Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Интегрированный урок русского языка и литературы в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Advertisements

Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Современный урок литературы как средство развития творческих способностей обучающихся 1.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
Маркова Т.Д. учитель русского языка и литературы.
Методическая разработка (литература, 6 класс) по теме: Презентация к уроку "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Утёс"
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Т.В.Филимонова. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ занятость всех учеников сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый.
6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Второстепенные члены предложения.
Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения»
Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», «Листок», «Утёс».
Созвучие в окончании двух или нескольких слов. Виды рифм ПАРНАЯ сааб КОЛЬЦЕВАЯ абба ПЕРЕКРЕСТНАЯ баб.
Опыт сопоставительного анализа. Случайно ли стихотворение Лермонтова сопоставляется со стихотворением Пушкина? Почему поэты один и тот же мотив разработали.
Мотив одиночества В стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Тучи», «На севере диком…», «Утёс», «Листок»
Понятие рифмы Учитель русского языка и литературы Терлеева Елена Александровна МОУ Троицкая СОШ Чеховского района Московской области.
С каждого урока я уношу новые знания. эпитет аллегория метафора олицетворе ние лирический герой иносказание Придание предметам неживой природы качеств.
Транксрипт:

Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утёс» Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе Автор – учитель Светлана Георгиевна Хадарцева МКОУ СОШ 3 г. Беслана Республики Северная Осетия-Алания

Утёс Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

СЛОВАРЬ Утёс – высокая скала Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) 2. Природная светло-синяя краска Пустыня – 1. Большое, не заселённое людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью 2. Безлюдная, малонаселенная местность

Находим в стихотворении два ключевых образа Тучка Утёс

Придумываем ассоциации к ключевым образам С чем ассоциируется тучка? С чем ассоциируется утёс?

Молодость, радость бытия тучка лёгкая светлая легкомыс- ленная беззаботная подвижная

Старость, одиночество утес темныйтяжелыйплачущий Страдаю- щий Несчаст- ный

Художественные средства изобразительности и их роль в стихотворении

Антитеза (основа всей художественной системы) туч К а (уменьш.) – утес-великан умчалась – стоит весело – одиноко играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

Работаем над словом Слово лазурь относится к устаревшей лексике и высокому стилю. Какую роль играет оно в предложении? Найдите контекстуальный антоним к данному слову. В чем суть противопоставления этих слов?

Работаем над словом Лазурь –небо Пустыня – земля Контекстуальные антонимы Лазурь – пустыня ? Какой мир – небесный или земной – ближе душе поэта?

Эпитеты (делают образы более яркими) тучка золотая весело утес-великан влажный след старый одиноко

Олицетворения ( переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утеса Умчалась… весело играя …в морщине старого утеса Одиноко он стоит … плачет

Градация [последовательность, постепенность (обычно нарастающая) чего-нибудь] … Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. Приём градации усиливает ощущение безысходности

Какова же роль средств художественной изобразительности в стихотворении «Утёс» Придают речи большую выразительность помогают точнее передать мысли и чувства автора

Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. ? В какой временной форме употреблены глаголы, характеризующие действия тучки? А глаголы, характеризующие действия утёса? Работаем над глаголом ? К какому выводу можно прийти, сравнивая глаголы обеих строф?

Анализируя глаголы, можно сделать следующие выводы: Глаголы, характеризующие поведение тучки, даны в форме прошедшего времени. Автор стремится убедить нас в том, что тучка здесь уже побывала, а сейчас она где-то далеко… Глаголы, характеризующие поведение утёса, даны в форме настоящего времени. Такая форма убеждает в неподвижности, постоянности образа жизни утёса.

Синтаксические средства выразительности Найдите приложение (определение, выраженное именем существительным) утёс- великан Определите роль приложения в тексте Приложения обозначают признак предмета и помогают «нарисовать» образ; придают предложению или тексту в целом лаконичную выразительность.

Синтаксический прием переноса во второй строфе, ( выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит…

Средства связи предложений Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне. В 1строфе связь между предложениями бессоюзная Во 2 строфе – союзная: противительный союз но, соединительный союз и, усиливающий однородность действий утёса

Поработаем над рифмой Рифма –– соразмерность, созвучность (греч. слово). Созвучие окончаний стихов. Виды рифмы: Рифмующиеся строки: 1) перекрёстная 2) опоясывающая ? 3) парная

Продолжим работу над рифмой Женская (с последним безударным слогом) Молча сижу под окошком темницы; Синее небо отсюда мне видно: В небе играют всё вольные птицы; Глядя на них мне и больно и стыдно. (М. Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь») Мужская (с последним ударным слогом) Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. (А. С. Пушкин. «Узник»)

Определим вид рифмы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. ? Перекрёстная Парная Опоясывающая ? Женская Мужская

Какими частями речи выражены рифмующиеся слова? Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит. Задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. В 1-ой части ? Во 2-ой части ?

В 1-ой части рифмуются слова золотая – играя великана – рано во 2-ой части рифмуются слова в морщине – в пустыне одиноко - глубоко Обратите внимание: в 1 части стихотворения срифмованы различные части речи, а во 2 части - одни и те же. (Напоминаем: такая рифма называется грамматической) ? Как бы вы объяснили такое различие в подаче рифмующихся частей речи, учитывая содержание текста?

ТУЧКАУТЁС Лёгкая Находящаяся в постоянном движении Весёлая, игривая Не одинаковая, всегда разная Одинаково угрюмый в любое время В его жизни нет никаких перемен Его жизнь словно застыла

Фонетический орнамент стихотворения [начивала тучка залатаjа На груди утоса виликана] Аллитерация - повторение определенных согласных звуков. Помогает изобразить картину, передать чувство, выделить наиболее значимые слова. Ассонанс – повторение определенных гласных звуков. Служит для большей выразительности. Звук [а] ассоциируется с широтой, свободой, волей, которыми дорожит тучка Ночевала тучка золотая На груди утеса- великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя

Звуковой фон очень значим в стихах Сравним конечные звуки 1 и 2 строф Ночевала тучка золота[j´а] На груди утеса-великан[а]; Утром в путь она умчалась ран[а] По лазури весело игра[j´а]; Но остался влажный след в морщин[ь] Старого утеса. Одинок[ъ] он стоит. Задумался глубок[ъ], И тихонько плачет он в пустын[ь]. [а] > простор, свобода, воля, жизнь, т. е. всё, к чему стремится тучка Ущемлённые гласные звуки, затрудняющие выдох воздуха наружу. – Утёс замкнут в пустыне

Вывод: в создании образа «активно участвуют» лексические синтаксические морфологические фонетические средства

Цветовая гамма стихотворения Цветовой фон 1 части Цветовой фон 2 части Золотая (что-то светлое, сияющее, радующее глаз) ? Лазурь (светло-синий небесный простор)

О чем же это стихотворение? (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах?

Домашнее задание Используя метод сопоставления, написать небольшое сочинение на тему «Ключевые образы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утёс»