1. Сила художественного дарования поэта. 2. «Глас лиры, глас народа…» 3. Особенности поэтики романтизма в творчестве Василия Жуковского. 4. Мастерство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока литературы по теме «ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ». Выполнена учителем русского языка и литературы МОБУ «СОШ 5» НАСЫРОВОЙ Э.С. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Advertisements

«Обрядовые традиции в балладе В.А.Жуковского «Светлана» Автор работы: Квасов Владимир Андреевич, ученик 8 класса МБОУ Садковская ООШ.
В.А. Жуковский «Светлана». Особенности. Нравственное содержание баллады.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем баллады Жуковского «Кубок»
Как В.А. Жуковскому удалось создать романтический образ моря? Авторы презентации: учащиеся 9а класса МОУ «СОШ 4 г.Соль-Илецка» МОУ «СОШ 4 г.Соль-Илецка»
Творчество В.А. Жуковского «…для меня … жизнь и поэзия - одно»
Баллады Василия Андреевича Жуковского.
Поэт Жуковский родился вдали от Москвы и Петербурга, в глуши Тульской губернии, в селе Мишенском, 29 января 1783 г. Природа наделила его чутким сердцем.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
В.А. Жуковский - Родоначальник жанра Баллада. БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании, героико – исторического или фантастического.
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Субъект высказывания в лирическом произведении художественный двойник автора- поэта Лирический герой.
Поэзия XIXвека. Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально.
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается.
Презентацию подготовила Чернова Татьяна Алексеевна Учитель школы 501 К уроку внеклассного чтения в 6 классе ОБРЯДЫ И ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль И, внемля им, вздохнет о славе старость Утешится безмолвная печаль И резвая задумается.
Поэзия Есенина... Чудесный, прекрасный, неповторимый мир' Мир, который близок и понятен всем. Есенин - истинный поэт России; поэт, который к вершинам.
Транксрипт:

1. Сила художественного дарования поэта. 2. «Глас лиры, глас народа…» 3. Особенности поэтики романтизма в творчестве Василия Жуковского. 4. Мастерство поэтического перевода Жуковского. 5. Фантастическое и «ужасное» в балладах Жуковского. (Попытка аналитического прочтения «Светланы») 6. Олицетворение неволи, плена, печали и тоски в элегии Жуковского «Море». 7. Выражение неуловимые душевных движений в стихотворении «Невыразимое». 8.Изображение внутреннего мира в стихотворении «Воспоминание». 9. Уникальное поэтическое дарование В.А. Жуковского. 10. Право на память.

Цель: глубоко, детально рассмотреть художественные произведения В.А. Жуковского, освоить его художественный метод для того, чтобы ясно представлять, что за уникальное явление русский романтизм, выяснить, в чем заключается ключ к разгадке эстетических идей поэта. Задачи: - рассмотреть мастерство поэтического перевода Жуковского; - попытаться проанализировать балладу «Светлана»; - выявить художественные особенности в элегии «Море» и стихотворениях «Невыразимое» и «Воспоминание» для понимания смысла произведений.

Творческая деятельность Василия Андреевича Жуковского продолжалась более полувека. В допушкинский период развития русской литературы ему принадлежит первое место; он выделился силой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества, литературной авторитетностью. Поэт покорил читающую публику «пленительной сладостью» стихов, романтизмом, возвышенным нравственным пафосом. Неотразимое обаяние его творчества испытывали его единомышленники и противники. В чём тайна художественности стихов Жуковского? Что составляет сущность его поэтической индивидуальности? Каков его художественный метод? Каково место поэта в русской литературе?

« Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе! Его романтическая муза… дала русской поэзии душу и сердце… Это ещё не пушкинские стихи; но после них уже надо было ожидать не других каких-нибудь, а пушкинских…» В.Г. Белинский

Василий Андреевич Жуковский был сыном помещика А.И.Бунина и пленной турчанки Сальхи, но воспитывался в семье дворянина Андрея Жуковского, своего крёстного отца, от которого получил отчество и фамилию. Он получил гуманитарное образование в Московском Благородном пансионе, много занимался самообразованием.

Отечественная война 1812года пробудила в Жуковском яркие патриотические чувства, он поступил в московское ополчение. Выдающимся явлением русской поэзии стало стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»(1812). Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитого Тарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстро распространилось в армии во множестве списков. Это страстное публицистическое произведение, оформленное в виде гимна, мобилизующего ратников на бой за Родину.

В галерее Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные герои двенадцатого года, причём каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудь характерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнился современникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева, Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полном блеске боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошёл в историю, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчуждённых и замкнутых в своём величии, а прежде всего живых людей, своих современников, членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» не отделима от славы каждого воина.

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки, Что вашу прелесть заменит? О родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя. В.А.Жуковский Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым жизням. В.Г.Белинский, видя историческую заслугу Жуковского в том, что он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами», писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» и что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина». «Никто более тебя, - напишет ему Пушкин, - не имел права сказать: глас лиры, глас народа».

Впоследствии Жуковский ещё не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскоре появятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семь лет спустя, в дни торжеств, посвящённых открытию памятника героям Бородина, он напишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегда останется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным, самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. Не случайно в своих стихотворениях Жуковский писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым людям.

Таким он был по своей натуре - задумчивой, меланхолически- созерцательной, избегающей всего резкого и контрастного в жизни, обходящей все ее острые углы.

Тематическое и сюжетное разнообразие переводных произведений Жуковского поистине неисчислимо - особенно на фоне довольно однообразной элегической поэзии той эпохи. Но собственная поэзия Жуковского была все же несколько иной. Своим идеалом считал Жуковский душевное равновесие и полнейшую умиротворенность.

Можно согласиться с В. А. Рождественским в том, что Жуковский не был близоруким воспроизводителем чужеродной поэтической системы. Его в первую очередь интересовала передача мысли и чувства оригинала, и он мастерски находил им соответствие в природе родного ему русского языка. И поэтому лучшие его переводы звучат как собственные стихи. Жуковский передавал самую «душу» иноязычного произведения, передавал ее творчески, как бы вновь переживая с автором и зарождение, и развитие его темы. Он вправе был сказать о себе: «Переводчик в прозе - есть раб, переводчик в стихах - соперник». И порою - можно было бы заметить - не соперник, а победитель. Однако у Жуковского переводы не являются переводами в обычном смысле слова. Они - переводы, но в то же время произведения оригинальные. Его переводы равноценны подлинникам, а порой даже сильнее. «У меня все или чужое, или по поводу чужого - и все, однако, мое», - признавался Жуковский.

Жуковский-поэт и Жуковский- переводчик настолько слиты в своем творческом единстве, что их трудно, почти невозможно отделить друг от друга. В. Жуковский создал удивительные переводы : « Сельское кладбище» «Желание» «Песня» («К востоку, все к востоку...») «Листок» «Лесной царь» - перевод баллады И. Гете «Перчатка» - перевод одноименного стихотворения Ф. Шиллера.

Жуковский вошёл в историю русской поэзии как балладник. Он придал балладе поэтическую прелесть и сделал популярным. Он срастил поэтику жанра баллады с эстетикой романтизма. Особое место занимает цикл о любви: «Людмила», «Светлана», «Леонора», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка».

« Светлана» - самая знаменитая его баллада. И недаром это едва ли не самое светлое (подобно имени героини), самое доброе и улыбчивое (при всей жутковатости деталей) его стихотворение! Как и во многих романтических произведениях, здесь прослеживается фольклорная основа: гадание в «крещенский вечерок». Тема этой знаменитой баллады - мечта русской девушки Светланы о далёком суженом, от которого «вести нет». Главная идея произведения - надо продолжать надеяться на лучшее.

Баллада пронизана множеством чувств, которые Светлана переживает во сне: робость, страх, ужас. Автор усиливает эти чувства с помощью языковых средств: олицетворений (страх туманит очи, занялся от страха дух, двери вихорь отворил); эпи­тетов (снег глубокий, страшные места, грозные очи); метафор (тайный мрак грядущих дней). Если подумать над этой метафорой, то можно понять, что это перифраз, описательное выражение, заменяющее здесь слово будущее. Сама обстановка в «крещенский вечерок» напряжённая, но метафора придаёт ситуации ещё большую таинственность, загадочность, неопределенность.

В самую опасную минуту, после балладной скачки через балладную вьюгу и метель, когда балладный жених превращается в балладного мертвеца, в сумрачное пространство баллады легко впархивает светлый дух в образе «белоснежного голубка с светлыми глазами». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания, моля: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, к которому она взывала о помощи. Напрасно «мертвец» страшно скрежещет зубами.

В «Светлане» ясно проступают черты русского народного быта, близость к его преданиям, обычаям, песням. Правда, все это окрашено тонами несколько сентиментальной чувствительности. Но современников Жуковского поразила чистота и гармоническая легкость стиха сразу всем полюбившейся «Светланы». Снятию трагизма помогло также применение здесь поэтики фольклора: гадание на русский лад, старинные обряды («расстилали белый плат»), обороты народной речи («утоли печаль мою», «ангел-утешитель»), особая образность («повода шелковы», «пышут дым ноздрями»), - все это снимает впечатление обреченности.

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном Слушали; кормили Счетным курицу зерном; Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.

Так «Светлана» стала своеобразным ключом к балладам Жуковского, а сама героиня - одним из самых любимых персонажей русской литературы. Как бедная Лиза. Как Митрофанушка из «Недоросля» Фонвизина. Как Татьяна Ларина из романа Пушкина «Евгений Онегин». (Кстати, написанная с оглядкой на Светлану.) По литературной канве этой баллады Пушкин вышьет и сюжетные узоры своей замечательной повести «Метель».

Писатели-романтики большое внимание уделяли природе -бурной стихии. Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо. Элегия - излюбленный жанр романтиков. В. Жуковский в элегии «Море» создал оригинальный художественный образ. В ней глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, своеобразие переживания чувств и особое душевное состояние.

В. Жуковский в элегии «Море» создал оригинальный художественный образ. В ней глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, своеобразие переживания чувств и особое душевное состояние. «В каждой картине природы Жуковского сквозит душа: везде взгляд на даль, на бесконечность; ни одна всего не досказывает, что в ней кроется, и прочит еще более, чем обнаруживает. Это душа, стремящаяся обнять себе близкое и родное в природе», - писал С. Шевырев.

За пейзажным полотном явственно скрывается иносказание. Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я». Аналогично тому, как море отражает в своих волнах лазурь неба и блещет светом его звезд, как оно тянется к небу из «земной неволи», человек не может существовать без того, что выше его и что дает ему право на жизнь. «Смятенная любовь» и «тревожная дума», таящиеся в глубине моря, обращены к «далекому светлому небу» и вне этой устремленности лишены сколько-нибудь возвышенного начала.

«Невыразимое» - своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика. В нем намечаются как объяснение его взгляда на природу романтического вдохновения, так и философия искусства слова: только поэзия на мгновение запечатлевает идеальную красоту запредельного, а поскольку в ней заключена изначальная тайна, то слово никогда не в состоянии найти адекватное выражение красоте. Поэт в неизбывной тоске стремится за ускользающей от его взора красотой.

Поэтическое познание, согласно романтической трактовке Жуковского, совершается путем открытия «бесконечного» в «конечном», путем обнаружения небесно-прекрасного в любом чувственно-осязаемом предмете, будь то вещь, человек, растение, животное или пейзаж. Природа изначально одушевле­на «присутствием Создателя в созданье». Поэт стремится слиться с природой, уподобиться ей, чтобы претворить в душе своей «природы дивные созданья», но вынужден признать свое бессилие

Поэт возвысил наши чувства, открыл нам, что есть своя прелесть не только в радости, но и в печали. В истории нашей поэзии имя Василия Андреевича Жуковского занимает значительное и почетное место. Общий тон его лирики, несмотря на привычную для нее меланхолическую окраску, отражал свет и чистоту души, устремленной к высоким моральным целям. Поэтическое дело Жуковского не прошло бесследно для будущих поколений. Он был одним из учителей Пушкина, и уже это одно дает ему право на нашу благодарную память. Жуковский открыл новое понимание принципа поэтической субъективности.

Жуковскому обязана русская лирика открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости, в прихотливой динамике. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте, психологическая утонченность в лирической песне - вот главные достижения Жуковского-романтика

Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности (для последующих этапов русской поэзии) отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности. Романтизм Жуковского определяется как этико-психологический. Философские проблемы добра и зла, преступления и наказания, смысла жизни. дружбы и любви, нравственного долга, совести, возмездия, счастья, глубоко волнующие поэта, придали его лирике подлинную содержательность и идейность.

Исследуя художественный метод писателя В. Жуковского, я пришла к выводу, что поэтическое дарование Жуковского было уникальным и явилось толчком к развитию нового направления в литературе, которое развили Пушкин, Батюшков, Баратынский, Фет, Тютчев и другие писатели - наследники русского ро­мантизма. В. Жуковский был прекрасным переводчиком, обладал способностью поэтического перевоплощения и переводы свои создавал как собственные стихи. Более того, он заложил основы стихотворного перевода как искусства, которые остаются живыми и в наше время.

В. Жуковский, создавая свои прекрасные творения, учил других писателей высокому мастерству. Одним из его учеников был Пушкин. Это дает нам, живущим в XXI веке, право на нашу благодарную память. Жуковский совершил истинное открытие в поэтическом мире писателей и подарил нам романтического героя, который стремится к возвышенному идеалу.

1. Альбеткова, Р. И. Анализ одного произведения. - М.: Дрофа, Жуковский, В. А. Избранное. - М.: Тера - Книжный клуб, (Народная поэтическая библиотека.) 3. Жуковский, В. А. Лирика // Русская литература XIX века: 10 кл.: практикум / под ред. Ю. И. Лысого. - М.: Просвещение, Рождественский, В. А. В созвездии Пушкина: книга о русских поэтах. - М.: Современник, Рудакова, С. «Все к размышленью здесь влечет невольно нас»: очерк творчества поэта // Литература Аношкина В.Н., Петрова С.М. История русской литературы ХIХ века. – М.: Просвещение, 1969