«Словарное богатство русского языка». Словом тоскуем и радуем мы, Словом тоскуем и радуем мы, Им разрушаем неверие тьмы, Им разрушаем неверие тьмы, Словом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы.
Advertisements

Урок-повторение по теме «Лексика» 5 класс Выполнила учитель Глебова О.Д.
Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия.
ЛЕКСИКА тренажер для 5 класса Бродягина О.С., учитель МОУ Улётовская СОШ.
Отрывок из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
Страна «Лексика» Прямое и переносное значение слов Омонимы Однозначные и многозначные слова Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы.
"Своя игра" по теме "Лексика"
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Работа с антонимами. Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova Дидактический материал для уроков русского языка, литературы.
Назовите антонимы . Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
1.Говор какой-либо местности 2.Новое слово 3.Словарный состав языка 4.Устаревшее слово, которое не имеет синонимов в современном языке 5.Слово, одинаковое.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
1.………….. – раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление слов.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
Повторение в начале года 7 класс. Палитра - 1 ) небольшая дощечка, пластинка, на которой живописец смешивает краски; 2) подбор красочных сочетаний в картине,
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Счастье Счастье Родина Родина Мама МамаСолнцеУра!!! ДружбаДружбаДружбаДружба Небо Небо.
Путешествие в мир слов Кузнецова Лариса Васильевна ГБС(К)ОУ школа 6 Выборгского района СПб.
Транксрипт:

«Словарное богатство русского языка»

Словом тоскуем и радуем мы, Словом тоскуем и радуем мы, Им разрушаем неверие тьмы, Им разрушаем неверие тьмы, Словом кричу, призываю, борюсь, Словом кричу, призываю, борюсь, Раню, лечу… в слове я остаюсь! Раню, лечу… в слове я остаюсь!

Виды словарей Виды словарей толковый; толковый; орфографический; орфографический; фразеологический; фразеологический; словарь синонимов, антонимов, омонимов; словарь синонимов, антонимов, омонимов; словарь неологизмов словарь неологизмов словарь устаревших слов и другие словарь устаревших слов и другие Анатоль Франс

подбор синонимов подбор синонимов описание - указание характерных признаков описание - указание характерных признаков Яблоня, - и, ж. Фруктовое дерево семейства розоцветных с шаровидными сладкими или кисло-сладкими плодами Садовая, дикая (лесная) яблоня Ваятель, -я, м. (устар. и высок.) То же, что и скульптор Рубин, -а, м. Драгоценный камень красного цвета Трепет, -а,м. 1. Дрожание, колебание 2. Сильное волнение 3. Страх, боязнь

Тюльпан, фасоль, ромашка, лилия Тюльпан, фасоль, ромашка, лилия Река, мост, озеро, море Река, мост, озеро, море Старый, дряхлый, молодость, пожилой Старый, дряхлый, молодость, пожилой Стол, кресло, ковёр, табурет Стол, кресло, ковёр, табурет Объясни свой выбор!

Кроссворд по теме Кто быстрее назовёт ключевое слово? 1. Наука, отвечающая за толкование значения слов 2. Как на Руси называлась плетёная обувь крестьян? 3. Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по лексическому значению 4. Подберите к слову «неволя» антоним 5. Это слово является синонимом к слову «беда»

Найди соответствия. Подумай и объясни… остаться с носом остаться с носом клевать носом клевать носом как снег на голову как снег на голову валиться из рук валиться из рук голыми руками взять голыми руками взять дремать, засыпать на ходу ничего не получить, остаться ни с чем ничего не получить, остаться ни с чем не получается, не ладится не получается, не ладится внезапно внезапно легко, без усилий легко, без усилий

Отгадай – «соберёшь» омонимы!.. Вот слова. Для решенья В них отыщи два значенья: Из волос заплетают Из волос заплетают И траву собирают. И траву собирают.

Отгадай – «соберёшь» омонимы!.. Вот слова. Для решенья В них отыщи два значенья: Горький - за столом съедают Из него ж стрелу пускают Из него ж стрелу пускают

Отгадай – «соберёшь» омонимы!.. Вот слова. Для решенья В них отыщи два значенья: Несётся первое к реке, Второе щёлкнуло в замке.

Составьте с данными словами синонимический ряд Постарайтесь подобрать к одному из слов каждого ряда антоним 1) Плакать - ? 2) Смеяться - ? 3) Радостный - ? 4) Смелость - ? 5) Трудный - ?

Ох, устали мы сидеть – надо выей повертеть! Вперёд- назад- влево- вправо! Разминаем поясницу – шуйцу в бок и в бок десницу И немного наклониться! Вперёд- назад- влево- вправо! Тренируем наши очи – отдыхать им нужно очень – закрыли очи! открыли очи! МОЛОДЦЫ! Главного не забываем – улыбаемся устами! улыбаемся устами!

Найди в отрывках из произведений А.С.Пушкина архаизмы Только вымолвить успела, // Дверь тихонько заскрипела («Сказка о царе Салтане…») Только вымолвить успела, // Дверь тихонько заскрипела («Сказка о царе Салтане…») Царь Салтан гостей сажает// За свой стол и вопрошает («Сказка о царе Салтане…») Царь Салтан гостей сажает// За свой стол и вопрошает («Сказка о царе Салтане…») Смотрит в поле, инда очи// Разболелись глядючи…(«Сказка о мёртвой царевне…») Смотрит в поле, инда очи// Разболелись глядючи…(«Сказка о мёртвой царевне…») Склонясь седеющим челом над воющим потоком… («Осгар») Склонясь седеющим челом над воющим потоком… («Осгар»)

Перед вами необычное стихотворение Н.Кончаловской. Найдите в нём неологизмы, попробуйте объяснить их лексическое значение Показал садовод Нам такой огород, где на грядках, Заселённых густо, Огурбузы росли, помидоры росли, Редисвёкла, чеслук и репуста.

Оказывается, дети очень любят играть со словами. Познакомьтесь с интересными детскими неологизмами Оказывается, дети очень любят играть со словами. Познакомьтесь с интересными детскими неологизмами Мама. Полей шишку, чтобы у неё выросли шишенята! Мама. Полей шишку, чтобы у неё выросли шишенята! - Ой, я руку задверил! - Ой, я руку задверил! - А я уже свою карамельку защекала… - А я уже свою карамельку защекала… - Папа, не хмурь лоб, я не хочу, чтобы у тебя были сердитки… - Папа, не хмурь лоб, я не хочу, чтобы у тебя были сердитки… - Смотри, какая жукашечка ползёт - Смотри, какая жукашечка ползёт -Вкусно. Я намакаронился. -Вкусно. Я намакаронился.

Происхождение слов Исконно русское или «чужеземное»? Язык…знание, лингвистика Язык…знание, лингвистика Диалог, разговор Диалог, разговор Эгоизм, самолюбие Эгоизм, самолюбие Варенье, джем Варенье, джем Биография, жизн…описание Биография, жизн…описание

1.Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1.Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? а. предложение б.звукв.слово 2. Какова основная функция слова? 2. Какова основная функция слова? а. служить членом предложения б.служить наименованием предметов, их признаков и действий в. обозначать тип связи в словосочетании 3.Что такое омонимы? Приведите примеры 3.Что такое омонимы? Приведите примеры

4. Объясните значение слов в словосочетаниях. Укажите, где слово употреблено в прямом значении, где в переносном 4. Объясните значение слов в словосочетаниях. Укажите, где слово употреблено в прямом значении, где в переносном а. глухой старик – б. глухой переулок – 5. Укажите среди перечисленных слов неологизмы 5. Укажите среди перечисленных слов неологизмы а. бабочка, флешка, мама б. дерево, лапти, диджей в. ведро, редисвёкла, стеклянный

6. Найдите и выпишите антонимы: 6. Найдите и выпишите антонимы: а. Невежды многого не знают, а грамотеи всегда в чести б. Добро всегда побеждает зло в. Коли будешь медлить, станет некуда спешить 7. В каждой паре пословиц укажите синонимы 7. В каждой паре пословиц укажите синонимы а.Когда едешь в путь, будь осторожен – Всякая дорога вдвоём веселей б.Я к нему оком, а он ко мне боком – Свой глаз – алмаз в.Что испёк, то и кушай – Чем больше ешь, тем больше хочется