Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
Advertisements

Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
Коммуникативнаясоставляющая подготовкибакалавра по профилю"Прикладная филология":варианты модификации Е.Г. Елина, д.ф.н., проф. (Саратовский ГУ); А.А.
Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.
Иностранный язык и развитие языковой личности в современном мире Направление подготовки «Лингвистика» Квалификация (степень) «Магистр»
КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КОММУНИКАТИВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ А.А.Чувакин, д.ф.н., проф. АлтГУ
Профиль: «Европейские исследования» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр-регионовед» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Зарубежное регионоведение»
Степень (квалификация) выпускника МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ МАГИСТР ФИЛОЛОГИИ 2 года Срок освоения специализированной образовательной программы 2 года Германская.
Направление ФИЛОЛОГИЯ Магистерская программа «Теоретическое и прикладное языкознание»
Факультет РГФ Магистратура направление подготовки «Филология»
Обучение иностранному языку в языковом вузе (на языковом факультете вуза)
Образовательные возможности факультета филологии НИУ ВШЭ Факультет филологии НИУ ВШЭ Ежегодный семинар по повышению квалификации учителей русских школ.
Профиль: «Документационное обеспечение управления» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр-регионовед» срок обучения – 4 года Направление подготовки.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫМ ЗНАНИЯМ В ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ (основная образовательная программа подготовки магистров)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Выполнила: Захарова Татьяна.
Иностранный язык для специальных целей Рабочая программа Направление «Регионоведение России» Профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире»
Филологический факультет Магистерские программы. Прикладная филология Руководитель: доктор филологических наук, профессор Тимур Беньюминович Радбиль.
Филологический факультет Магистерские программы. Русская литература доктор филологических наук, профессор Николай Михайлович Фортунатов доктор филологических.
Кафедра социальной психологии и социально- психологических технологий Институт психологии и педагогики.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Транксрипт:

Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич Чувакин, д.ф.н., проф., член Президиума Совета по филологии

Профиль « Прикладная филология » – необходим ! Логика развития современности. Запросы общественной практики. Логика развития филологии и науки в целом. Развитие высшего профессионального образования в услови ях, диктуемы х Болонским процессом.

Готова ли университетская филология к подготовке по профилю « Прикладная филология »? Развитие прикладных исследований в филологических науках. Прикладная филология (« приложения филологии ») – направление в филологии, занимающееся решением практических задач, связанных с использованием естественного языка и текстов в раз личных сферах коммуникации, обеспечивающее разработку принципов, методов, технологий решения практических задач в ра зличных сферах языковой, литературной, информационно - коммуникационной жизни человека и общества.

Готова ли университетская филология к подготовке по профилю « Прикладная филология »? Опыт профессиональной подготовки выпускников, в том числе : изучение в вузе методов профессиональной деятельности ; осуществление прикладных специализаций, введение практикоориентированных специальных и элективных курсов ; развитие образовательных технологий диалогической природы.

Бакалавр филологии по профилю « Прикладная филология » – это … Задачи профиля « Прикладная филология »: данный профиль предусматривает подготовку выпускников для работы в области коммуникации, рекламы, связей с общественностью, издательской деятельности, в СМИ, учреждениях культуры и управления. Профиль обеспечивает приобретение профессиональных навыков многоаспектной работы с различными типами текстов ( создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально - деловых, научных и т. п. текстов ) и осуществления языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации ( проект ПОПП ).

Бакалавр филологии по профилю « Прикладная филология » – это … Профильные компетенции бакалавра филологии – по проект у ПОПП ( с добавлением ) представление о возможностях практического ( прикладного ) применения фундаментальных филологических знаний и вспомогательных филологических методик в различных сферах гуманитарной деятельности, СМИ, культуры, управления ; понимание их роли в обеспечении функционирования и развития человека и общества ; знание основ филологического обеспечения избранных сфер профессиональной деятельности ( рекламы, связей с общественностью, информационно - издательской деятельности, документоведения, искусствоведения, социокультурного сервиса и туризма, литературно - творческой работы, организации, управления, проектирования человеческой деятельности и т. п.);

Бакалавр филологии по профилю « Прикладная филология » – это … Профильные компетенции бакалавра филологии : владение методами и приемами решения практических задач в основных сферах филологической деятельности ( аналитико - экспертной, редакторской, информационно - издательской, литературно - критической, литературно - творческой и др.), в сферах филологического консалтинга и практической лексикографии, проведения коммуникативно - риторического тренинга и литературно - массовых мероприятий и др. в зависимости от избранной сферы профессиональной деятельности ; владение базовыми навыками многоаспектной работы с различными типами текстов ( создание, интерпретация, экспертиза, трансформация, распространение художественных, публицистических, официально - деловых, научных и т. п. текстов ) в избранной сфере профессиональной деятельности ; осуществление языковой, межличностной и межнациональной письменной и устной коммуникации ( включая Интернет - коммуникацию ) в избранной сфере профессиональной деятельности ( проект ПОПП с добавлением ).

Учебный план подготовки бакалавра по профилю « Прикладная филология »: профильная составляющая Принципы отбора дисциплин и устройства профильной составляющей : - в перечне профильных учебных дисциплин реализуется содержание профильных компетенций ; - профильная подготовка предполагает ориентацию в профессиях филолога - прикладника, но не углубленное изучение конкретной области прикладной филологии ; - профильная подготовка может быть осуществлена на базе одного языка / нескольких языков ; - в содержании профильной подготовки учитываются потребности региона, традиции вуза, интересы обучаемых.

Учебный план подготовки бакалавра по профилю « Прикладная филология »: профильная составляющая Логика устройства учебного плана : введение в профиль и его теоретические основы методики и техники области применения практикумы (+ углубленная языковая подготовка )

Учебный план подготовки бакалавра по профилю « Прикладная филология »: профильная составляющая Логика устройства учебного плана. Конкретно : дисциплины гуманитарного, социального и экономического цикла ( Б.1), формирующие углубленное представление о человеке : семиотика, герменевтика, основы когнитивной науки и др. ( по выбору вуза / студента ); дисциплины, дающие начальные представления о профиле : введение в прикладную филологию и завершающие формирование компетенций : прикладная филология ( теория, методики );

Учебный план подготовки бакалавра по профилю « Прикладная филология »: профильная составляющая дисциплины, закладывающие основы профильных компетенций : - предусмотренные госстандартом : история русской литературы, филологическое обеспечение профессиональной коммуникации, основы филологической работы с текстом ( создание / редактирование / перевод ); - иные; например: - существенны е для профиля в целом : теория коммуникации, практическая риторика ; - изучающ ие уровни и сферы коммуникации ( по выбору студента ) : межличностное общение / межкультурная коммуникация, деловая коммуникация / юридическая коммуникация, политическая коммуникация / PR- и рекламная коммуникация, массовая коммуникация / эстетическая коммуникация ;

Учебный план подготовки бакалавра по профилю « Прикладная филология »: профильная составляющая дисциплины, закладывающие основы профильных компетенций (продолжение) : - дисциплин ы по выбору вуза ; например: иностранный язык ( практический курс ), основы теории текста и дискурса, стилистика и культура речи, генристический практикум, основы проектной деятельности в филологии, основы организационно - управленческой деятельности в филологии и др. ( включая спецкурсы и семинары );

Учебный план подготовки бакалавра по профилю « Прикладная филология »: профильная составляющая дисциплины, обеспечивающие овладение методами и приемами решения практических задач в основных сферах филологической деятельности ( по выбору студента ): аналитико - экспертная деятельность в филологии / основы прикладной лексикографии, филологический консалтинг / филологические источниковедение и архивоведение, Интернет - коммуникации / основы литературно - творческой работы, литературная критика и редактирование / проектирование литературно - массовых мероприятий, технологии коммуникативно - риторического тренинга / основы информационно - издательской деятельности и др.

Практика: профильная составляющая Учебная: Знакомство с организацией и характером прикладной деятельности в области филологии; освоение методики и техники решения прикладных задач в определенной сфере. Производственная (научно-исследовательская): выполнение профессиональных обязанностей на рабочем месте; сбор и частичная обработка фактического материала для ВКР.

Заключение Приведенный материал демонстрирует один из возможных вариантов реализации профильной составляющей ФГОС -3 и П ОПП.

Спасибо за внимание ! Алексей Андреевич Чувакин, д.ф.н., проф., зав. кафедрой современного русского языка и речевой коммуникации, (Алтайский государственный университет. г.Барнаул) член Президиума Совета по филологии