Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности как средство формирования культуры работы с собственным будущим
Немного истории Фактически этот принцип открытости имеет очень давнюю историю, начиная с возникновения в 12 веке английских университетов и оформления в них специальной позиции – тьютора – для удержания открытости университетского образовательного пространства. Но сегодня этот принцип вновь обретает актуальность.
Индивидуализация в образовании: исторический аспект 12 век – первые британские университеты : Профессор процесс обучения, Тьютор процесс индивидуализации
член-корреспондент РАН, ген. директор "Издательство Просвещение" Александр Кондаков 17 мая 2008 «В российском образовании произойдет довольно крупное событие. В школах появится еще одна должность – тьютор… Это - не классный руководитель. Этот педагог собирает вокруг себя детей из разных классов, но с общими интересами»
Тьютор – это особаяТьютор – это особая педагогическая позиция, которая отличается от традиционной учительской взглядом тьютора на самого ученика.
Тьютор – от латинского tutor – «защитник, покровитель, страж; опекун, попечитель» – произошло от глагола tueor – «смотреть, надзирать». Его вариант с приставкой intueor – «всматриваться» дал в новейших языках слово интуиция.
Словарь В.Даля Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. 4-х томный Словарь русского языка Сопровождение – действие по глаголам сопроводить и сопровождать; то, что сопровождает какое-нибудь явление, какой-нибудь процесс. Аккомпанемент (муз.). Музыкальное сопровождение.
Направления тьюторства в Российском образовании: Дистанционное обучение; Психологическая служба – коучинг; Консультационная работа; Тьюторство в школе: в начальной, старшей, средней, высшей; Тьюторство в системе повышения квалификации.
Индивидуализация + индивидуальный подход Открытое образование Тьюторское сопровождение
Индивидуальный подход Индивидуализация С- содержание
??? ??????
Тьюторское сопровождение- – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Д.п.н., профессор каф. педагогики МПГУ Т.М. Ковалева
Тьюторское сопровождение- – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Д.п.н., профессор каф. педагогики МПГУ Т.М. Ковалева
Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуального образования программ Психолог работает с развитием психических процессов Учитель Задает нормы: содержание, маршрут, темп
Принципы тьюторского сопровождения: Гибкость – ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности. Непрерывность – обеспечение последовательного, цикличного, своевременного процесса в развитии познавательного интереса. Индивидуализация – учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся. Открытость – управление собственной познавательной и образовательной деятельностью.
Этапы тьюторского сопровождения: Диагностический Проектировочный Реализационный Аналитический
Модель тьюторского действия (работа с ресурсами) антропологический культурно- предметный социальный
Индивидуализация в среднем образовании: методический аспект Начальная школа: От стихийных познавательных интересов к устойчивым
Индивидуализация в среднем образовании: методический аспект Подростковая школа: «окультуривание» познавательных интересов (проектирование, исследование, творческая деятельность)
Индивидуализация в среднем образовании: методический аспект Старшая школа: Профильное обучение как дальнейшая реализация познавательных интересов
Тьюторское сопровождение ИОТ Предложить учащимся выбрать профильные предметы и элективные курсы для составления ИУТ Помочь учащемуся привести в соответствие суммарный объём часов с объёмом учебной нагрузки, предусмотренной БУПом и санитарными нормами Помочь учащемуся составить цель его образования на предстоящий период и составить задачи в логике реализации цели Помочь учащемуся составить характеристику учебных программ для описания им ресурсного обеспечения ИОТ
Тьюторское сопровождение ИОТ Помочь учащемуся составить описание ожидаемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения индивидуальной образовательной программы Помочь учащемуся составить критерии оценки (самооценки) эффективности реализации индивидуальной образовательной программы
Тьюторское сопровождение ИОТ Составить расписание консультаций, проводимых учителями СОШ в дистанционной форме. Предложить учащемуся выбрать из общего перечня консультаций по школе те, которые будут ему необходимы для реализации ИОТ (цель консультаций: ликвидация пробелов в знаниях, поиск дополнительной информации, задания и сопровождение проектной деятельности, помощь в анализе информации, подготовка материалов дискуссий, создание эссе, докладов, отчётов по проведённому исследованию и т.д.)
Подходы к тьюторству: Младшая школа: выявление, осмысление и реализация познавательных интересов; Средняя школа: проект, исследование, спонтанное творчество; Старшая школа: тьюторское сопровождение в профильной школе; Дополнительное образование.
Инструменты тьютора: Технология консультации; Технология постановки вопроса; Технология активного слушания; Портфолио; Технология сопровождения познавательных интересов; Технология сопровождения проектно- исследовательской деятельности; Кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций); Технология групповой работы; Образовательный туризм.
Сайттьюторскойассоциации
(С.В. ВОРОБЬЕВА, Н.А. ЛАБУНСКАЯ, А.П. ТРЯПИЦЫНА, Ю.Ф. ТИМОФЕЕВА И ДР.) Индивидуальный образовательный маршрут -целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации
ИОМ-определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ направления реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
"Лобовые атаки в обучении приносят еще большие потери, чем на войне" Джон Дьюи "…С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы это - невозможность для него свободно, в полной мере использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе."