1 Тема IV-13. Явления, пограничные между дискурсом и синтаксисом ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема IV-9. Данная и новая информация ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008.
Advertisements

Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 1). Тема 11 Медицинская помощь и лечение (схема 2)
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
РЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР КАК МНОГОФАКТОРНЫЙ ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС А.А.Кибрик, Г.Б.Добров, Д.А.Залманов, А.С.Линник, Н.В.Лукашевич
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
1 Конечные и бесконечные множества Конечное множество- множество, состоящее из конечного числа элементов. Бесконечное множество – непустое множество, не.
12 июля 2008 года Летняя лингвистическая школа. 1 Компьютерная лингвистика как источник лингвистических знаний Леонид Лейбович Иомдин Институт проблем.
Дни недели Температура (С 0 ) 1. Сколько дней температура была выше 16 0 ? 2. Какого.
Типы конструкций с внешним посессором в русском языке Брыкина М. М. Московский государственный университет им. М. В. Ломономова Москва ДИАЛОГ
Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного.
Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
1 Ильин Владимир Леонидович Построение графиков функций элементарными средствами.
Электронное пособие1 по теме «СЛОВО» ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ по теме «СЛОВО» К учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. 1 класс»
Печать документов Борисов В.А. Красноармейский филиал ГОУ ВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ» Красноармейск 2009 г.
Проверка статистических гипотез Основные понятия и терминология Что такое статистическая гипотеза? Лекция 6.
1 Составление алгоритмов с ветвлением Цель: научиться составлять блок-схемы с ветвлением.
Вариант Презентация "Осень золотая".
Цели урока. Дать понятие о видах связи слов в словосочетании.Дать понятие о видах связи слов в словосочетании. Научить определять способы связи в словосочетаниях,
6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г. Лекция 5. Сравнение двух выборок 5-1. Зависимые и независимые выборки 5-2.Гипотеза о равенстве.
1 2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ.
Транксрипт:

1 Тема IV-13. Явления, пограничные между дискурсом и синтаксисом ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2012

2 План 1. Синтаксис как грамматикализация дискурса 2. Переключение референции 3. Основная линия vs. фон

3 1. Грамматикализация дискурсивных моделей в синтаксисе Обычное понимание грамматикализации: Лексические единицы аффиксы Пример: русское -ся То есть переход свободных сочетаний в связанные Аналогия: Дискурс Синтаксис

4 Синтаксическая анафора (производная) Иван надел пальто, ø вышел на улицу, ø закурил Ср. Иван надел пальто. Ø Вышел на улицу. Ø Закурил. Релевантные факторы: LinD = 1 Антецедент - подлежащее

5 Производная синтаксическая анафора Мама отругала сына, а отец его похвалил Ср. Мама отругала сына. Отец, однако, его похвалил Релевантные факторы: LinD = 1 Параллельные синтаксические позиции

6 Глагольная анафора Все надеялись, что Петя победит, и сам Петя тоже ___ Коля любит свою дочь, и Петя тоже __ Все эти случаи анафоры – исходно не синтаксис, т.к. могут быть в разных предложениях и даже в разных репликах

7 Что такое производная синтаксическая анафора? Предложение – это минидискурс В мире этого минидискурса действуют общие дискурсивные правила, но с редукцией и упрощением Синтаксическая анафора внутри предложения может быть объяснена синтаксическими правилами, более простыми чем многофакторный анализ

8 Собственно синтаксическая анафора Петя надеялся ø победить Петя надеялся только на себя / на свои силы Иосиф и его братья

9 Катафора Куда его ни зашвырни, а бумеранг летит по кругу Как только она приехала в Москву, Маша позвонила Ивану Релевантные факторы: RhD = 1 Клауза анафора подчинена клаузе антецещента Антецедент - подлежащее Катафора – более грамматикализованное производное дискурсивной анафоры

10 Другие примеры Грамматикализация дискурсивных моделей в синтаксисе риторические отношения типы обстоятельственных придаточных тесно связанные предикации сериальные конструкции сижу пишу ……………………………….

11 Полипредикативность: дискурс vs. синтаксис Сочинение Подчинение Обстоятельственное придаточное Определительное придаточное Актантное придаточное синтаксис дискурс

12 2. Переключение референции (switch-reference) Есть 2 (или более) синтаксически связанные предикации X и Y Предикация X (зависимая) содержит маркер (как правило, в глаголе), которые указывает: либо на кореферентность подлежащих Х и Y – маркер same-subject либо на некореферентность – маркер different-subject Пример: ø не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету… которое не было бы неосновательно и глупо? (К. Прутков)

13 Тувинские примеры (1)a"t i ool­dumööpkaap­kaš, коньмальчик-Акксбросить:Дпч Всп:Пф-SS Ø i xalı­pčoru­jbar­gan бежать-ДпчВсп-ДпчВсп-Прош Конь сбросил мальчика и убежал (2)a"tool­du j mööpkaapt­arga, коньмальчик-Акксбросить:ДпчВсп:Пф-DS ol j xalı­p čoru­jbar­gan онбежать-ДпчВсп-ДпчВсп-Прош Конь сбросил мальчика и тот убежал

14 В дискурсе Ханша сладкую еду сделала-SS, Ø на две золотые тарелки положила. Мальчик при помощии волшебства посмотрел-DS, Ø перед ханом очень хорошую еду положила-SS, Ø перед мальчиком отравленную еду положила.

15 Кофункциональные средства Логофорические местоимения: Иван i пообещал Петру j, что ЛОГ i /3 j скоро пойдет домой Русское тот Лось напа́л на восьмилетнего ма́льчика, когда́ тот игра́л в саду́ своего́ до́ма в одно́м из городо́в центра́льной Швеции Обвиатив: один из референтов в дискурсе получает статус выделенного (проксиматив), остальные – обычное обвиативное 3-е лицо. Функция всех этих средств – различить два одновременно активированных референта с точки зрения их текущего статуса

16 3. Основная линия vs. фон Основная линия: foreground/mainline Фон: background/non-mainline Повествовательный дискурс: foreground/mainline/on time line/narrative clauses vs. background/non-mainline/off time line/non-narrative clauses

17 Пример 3.1. Сталин мирно беседовал с Вучетичем "Товарищ Сталин, что такое старость?" спросил Вучетич, 3.4. разумеется, имея в виду философский смысл проблемы И вдруг лицо Сталина мгновенно исказилось гневом и ненавистью Он стал страшен Вучетич помертвел, 4.4. не в силах осознать, 4.5. чем Ø разгневал Сталина.

18 В терминах ТРС В повествовательном дискурсе основная линия – это те клаузы, которые соединены симметричным отношением «последовательность»

19 Морфосинтаксическое кодирование Labov: зависимые клаузы не относятся к основной линии, т.е. относятся к фону И наоборот: основная линия не кодируется зависимыми предикациями

20 Односторонняя зависимость Функция Форма Основная линия Фон Независимая клауза ++ Зависимая клауза +

21 Анализ примера Произвести сегментацию на клаузы Принять решения по поводу деления на основную линию и фон Отождествить каждую клаузу как независимую или зависимую Построить количественную матрицу Сделать выводы

22 Матрица

23 Выводы От функции к форме: основная линия независимая От формы к функции: зависимая фон Исключение (характерное) временное придаточное входит в основную линию

24 Гипотеза Hopper and Thompson 1980 В отличие от грамматической транзитивности (переходности), полезно понятие семантической транзитивности (СТ) СТ определяется как кластер семантических признаков предикации, типично встречающихся вместе: наличие 2 актантов - волитивного агенса и конкретного пациенса, совершенность, точечность, реальность, утвердительность… Семантическая (не)транзитивность базируется на дискурсивной функции предикации: основная линия кодируется транзитивными предикациями

25 Оценка Некоторые из признаков СТ действительно ассоциированы с основной линией, особенно совершенность и точечность Другие имеют не дискурсивную, а семантическую природу – например агентивность Hopper and Thompson 2001: бытовой диалог характеризуется очень низким уровнем транзитивности

26 Два основных фактора грамматики Функция передачи информации on- line, «дискурс» Функция хранения информации off- line, «семантика» грамматика