Р АЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ О БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Л.В.З АНКОВА «Ребенок, испытавший радость.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Advertisements

формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
Развитие творческого потенциала личности младшего школьника, обучающегося по программе «Школа 2100» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Черемхово»
Воспитатель : Бараова Р. М.. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития : физического,
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Материалы к стандартам второго поколения. Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Плутарх.
Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на предметных неделях литературного чтения.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребёнка – детский сад 13» городского округа – город Галич Костромской области Презентация.
Сказкотерапия как средство развития коммуникативной компетентности дошкольников Шуткина Ирина Сергеевна, старший воспитатель д/с 169.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
Социально- коммуникативное развитие. Огромное влияние на процесс социализации дошкольников оказывают аспекты социализации:
Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - создание условий для развития личности младшего школьника, - реализации его способностей, поддержка индивидуальности; - освоение младшим.
Транксрипт:

Р АЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ О БРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Л.В.З АНКОВА «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок подражающий актам других». Б.Асафьев

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Одной из основных целевых установок современного российского образования является формирование установки на творческую деятельность. Российское педагогическое сообщество отчетливо осознало необходимость ежедневной кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено. Лишь тот человек может успешно и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания.

В КАКОЙ ПРОГРАММЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ? Решение поставленной задачи требует внедрения в образовательный процесс новых Образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребенка в творческий процесс. В частности это реализуется в системе Л.В.Занкова, Психологическое пространство учебника литературного чтения в системе Л.В.Занкова отличается уважением к индивидуальности ребенка, оно побуждает к творчеству, активизирует фантазию, учитывает различные интересы учащихся. Ребенок начинает творить. А творчество – это созидание нового и прекрасного. Оно наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в знаниях, работу мысли, вводит ребенка в атмосферу вечного поиска. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.

Цель: * формирование творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовать цели, выходящие за рамки стандартной учебной ситуации; * формирование личности способной активизировать свой творческий потенциал, анализировать и разрешать возникающие проблемы. Методы: * Анализ психолого-педагогической, методической учебной литературы по теме; * Анализ, систематизация, обобщение педагогического опыта; * Наблюдение; * Педагогический эксперимент. ЦЕЛЬ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Ч ТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО ? Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Это субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребенком, имеет важное развивающее и образовательное значение - через нее ребенок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

Ч ТЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА – ЭТО … удовольствие новые открытия творчество труд

Т ВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯЗАНА : с развитием индивидуальных задатков познавательной активности способности самостоятельно решать нестандартные задачи

З АДАЧИ УЧИТЕЛЯ : замечать любые творческие проявления учеников создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей ; творческие задания должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, а затем и к собственно творческим; система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы ;

Э ТАПЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 1 Подготовительный ПодражаниеНакопление эмоционального, интеллектуального опыта, как основы для творчества. Освоение этапов творческой деятельности, технологий, средств, способов. 2 Основной Преобразования Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями. 3 Завершающий АльтернативИндивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.

Т ЕХНОЛОГИИ Технология проблемно-диалогического обучения – дети не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля Уроки «открытия» нового знания

ПРИЕМЫ 1) Кластер («гроздь») – графический прием систематизации материала. Кластеры могут быть «предварительными», т.е. выясняются те знания, которые уже имеются у детей, и оформляются в виде грозди. В процессе работы схема дополняется новыми сведениями, устанавливаются причинно- следственные связи. Кластеры могут быть обобщающими, когда оформляется уже известная информация. В ходе каждого урока понятие уточняется и кластер дополняется. 2)Прием «Чтение с остановками». После чтения каждой смысловой части текста задаются вопросы на понимание, разъясняются непонятные слова, комментируются события. 3 ) «Толстые» и «тонкие» вопросы. Толстые («открытые») вопросы предполагают несколько вариантов ответов или ответы подробные и развернутые. Тонкие («закрытые») вопросы требуют простых однозначных ответов.

4)Прием «Обложка». Этот прием работы с текстом помогает обобщить знания о произведении и его героях. Суть его заключается в том, что дети изготавливают нечто вроде макета книжки. Такие обложки дети чаще всего делают дома, но можно их делать и в классе, индивидуально или в группах. Обложки позволяют каждому ученику, и «сильному» и «слабому», получить положительную оценку. 5)прием «Паспорт» используется на этапе обобщения знаний. Дети создают паспорт-характеристику героя изученного произведения, что является итогом работы. Паспорт каждый раз составляется немного по-разному, т.к. учитывает художественные задачи текста, поведенческие черты героя.

В ИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1)Придумывание рифмы И встарь, и в наши времена Имеют люди…(имена) 2)сочинение стихотворений Кто радость дарит каждый день? И кто снимает с сердца тень? Кому заботиться не лень? Конечно мама! Кто нас крошек пеленал? И подгузники менял? Распашонки одевал? Кто учил нас убирать? Маме с папой помогать? Конечно мама!

3)иллюстрирование отрывков из произведений – эту работу считаю интересной для детей и важной для понимания содержания текста. Ребенок думает, что это просто: надо всего лишь нарисовать и подписать то, что нарисовал, не понимая при этом, что для выполнения этой творческой работы надо хорошо знать содержание текста, выбрать подходящий отрывок, продумать рисунок, а затем найти наиболее подходящее предложение, чтобы иллюстрацию подписать. С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно и на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель».

4)создание диафильма по произведению

Р ОЛЕВАЯ ИГРА Интерес младших школьников к ролевой игре позволяет широко использовать на уроках различные формы инсценировок. В процессе обучения инсценировка играет огромную роль в овладении навыками коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это не только умение в нужной ситуации воспользоваться тем или иным речевым образцом. Коммуникативная компетентность включает в себя ряд аспектов: Лингвистический Включает в себя лексику, грамматику, произношение Социолингвистический отвечает за правильное применение речевых образцов Социокультурный – умение вступить в разговор, продолжить его либо прекратить Стратегический – владение невербальной передачей информации (жесты Дискурсный – отвечает за связанность речи (интонация) Социальный – желание общаться, мотивацию к общению

И ГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ Продуктивным приемом развития творческой активности на уроках литературного чтения являются игры – драматизации. Ребенку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжение известных сказок. Разыграв сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире. На уроках литературного чтения использую следующие формы драматизации: кукольный театр костюмиров анные представлен ия по известным сказкам и рассказам музыкальн ые исценировк и сказок и рассказов драматиза ции сказок

Р ЕКВИЗИТЫ – ЭТО ОПОРА ДЛЯ ВОССОЗДАЮЩЕГО ВООБРАЖЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ ХАРАКТЕРА ПЕРСОНАЖА, ПРЕДПОСЫЛКА К РАСКРЕПОЩЕНИЮ ЧУВСТВ, ДВИЖЕНИЙ, К СВОБОДЕ РЕЧИ.

И ГРЫ Мои ученики также очень любят игру «Редактор». У доски ставится парта с табличкой «РЕДАКЦИЯ». Из каждого ряда выбирается по одному ученику. Они выступают в роли редакторов. Их цель – выбрать самое интересное, образное, красивое предложение, стихотворение на заданную тему. Тему предлагает учитель, а иногда и ученики, в зависимости от цели урока. Услышав интересные, понравившиеся высказывания, ребенок откладывает их в свой речевой багаж, а затем использует этот запас при написании сочинения или просто в устной речи.

Л.С.Выготский решительно возражал против того, что творчество является уделом избранных. Великий психолог говорил: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!