ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА. Специфика познавательного отношения к миру. Принципы гносеологии. Субъект и объєкт познания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Advertisements

Философия познания ГНОСЕОЛОГИЯ- общая теория познания эпистемология – теория научного познания.
Обществознание. Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания. Знание – сила. Ф. Бэкон Формы познания Чувственное.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Работу выполнили: студенты группы ИСТ-171 Мелконян Карен Ерошенко Александр Колесников Кирилл Преподаватель: Диденко О.А. Волгоград 2018 г.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Транксрипт:

ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА. Специфика познавательного отношения к миру. Принципы гносеологии. Субъект и объєкт познания. Философская теория истины. Методология научного познания.

СПЕЦИФИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ Познавательная деятельность всегда предшествует практике, потому что любой вид практической деятельности нуждается в плане деятельности. Результатом этой деятельности выступает знание, которое является основой построения идеального плана. Познание принципиально творческое отражение, поскольку его результатом является не создание идеальной копии вещей, а такое отражение, когда реальность познается в единстве нынешнего, прошлого и будущего.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) - раздел философии, который изучает природу познания, закономерности познавательной деятельности человека, ее познавательные возможности и способности, предпосылки, средства и формы познания, а также отношение знания к действительности, законы его функционирования, условия и критерии его истинности и достоверности.

ГНОСЕОЛОГИЯ ПОЛЬЗУЕТСЯ Принципом объективности. Принципом познаваемости. Принципом активного творческого отражения. Принципом диалектики. Принципом практики. Принципом историзма. Принципом конкретности истины.

ПОНЯТИЯ Субъект и Объект познания

Субъект познания – человек, включенный в общественную жизнь, в общественные связи и отношения, который использует общественно выработанные формы, способы и методы практической и познавательной деятельности, как материальные (орудия труда, приборы, экспериментальные установки), так и духовные (категории, логические формы, правила мышления, содержание речи, правила ее структурного строения и употребления), это человек, который деятельно осуществляет переход от незнания к знанию, от неполного знания к полному знанию, наращивая необходимое знание о действительности.

Объект познания – это то, на что направляется на основе практики познавательная деятельность субъекта, это часть объективной и субъективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта.

ИСТИНА – это соответствие наших знаний о действительности (Аристотель) Истина - это адекватное отображение объекта субъектом, которое воспроизводит объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. Объективная истина - такое содержание человеческих знаний о действительности, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества.

Относительная истина – это такое знание, которое в принципе правильно, но не полно отображает действительность, не дает ей всесторонний исчерпывающий образ. Абсолютная истина - это такое содержание человеческих знаний, какой тождественный своему предмету, который не будет опровергнут последующим развитием познания и практики.

ПРАКТИКА КАК ЧУВСТВЕННО-ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ВНЕШНЕГО МИРА ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ВКЛЮЧАЕТ: Чувственно-предметное превращение внешнего мира с помощью искусственно созданных орудий и средств. Общение людей с помощью и по поводу данного превращения. Формирование норм и ценностей, которые существуют в виде осознанных норм поведения и обеспечивают целеустремленный характер человеческой деятельности. ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ : Является источником, движущей силой, основой и целью познания. Является критерием истинности знаний.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ - относительно самостоятельная, целеустремленная познавательная деятельность, которая состоит из взаимодействия таких компонентов: Познавательной деятельности специально подготовленных групп людей. Объектов познания. Предмета познания. Особенных средств и методов познания. Уже сформированных логических форм познания и языковых средств. Результатов познания. Целей, которые направлены на достижение истинного и достоверного систематизированного знания.

МЕТОД - это совокупность определенных правил, приемов, способов и форм научного познания и практической деятельности, это есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретного задания, достижении определенного результата, в определенной сфере деятельности.

ВИДЫ МЕТОДОВ ЗА МАСШТАБАМИ ПРИМЕНЕНИЯ Философские - предельно общие методы, которые применяются как в научном, так и в других видах познания: Общенаучные – наблюдение, эксперимент, моделирование, и др. Частично научные методы – применяются в отдельных науках ( меченых атомов – в физике, опрос – в социологии). Методики – применяются для решения специфических задач в конкретной области определенной науки.

СВОЙСТВА МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Четкость, общепонятность. Детерминованисть. Подчиненность определенной цели. Результативность. Надежность. Способность давать результат с наименьшими расходами средств и времени.

ЕДИНСТВО ЧУВСТВЕННОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Эмпирическое познание - утверждает, что чувственный опыт человека является единственным источником познания, недооценивает значение абстрактного, рационального мышления и считает, что решающими в познании являются показатели наших чувств (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Д.Дидро) Рациональное познание - решающим источником истинного познания признает ум, абсолютизирует мышление, утверждает, что научное понимание мира можно создать без любой помощи чувственного опыта ( Б.Спиноза, Р.Декарт, Г.Лейбниц).

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Ощущение – превращение энергии внешнего раздражения в сознание ( отражение отдельных свойств или сторон предмета). Восприятие – качественно новая степень в познании, образ предмета в целом, который не сводится к сумме свойств сторон. Представление – конкретные образы таких предметов или явлений, которые в определенный момент не вызывают у нас ощущений, но которые раньше действовали на органы чувств. Мышление – процесс активного, целеустремленного, обобщенного, опосредствованного, системного и существенного воссоздания и решения проблемы, ее творческого превращения в такие логические формы, как понятие, суждение, умозаключение, категория.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ Понятие - такая форма человеческого мышления, в которой отражаются общие, наиболее существенные признаки предметов, явлений объективной действительности, их внутренние, решающие звязи и законы. Суждение - это форма мысли, в которой отражается наличие или отсутствие у предметов и явлений каких-либо признаков и звязей. Умозаключение – такая форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, в котором содержится новое знание о предметах и явлениях. Категории – универсальные формы мышления и сознания, которые отражают общие свойства, взаимосвязи, закономерности развития.

Воображение – вид познания, который формирует новые конкретно чувственные образы и понятия и осуществляет переход от чувственного к рациональному, а также вербализирует чувственные образы, придает наглядный характер формам мышления. Понимание – это процесс и результат духовно- практического и познавательного освоения действительности, когда внешние объекты привлекаются к осмыслению человеческой деятельности, выступают ее предметным содержанием.

Интуиция – такой способ получения нового знания, когда за неосознанными в данный момент времени признаками, не осознавая путь собственного мнения, субъект делает научное открытие. Объяснение – это раскрытие сущности предметов и явлений путем определения причин их возникновения и существования, наличия законов их функционирования и развития.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование

Наблюдение - планомерное и целеустремленное восприятие предметов и явлений, их свойств и связей в естественных условиях или в условиях эксперимента с целью познания объекта, который исследуется, основными функциями которого является: фиксация и регистрация фактов; предыдущая классификация фактов, уже зафиксированных на основе определенных принципов, сформулированных на основе существующих теорий; сравнивание зафиксированных фактов.

Эксперимент – это исследование любых явлений путем активного влияния на них с помощью создания новых условий, соответствующих цели исследования, или путем изменения прохождения процесса в определенном направлении, который имеет такие специфические особенности: эксперимент дает возможности исследовать объекты в так называемом чистом виде; эксперимент дает возможность исследовать свойства объектов в экстремальных условиях, что способствует проникновению в их сущность; эксперимент можно многоразово повторять

Описание - это указание признаков предмета или явления как существенных, так и несущественных, которое ставит цель дать наиболее полные сведения об объекте. Измерение – определенная система фиксации и регистрации количественных характеристик исследуемого объекта с помощью разнообразных измерительных приборов и аппаратов. Моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), которая за своими свойствами в известной мере воспроизводит свойства объекта, который исследуется.

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОЗНАНИЯ анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, идеализация

Анализ - это разделение предмета на его составляющие (стороны, признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения. Синтез – это объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств, отношений) предмета в единственное целое.

Абстрагирование – метод отвлечения от некоторых свойств и отношений, чтобы сосредоточить внимание на тех, которые являются непосредственным предметом научного исследования. Обобщение – метод научного познания, который фиксирует общие признаки и свойства определенной группы объектов, осуществляет переход от единичного к особенному и общего.

Индукция – метод научного познания, когда на основании знания об отдельном делается вывод об общем. Дедукция – метод познания, когда на основе общего принципа логическим путем из одних положений выводится новое знание об отдельном.

ОСОБЕННЫЕ ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Идея – форма научного познания, которая отражает связи, закономерности действительности и направлена на ее превращение, совмещает истинные знания о действительности с субъективной целью ее превращения и имеет такие функции: Подведение итогов опыта предыдущего уровня знаний. Синтезирование знания в целостную систему. Выполнение роли активных эвристических принципов объяснения явлений. Направление поиска новых путей решения проблемы.

Проблема – это форма и средство научного познания, которое является единством двух содержательных элементов: знания о незнании и предсказания возможностей научного познания

Гипотеза – это форма и средство научного познания, с помощью которых формируется один из возможных вариантов решения проблемы, истинность которой еще не установлена и не доказана.

Концепция – это форма и средство научного познания, которая является способом понимания, объяснения, толкования основной идеи теории, научно обоснованное и в основном доказанное выражение основного содержания теории.

Теория – это наиболее адекватная форма научного познания, система достоверных, глубоких и конкретных знаний о действительности, которая имеет стройную логическую структуру и дает целостное представление о закономерностях и существенных характеристиках объекта.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ