Н ЕЯВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Ромащук Александр (канд. психол. наук, мнс факультета психологии МГУ)
Основные понятия Учебная направленность Учебная направленность (УН) направленность учащегося на решение учебных задач Учебная задача Учебная задача задача на усвоение изучаемого способа решения «leaning orientation»
Модельный пример: неудачная охота белого медведя (П.Я.Гальперин) 1) ползет к тюленю, прыгает, промахивается 2)с места прыжка тренируясь прыгает на лунку, оставленную тюленем
Противопоставление УН и творческого мышления связано с увеличением или уменьшением «новизны» ситуации?
Примеры методик на поиск обобщенного способа методика Л.В. Берцфаи, методика А.З. Зака ( модификация методик В.Х.Макгаева и В.П.Пушкина ), методика П.С. Жедек (язык), методика Л.К. Максимова (математика) Принцип совпадает с методикой диагностики творческого мышления Д.Б.Богоявленской Критерии учебной деятельности совпадают с критериями теоретического мышления
Исследование Берцфаи Практическая задача Учебная задача Группы детей: - к практической задаче отнеслись как к учебной ( искали общий способ ) - к учебной задаче отнеслись как к практической ( гоняли по воображаемому маршруту )
Методическое различение УН и творческого мышления: «шаблонность», установка Методика А. и Э. Лачинсов на установку «шаблонность» Задачааbс Требуется пол учить кварт установка на способ b а 2с «нешаблонный» способ: а с или а + с
Первое требование к методике диагностики УН: фиксация устойчивости направленности на способ Осуществление требования Осуществление требования: противопоставление изучаемого и более легкого («очевидного») способа. УН фиксируется по установке («шаблонности») к изучаемому способу решения
В ОЗВРАЩЕНИЕ К ВОПРОСУ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ОСМЫСЛЕННОСТЬ Проблема Проблема : уровень УН выше у тех, кто «зубрит и тупо применяет» (вербализм, формализм знаний). Решение Решение : использовать приемы М.Вертгеймера диагностики осмысленности применения способа решения
А И B ТИПЫ ПО М. ВЕРТГЕЙМЕРУ В ответы В задачи А типВ тип А ответы А задачи
НЕВИЗУАЛЬНЫЕ А И В ТИПЫ – обессмысливание способа, а не задачи! В- эквиваленты Формула площади трапеции S=ah ___________ b(a+c) (ас)» Формула площади прямоугольника S=ab
Второе требование к методике диагностики УН: диагностика осмысленности способа Осуществление требования Осуществление требования: противопоставление осмысленного и бессмысленного применение изучаемого способа к «бессмысленной» форме задачи. УН фиксируется по доминированию осмысленного применения изучаемого способа решения Доминирование осмысленного применения «самостоятельного» (не изучаемого) способа решения как фиксация направленности к творческому мышлению (при отсутствии УН)
С ООТНЕСЕНИЕ КРИТЕРИЕВ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УН Задача Способ Шаблон, установка Творческое мышление, понимание Шаблон, установка I тип УНII тип УН
Предполагаемый стимульный материал Задача уравнивания весов («the balance scale task») Противопоставление способов решения -метода «жетонов» Е.В. Высоцкой и - спонтанных стратегий уравнивания (Siegler, 1976; Siegler, Chen, 2002 и др.)