - 15 минут. Имя существительное 1. Казан а) сливки с топленого молока 2.Каймак б) ирис 3.Кочетки в) дверца в подвал 4.Ляда г) стрекоза 5.Зинчик д) котел 6.Цибарка е) ведро Наречие 1. Ноне а) тревожно 2.Сумно б) сегодня 3.Супротив в) немного 4.Трошки г) напротив 5.Завидно д) сейчас 6.Зараз е) засветло Глаголы 1.Блукать а) говорить 2.Гутарить б) прятать 3.Шукать в) блуждать 4.Бачить г) царапать 5.Корябать д) искать 6. Ховать е) видеть

Остановка вторая. Игра «Установи соответствие» Ответы: Существительные: 1. Казан а) котел 2.Каймак б) сливки 3.Кочетки в) ирис 4.Ляда г) дверца в подвал 5.Зинчик д) стрекоза 6.Цибарка е) ведро Наречие 1. Ноне а) сегодня 2.Сумно б) тревожно 3.Супротив в) напротив 4.Трошки г) немного 5.Завидно д) засветло 6.Зараз е) сейчас Глаголы 1.Блукать а) блуждать 2.Гутарить б) говорить 3.Шукать в) искать 4.Бачить г) видеть 5.Корябать д) царапать 6. Ховать е) прятать

Остановка третья. Игра « Переводчик » Переведите данные предложения на современный литературный язык. Время выполнения – 10 минут. 1 команда – «Гарный курень» 1. Нечепуренный поблуда увеялся из горницы и шлындал, покеда не захмарало. 2. В горенке они трошки похлебали юшки, съели житного хлеба с гардалом, выпили узвара из жердел и ладжии возвернулиь до дому завидно. 2 команда – «Тутный майдан» 1.Гарная баьень балакала с задавучей соседкой без роздыху, апосля зачиниля ляду. 2. Она вытяпала повитель, обчекрыжила кочетки и калачики и сгадала, что у нее узвар на печи.

Остановка третья. Игра «Переводчик» Ответы: 1 команда – «Гарный курень» 1. Принаряженный непоседливый парень ушел надолго из дома и гулял, пока небо не заволокло тучами. 2. В кухне они немного поели ухи, съели ржаного хлеба с горчицей, выпили компота из абрикосов и алычи и засветло вернулись домой. 2 команда – «Тутный майдан» 1. Красивая толстая женщина без отдыху разговаривала с хвастливой соседкой, затем закрыла дверцу в подвал. 2. Она выполола вьюнок, коротко обрезала ирисы и герань и вспомнила, что у нее компот на печи.

1. Голощечина1. Арба1. Донник1. Горенка1. Крыга 2. Зипун2. Безмен2. Будыль2. Курень2. Марь 3. Чекмень3. Вие3. Кочетки3. Гумно3. Склизость 4. Башлык4. Сходцы4. Жерделы4. Халупа4. Хмарь 5. Чирик5. Тренога5. Ладжа5. Баз5.Заветрило Остановка четвертая. Игра « Классификация » В должны написать, какие тематические группы представлены данной таблице. Озаглавьте каждый столбец таблицы. Время выполнения - 5 минут.

Название одежды Название орудий труда Название растений Название помещений Название природных явлений 1. Голощечина1. Арба1. Донник1. Горенка1. Крыга 2. Зипун2. Безмен2. Будыль2. Курень2. Марь 3. Чекмень3. Вие3. Кочетки3. Гумно3. Склизость 4. Башлык4. Сходцы4. Жерделы4. Халупа4. Хмарь 5. Чирик5. Тренога5. Ладжа5. Баз5.Заветрило Остановка четвертая. Игра «Классификация» Ответы:

Остановка пятая. Игра «Расшифруй донской фразеологизм». Напишите рядом с донским фразеологизмом фразеологизм литературного языка. Время выполнения – 10 минут. - свинячий голос - - в носе не кругло - - умом рухнулся - - сбиться с ноги - - ночь ноченская –

Остановка пятая. Игра «Расшифруй фразеологизм» Ответы: - свинячий голос – кричать во все горло - в носе не кругло – не по плечу - умом рухнулся – с ума сошел - сбиться с ноги – сбиться с истинного пути - ночь ноченская – ночь напролет

Спасибо за внимание !