108.12.2013 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ МЕТОДИК И ЭЛЕМЕНТОВ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ ОРКСЭ МИШИНА И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ МЕТОДИК И ЭЛЕМЕНТОВ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ ОРКСЭ.
Advertisements

Презентация творческих проектов «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» Тимофеева Л.В. Погребняк Е.В. Маевская С.С. Колесова С.Н. Лапковская.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Школа. Начальная школа. Детство это время объективно более всего связанное с развитием. Детский способ познания – опытнический, исследовательский, самодеятельный.
Системно- деятельностный подход в обучении. Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей А.С. Макаренко.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
Боброва Елена Валентиновна доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
Ставит главной задачей – раскрытие способности каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ Составитель: М.П.Афанасьева. Чему противостоит компетентностный подход в образовании? Традиционному предметному репродуктивному «обучению»
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Диалог как творческое взаимодействие на уроке литературы.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
Транксрипт:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАЛОГОВЫХ МЕТОДИК И ЭЛЕМЕНТОВ ДИАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ ОРКСЭ МИШИНА И.А.

ДИАЛОГ КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ: разговор между людьми; переговоры; свободный обмен мнениями между представителями двух сторон; жанр произведения, написанного в форме беседы

ДИАЛОГ КАК СПОСОБ БЫТИЯ В МИРЕ КУЛЬТУРЫ: пробуждение в человеке интереса к «иному», «другому», человеку иной культуры; осознание естественной ограниченности собственной позиции; потребность услышать иную точку зрения; способность к рефлексии оснований и сущности разных логик, систем ценностей, мотивов, символов, смыслов; неприятие изложения в монологичном ключе с позиции «правильной» трактовки; потребность войти в образ «иного», «другого», попытаться вжиться в его роль, вчувствоваться и сопереживать ему

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА Субъект-объектное видение мира рационально-объяснительный познавательно-сциентистский прогрессистско-преобразующий социально-инженерный инструментально-технократический подход к реальности антропоцентризм, европоцентризм (христианоцентризм) и славяноцентризм

ТРАДИЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА Субъект-объектные отношения между учителем и учащимися авторитарно-императивный тотально-унифицирующий репродуктивно-алгоритмический поточно-манипулятивный принудительно-формирующий контролирующе-рецептурный подходы к педагогической реальности предметоцентризм (сциентизм) знаниецентризм (академизм)

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА Субъект-субъектное (гуманитарно- культурологическое) видение мира понимающе-диалогический ипостасно-ракурсный интуитивно-творческий образно-эмпатический подход к миру культуры

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА Субъект-субъектные отношения между учителем и учащимися гуманитарно-культурологический развивающе-гуманистический личностно-ориентированный подход к педагогической реальности

ИДЕИ ДИАЛОГИКИ В ОБРАЗОВАНИИ Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев (культурно-историческая теория происхождения и формирования психики и сознания человека), М.М.Бахтин (принципы диалогичности общения и вненаходимости, идея полифонии сознания) В.С.Библер (принцип диалога культур). Ведущая роль культурно-исторического контекста в становлении сознания и формировании образа мира человека.

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА Эволюционно-синергетическое видение мира ценностный (аксиологический) проектно-технологический проблемно-инновационный продуктивно-деятельностный программно-целевой (программно-проектный, нормативно-управленческий, социально- проектирующий) конструктивно-прогностический холистский подходы к реальности

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА Субъект-субъектные опосредованные отношения между учителем и обучающимися компетентностно-деятельностный личностно-центрированный культуротворческий (культурное моделирование и конструирование) проектно-технологический диагностико-рефлексивный поисково-исследовательский подход к образовательной реальности

ОБРАЗОВАНИЕ Открытое, обогащённое, опережающее, культуротворческое пространство, порождающее новые цели, смыслы, ценности, творческие импульсы

ПРЕДМЕТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Средства поддержки: организация учебной деятельности образовательная саморазвивающая среда (информационная, предметно- деятельностная, коммуникативно- мыслительная)

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ: осуществование в одном социокультурном пространстве представителей этнических сообществ, никогда не соприкасавшихся в историческом прошлом и потому не успевших за короткий срок выработать непротиворечивые формы взаимодействия как между собой, так и с автохтонным населением.

МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ предполагает всесторонний учёт того обстоятельства, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей – цивилизационных, культурно- исторических, этнонациональных, локально-территориальных, этнографических, религиозных, этнолингвистических и прочих.

Государственный стандарт среднего общего образования: требования к уровню подготовки учащихся (2004) Выпускники должны уметь определять собственную идентичность, рассматривать её как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, моделировать возможные действия в нём, конструктивно взаимодействовать с людьми разных воззрений и ценностных ориентаций на принципах диалога.

ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЛИЧНОСТЬ открытость по отношению к миру, признание безусловной ценности человеческой жизни понимание непреходящей ценности культурного многообразия планеты, страны, региона толерантность, интерес к человеку иной культуры способность к преодолению кризисных и конфликтных ситуаций в поликультурном пространстве мотивированность на установление контактов с человеком иной культуры в целях решения общих проблем; способность к преодолению собственных стереотипов и предубеждений, определение своей непротиворечивой формулы идентичности; владение навыками культуротворчества (креативности личности).

КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩИЕ СПОСОБНОСТИ способность к осмыслению и интегрированию инокультурного опыта способность успешно взаимодействовать и творить в многоликом мире для достижения значимых целей способность достраивать собственную личность в соответствии с программой своего жизненного развития и изменяющимися жизненными условиями способность противостоять воздействию различных психотехник, подавляющих волю человека к сопротивлению и подчиняющих его влиянию чуждых сил и интересов

ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР (В.С.Библер) теория образования, в основе которой лежит идея диалогики - глубинной внутренней диалогичности мысли, личности, культуры

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР Школа диалога логик; Школа внутреннего диалога; Школа учебного диалога; Школа диалога с культурами; Школа диалога педагогических культур; Школа диалога возрастов ЭГОИСТОРИЯ (Ю.Л.Троицкий)

ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология создания образовательной среды мультикультурной направленности со свойствами диалогичности Цель: выработка своеобразного «иммунитета» у учащихся против воздействия негативных настроений в социокультурной среде через проектирование соответствующих поведенческих моделей

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ понимание непреходящей ценности этно-конфессионального разнообразия; потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции; создание условий для взаимодействия на основе «золотого правила нравственности»; стремление интегрировать усилия в решении общих задач; осмысление неожиданных для учащихся поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции; стремление предотвращать и умение избегать конфликтные ситуации; навыки компромиссных решений; развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций; определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества; участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде; изменения в сознании самого учителя.

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Принцип соразвития учителя и ученика Принцип системности (полноты и разносторонности материалов) и систематичности Принцип свободы мировоззренческого самоопределения учащихся и учителя Принцип историзма Принцип проектирования обобщающих, т.н. идеальных поведенческих типов (М.Вебер) Принцип вненаходимости (М.М.Бахтин) Принцип встречи на границе культур и религиозных традиций Принцип смыслосообразности Принцип педагогической корректности

НАПОЛНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ тематические энциклопедии, словари иностранных слов подборка изречений Великих Учителей разных народов, цитаты из канонических текстов и их толкований исторические картины биографии исторических деятелей, написанные людьми разных религиозно-культурных традиций выдержки из трудов учёных и литературных произведений статьи и книги глав и активных деятелей различных конфессий одеяния, макеты культовых сооружений, предметы культа видеозаписи познавательных передач развивающие учебные игры, познавательные задачи и викторины альбомы любительских фотографий, сделанных самими учениками в роли туристов анкеты, эссе и сочинения самих учащихся и их родителей за несколько лет