Н ЕЯВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Ромащук Александр (канд. психол. наук, мнс факультета психологии МГУ) ofitsran@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Задача: Создать условия для: освоения новых способов профессиональной деятельности; личного самоопределения к новому образцу педагогической работы; прохождения.
Advertisements

Тестирование на компьютере, с помощью программы EasyQuizzy по предмету Геометрия тема « Четырехугольники » 8 класс Выполнила : Леопольд Ю. П., учитель.
Автор проекта: Водынина Оксана Ивановна учитель русского языка и литературы.
Учебная тема проекта Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода в обучении математике «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Урок и педагогическая инноватика «Инноватика и инновация в образовательном процессе»
Формирование логического мышления на уроках истории.
Оценка результатов обучения (по методике В.П. Симонова) Совершенствуем аналитическую деятельность педагога Презентация Матвеевой Т.П.
Тема работы: «Технология игрового обучения на уроках математики основной школы»
Математика 4 класс Тема: «Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз, сформулированных в косвенной форме» Тема: «Решение задач на уменьшение.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
«Применение технологии проблемного обучения.. Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Уроки русского языка в форме лабораторной работы Табунникова Е. Е., учитель русского языка и литературы.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
УЧЕНИКУ ОБ ОТМЕТКАХ ПО МАТЕМАТИКЕ. Оценка письменных работ.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Методика изучения решений уравнений и неравенств с помощью технологии «Полного усвоения знаний» Выполнила: студентка ФМФ 41 группы Н.А. Сизова Научный.
Транксрипт:

Н ЕЯВНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Ромащук Александр (канд. психол. наук, мнс факультета психологии МГУ)

Основные понятия Учебная направленность Учебная направленность (УН) направленность учащегося на решение учебных задач Учебная задача Учебная задача задача на усвоение изучаемого способа решения «leaning orientation»

Модельный пример: неудачная охота белого медведя (П.Я.Гальперин) 1) ползет к тюленю, прыгает, промахивается 2)с места прыжка тренируясь прыгает на лунку, оставленную тюленем

Противопоставление УН и творческого мышления связано с увеличением или уменьшением «новизны» ситуации?

Примеры методик на поиск обобщенного способа методика Л.В. Берцфаи, методика А.З. Зака ( модификация методик В.Х.Макгаева и В.П.Пушкина ), методика П.С. Жедек (язык), методика Л.К. Максимова (математика) Принцип совпадает с методикой диагностики творческого мышления Д.Б.Богоявленской Критерии учебной деятельности совпадают с критериями теоретического мышления

Исследование Берцфаи Практическая задача Учебная задача Группы детей: - к практической задаче отнеслись как к учебной ( искали общий способ ) - к учебной задаче отнеслись как к практической ( гоняли по воображаемому маршруту )

Методическое различение УН и творческого мышления: «шаблонность», установка Методика А. и Э. Лачинсов на установку «шаблонность» Задачааbс Требуется пол учить кварт установка на способ b а 2с «нешаблонный» способ: а с или а + с

Первое требование к методике диагностики УН: фиксация устойчивости направленности на способ Осуществление требования Осуществление требования: противопоставление изучаемого и более легкого («очевидного») способа. УН фиксируется по установке («шаблонности») к изучаемому способу решения

В ОЗВРАЩЕНИЕ К ВОПРОСУ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ОСМЫСЛЕННОСТЬ Проблема Проблема : уровень УН выше у тех, кто «зубрит и тупо применяет» (вербализм, формализм знаний). Решение Решение : использовать приемы М.Вертгеймера диагностики осмысленности применения способа решения

А И B ТИПЫ ПО М. ВЕРТГЕЙМЕРУ В ответы В задачи А типВ тип А ответы А задачи

НЕВИЗУАЛЬНЫЕ А И В ТИПЫ – обессмысливание способа, а не задачи! В- эквиваленты Формула площади трапеции S=ah ___________ b(a+c) (ас)» Формула площади прямоугольника S=ab

Второе требование к методике диагностики УН: диагностика осмысленности способа Осуществление требования Осуществление требования: противопоставление осмысленного и бессмысленного применение изучаемого способа к «бессмысленной» форме задачи. УН фиксируется по доминированию осмысленного применения изучаемого способа решения Доминирование осмысленного применения «самостоятельного» (не изучаемого) способа решения как фиксация направленности к творческому мышлению (при отсутствии УН)

С ООТНЕСЕНИЕ КРИТЕРИЕВ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ УН Задача Способ Шаблон, установка Творческое мышление, понимание Шаблон, установка I тип УНII тип УН

Предполагаемый стимульный материал Задача уравнивания весов («the balance scale task») Противопоставление способов решения -метода «жетонов» Е.В. Высоцкой и - спонтанных стратегий уравнивания (Siegler, 1976; Siegler, Chen, 2002 и др.)